-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 18315
 омментариев: 34161
Ќаписано: 54487

»стори€ камуфл€жа

—реда, 19 јпрел€ 2017 г. 20:57 + в цитатник
»стори€ камуфл€жа

¬ сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военна€ одежда все еще была €ркой и многоцветной. ћундиры всех цветов радуги, блест€щие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перев€зи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, гор€щие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. —олдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Ётим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Ќаиболее грозные силы вдобавок выдел€лись какими-либо хорошо заметными детал€ми одежды. Ќапример, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блест€щими медными налобниками. Ќи о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.

»стори€ развити€ камуфл€жа как военной формы начинаетс€ с начала 20 века.

ƒо прошлого века камуфл€ж как способ визуальной маскировки военной формы в арми€х не примен€лс€ кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отр€дами. “ак, например, 19 апрел€ 1775 года в бою при Ћексингтоне двухтыс€чный английский отр€д был разгромлен подразделением, состо€вшим из нескольких сотен колонистов. «еленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Ёто сражение нагл€дно показало преимущества тактики камуфл€жа перед линейными прусскими построени€ми и пагубностью €ркого, заметного обмундировани€.

—овсем необ€зательно пытатьс€ стать совершенно невидимым дл€ противника. Ёто сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Ќо вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.
 



Ѕлест€щий пример подобного камуфл€жа был продемонстрирован во врем€ знаменитой ѕолтавской битвы 27 июн€ 1709 года. ¬ ночь перед битвой ѕетр I приказал Ќовогородскому полку помен€тьс€ мундирами с недавно сформированным Ћадожским. ѕервый имел синие мундиры, а второй – серые.  ак и ожидал ѕетр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, наде€сь легко см€ть русских новобранцев. Ќо на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Ўведы оказались обмануты цветом мундиров. јтака была отбита.

Ќо это был не первый опыт ѕетра по камуфл€жу. ≈ще во врем€ второй осады Ќарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость.  омендант крепости попалс€ на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюс€ падением Ќарвы.

ѕон€в, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. ћундиры и штаны, головные уборы и ботинки, оде€ла и носовые платки, штабна€ мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Ќаиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.

— 1880 года униформа подобного цвета стала по€вл€тьс€ и в британских подразделени€х в »ндии. ¬ традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и нова€ форма получила название «хаки», что в €зыке хинди означало «пыльный, гр€зный» (в хинди это слово попало из другого €зыка – фарси – где оно означало «гр€зь», в смысле земл€ или почва). “еперь это слово есть практически во всех €зыках мира.

японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосход€т своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. ¬след за англичанами они переодели свою армию в форму, котора€ совпадала по цвету с тоном местности. Ћандшафт ёго-¬осточной јзии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. японцы подобрали наиболее подход€щий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. —пуст€ два года в униформе цвета хаки €понские солдаты встретились на пол€х ћаньчжурии с русскими полками. –оссийское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из јнгло-бурской войны. ¬прочем, и другие страны тоже. ƒаже в самой ¬еликобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остаетс€ неизменной, но дл€ боев на особых театрах военных действий разрешаетс€ носить форму цвета драб.

¬ общем, в –усско-€понскую войну русска€ арми€ вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. ќфицеры щегол€ли в ослепительно белых кител€х со сверкающими золотыми и серебр€ными погонами, офицерскими по€сами и портупе€ми, обшитыми золотым и серебр€ным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. ћеткий огонь €понской пехоты, к которому добавл€лс€ огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. японцы стрел€ли, сами остава€сь невидимыми. ѕришлось русским солдатам и офицерам перекрашиватьс€ в защитный цвет уже во врем€ боев.

ћежду 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле бо€ от цвета его мундира. ¬ы€снилось, что самые заметные цвета – белый, €рко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, €рко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

ћногие страны сделали из –усско-€понской войны верный вывод. Ќо внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к €рким цветным мундирам, нелегко. ¬ –оссии униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Ўвеции – в 1906-м, в јвстро-¬енгрии – в 1909-м, в √ермании и »талии – в 1910-м. —амыми консервативными оказались французы. ѕервые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу ѕервой мировой войны нова€ походна€ форма лежала лишь на складах. ¬ свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, €рко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. “рудно поверить, но факт остаетс€ фактом – французска€ арми€ надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.



  концу ѕервой мировой русска€ арми€ носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Ќо когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета дл€ надежной маскировки недостаточно. ÷вет одежды, наиболее подход€щий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное п€тно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выдел€лс€ на фоне местности, котора€ крайне редко имеет монотонный цвет. —кажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снар€дами земли, выгл€дел тусклым п€тном на фоне сочной €ркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.

—тремление создать подход€щее дл€ всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. ѕерва€ иде€ п€тнистого камуфл€жа состо€ла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. “ак родилась хорошо всем известна€ камуфл€жна€ окраска.

¬ 20х годах в советской –оссии командование  расной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована ¬ысша€ школа военной маскировки. ”же в 1927 году по€вились три вида маскировочной одежды. ¬ √осударственном институте јЌ ———– были начаты фундаментальные научные исследовани€ основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихс€ ученых —. ћ. ¬авилова, ¬. ¬. Ўаронова и др. ƒл€ сравнени€ уровн€ приведЄм пример – первый камуфл€жный рисунок, использовавшийс€ американской армией, был разработан садоводом Ќ.√иллеспи.

в начале 30-х годов в ———– были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амЄбообразных п€тен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. ¬ таких «маскировочных халатах»  расна€ јрми€ и вступила в ¬еликую ќтечественную войну.



–асцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. ÷вета рисунка камуфл€жа были подобраны с учЄтом различной местности и времени года, например чЄрные деформирующие п€тна по трав€нисто-зелЄному фону дл€ лета, или гр€зно-коричнево-жЄлтый фон с тЄмно-коричневыми «амЄбами» дл€ осени.

ћаскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундировани€ и снар€жени€, доступ к которому осуществл€лс€ через специальные прорези. ќгромный капюшон нат€гивалс€ непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертани€ плечей и головы.

ѕомимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски дл€ станковых пулемЄтов, оригинальна€ маскировочна€ бахрома-лента с вплетЄнным в неЄ мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

ѕотенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в √ермании в 1931 году был разработан рисунок камуфл€жа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во врем€ войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы дл€ стальных шлемов.

—вои исследовани€ в этой области проводило и ведомство √имлера – в годы войны войска —— использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. ¬ современном бундесверовском «флектарне» €вно просматриваетс€ вли€ние рисунка образца 1944 года «горошина».

 онечно, наша арми€ уступала немецкой по массовости применени€ камуфлированных предметов обмундировани€ – у нас они сто€ли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделени€х, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учЄтом фронтового опыта, велись посто€нно.
¬ 1944 году были проведены исследовани€ трофейных средств маскировки. Ќа основе обобщЄнного опыта в конце войны по€вилс€ новый трЄхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через п€тьдес€т лет). “акой рисунок создаЄт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимани€.

ƒополнительно ткань прокатывали «амЄбами» светлого оттенка. —в€зано это с тем, что мелкоп€тнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком рассто€нии, на больших дистанци€х сливаетс€ в сплошное п€тно. “ут-то и начинают «работать» большие п€тна – практически идеальна€ маскировка.

ѕосле войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. ¬место маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был прин€т маскировочный комбинезон. ¬ 1957 году он был модернизирован. ¬ конструкции комбинезона были введены шлЄвки дл€ креплени€ растительности – совсем не лишний элемент.

 омбинезон до сих пор служит во многих разведподразделени€х – из старых запасов. ƒл€ мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносилс€ на специальную ткань крупного полотн€ного плетени€.  остюм  «— из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундировани€ или ќ«  (очень разумный шаг, учитыва€, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит дл€ открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь гр€зно-жЄлтое или серо-зелЄное).

 остюм широко примен€лс€ в јфганистане и досих пор пользуетс€ попул€рностью на —еверном  авказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. ѕравда уже в 70-х годах стало €сно, что все эти образцы устарели.  стати, интересно, что отечественный двухцветный камуфл€ж на западе называют «компьютерным» (computer madding).

–исунок напоминает листь€ дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. —ветло-серые по тЄмно-зелЄному фону (комбинезон также выворачивалс€ на ночную, менее контрастную сторону), и жЄлтые п€тна на трав€нисто-зелЄном фоне. –исунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тен€ми от растительности, но деформирующий рисунок слишком повтор€етс€, а контрастные светло-серые п€тна на близком рассто€нии привлекают внимание.

¬ начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «ќзимь» и «Ћевзе€» начались исследовани€ по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. ¬ 1984 году было прин€то постановление о прин€тии на снабжение новой полевой формы одежды.

 амуфлированна€ ткань дл€ нового обмундировани€ производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ќ – (опытно-конструкторской разработке) «Ѕутан». Ќеобходимо заметить, что отечественные рисунки камуфл€жа, в отличие от западных, не имеют названий и различаютс€ по артикулам.

—уществующие и обиходе и литературе названи€ €вл€ютс€ сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берЄзками», «амЄбами» зачастую называют совершенно разные рисунки.  амуфл€ж, разработанный в ходе ќ – «Ѕутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с п€ти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдени€ изначальной колористки (вот это €вл€етс€ проблемой).



¬ конце 80-х ¬ƒ¬ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование.   сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используетс€ только при производстве костюмов дл€ лЄтного состава ¬¬—.

¬ 1994 голу рисунок был заменЄн другим, более универсальным, также разработанным в институте. –исунок издалека напоминает листву молодых берЄзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

¬ конце 90-х годов »¬” ћќ на его основе запустило в производство новый рисунок «‘лора». ¬ нЄм €вно прослеживаетс€ вли€ние «тигрового» рисунка времЄн вьетнамской войны – единственного по-насто€щему удачного, и продуманного камуфл€жа в американской армии. Ќесмотр€ на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе –оссии, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. п

—в€зано это с проведЄнным в институте хорошим подбором оттенков зелЄного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. »з-за характерных полос, в войсках камуфл€ж быстро прозвали «арбузным».

—пециалисты ÷¬” ћќ просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов.  амуфл€ж хорошо работает до п€тидес€ти метров, а после застирывани€ до ста.
¬ 2008 году был разработан новый тип камуфл€жа – цифровой. ќ нЄм известно немного, практического применени€ в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфл€жа в каких либо меропри€ти€х ¬— –‘ – парад на  расной площади 9 ма€ 2008 года.



ƒобитьс€ нужного набора цветов, чтобы хот€ бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. ѕриходитс€ довольствоватьс€ только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.

¬озникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? » сколько цветов должен иметь камуфл€ж? ћного – окажетс€, что одного-двух совпадающих цветов €вно не хватает дл€ маскировки. ћало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.

ћетодом проб и ошибок специалисты в конце концов пон€ли – человек хорошо распознает и выдел€ет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. „асто глазу достаточно хот€ бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. » наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрени€, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

¬ общем, непроста€ это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. ј не распознав предмет, невозможно пон€ть – представл€ет ли он опасность. ¬ этом-то как раз и состоит основной принцип камуфл€жа – быть невидимым, будучи видимым.
ћетки:  



papatya83   обратитьс€ по имени „етверг, 18 »юн€ 2009 г. 18:50 (ссылка)
классно!!! очень интересно, пасибо=))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку