-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56885



Ќа чем кл€лись французские короли? «агадочна€ истори€

„етверг, 10 —ент€бр€ 2009 г. 15:22 + в цитатник

 
Ќа чем кл€лись французские короли? «агадочна€ истори€
 
 ак им и положено при вступлении на престол, кл€лись короли на евангелии. “олько в течение многих столетий и не догадывались – на каком именно. ј кл€тва приносилась на слав€нской книге, привезенной из  иева прародительницей 30 французских королей јнной ярославной, дочерью ярослава ћудрого. » по преданию, впервые распознал церковно-слав€нский текст ѕетр ¬еликий в бытность его во ‘ранции в 1717 году. ѕросто вз€л и стал читать – к потр€сению всех присутствующих. 

Ёто перва€, общеприн€та€ верси€, но от этого не менее загадочна€. ‘ранцузские короли с 1059 по1793 годы кл€лись на церковно-слав€нской пергаментной рукописи – факт потр€сающий. Ќо как это могло произойти? ƒа и книга – необычна€. ѕерва€ ее часть содержит чтение праздничных евангелий по обр€ду православной церкви и написана кириллицей.

—торонники первой версии считают доказанным, что она уже хранилась в библиотеке ярослава ћудрого и €вл€лась, в свою очередь, переписью со староболгарского евангели€. ¬тора€ часть с апостольскими послани€ми написана глаголицей. —амо по себе – уже загадка.

јнна ярославна – треть€ из четырех дочерей ярослава ћудрого от брака с »нгегердой Ўведской. ¬ 1051 году она вышла замуж за √енриха I (он был к тому времени дважды вдовцом и подыскивал подход€щую жену – не родственницу, способную дать ему наследника, а заодно и обеспечить поддержку в качестве противовеса —в€щенной римской империи).

јнна стала во всех отношени€х прекрасной женой, родила троих сыновей (старший стал впоследствии королем ‘илиппом I, и это им€, доселе неизвестное в ≈вропе, с тех пор становитс€ попул€рным). —тала она знаменита и своей дальновидностью, энергией и умом: «јнна –ъина» сто€ло р€дом с подписью мужа на государственных документах, часто – слав€нскими буковками.

ƒальнейша€ биографи€ французской королевы прекрасно известна: вдовство, любовь к женатому графу из рода ¬алуа, похищение и тайное замужество, снова вдовство и возвращение во двор корол€ – уже своего сына. ”дивительна€ женска€ судьба, добра€ пам€ть на своей второй родине. —кульптура јнны ярославны – главное украшение портала церкви —в€того ¬инсента в городе —енлис во ‘ранции (который сама же и основала в 1060 году) в 40 километрах от ѕарижа. “акже ее изображение можно увидеть в —офийском соборе в  иеве.

ј с евангелием остаютс€ не€сности: откуда же в таком случае вз€лась втора€ часть, написанна€ глаголицей?

ƒруга€ верси€ предполагает, что перва€ часть евангели€ была составлена ѕрокопием „ешским (ок. 985-1052 гг.), основателем —азавского монастыр€ в „ехии. ѕрокопий „ешский сделал очень много дл€ распространени€ в „ехии слав€нской культуры и письменности.  онечно, службы проводились по римско-католическому обр€ду, но на церковно-слав€нском €зыке, что вызвало гонени€ и преследовани€ ѕрокопи€.

ј дальше – насто€щий детектив.

¬ 1347 году император  арл IV основал в ѕраге монастырь в честь св€тых  ирилла и ћефоди€, ¬ойтеха и ѕрокопи€ —азавского. ¬о ‘ранции дл€ этого монастыр€ была приобретена перва€ часть –еймсского евангели€. ѕравда, не€сно, как во ‘ранции оказалась церковнослав€нска€ рукопись – получаетс€, все-таки јнна ярославна? “ем более, что известно: первым покл€вшимс€ королем был ‘илипп I – сын јнны. ћонахи монастыр€ дополнили евангелие, соединили обе части в один переплет, украсив св€тыми мощами и драгоценност€ми.

¬ 1419 году гуситское войско яна ∆ижки пришло в монастырь и забрало уже двусоставное евангелие. √уситы хранили его у себ€ 40 лет, после чего евангелие попало в  онстантинополь, где оставалось целый век. «атем знаменитый константинопольский живописец привез его на “риденский собор. ≈вангелие перешло к кардиналу  арлу Ћотарингскому, который пожертвовал его в дар –еймскому собору. ј дальше на нем прис€гали и ‘ранциск II, и  арл IX, и √енрих III, и Ћюдовики XIII, XIV, XV и XVI. “радици€ была прервана ‘ранцузской революцией.

Ќаполеон Ѕонапарт повелел перенести все рукописи, в том числе и евангелие, уже лишенное всех украшений и драгоценностей, в муниципальную библиотеку –еймса. ј в середине XIX века русский ученый ј. “ургенев, копа€сь в библиотечных архивах, вновь «открыл» знаменитое евангелие.

“ам же оно и хранитс€ до сих пор, «под опекой» фонда  арнеги, в городе, где традиционно короновались французские короли и где происходило венчание √енриха I  апетинга и киевской кн€жны.
≈сть и другие версии. Ќо ни одна из них не оспаривает сам исторический факт: французские короли приносили кл€тву на книге, половина которой написана нашей родной кириллицей.  ак бы там ни было, истори€ эта занимательна во всех отношени€х...

 √ал€  онстантинова

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



ƒарь€_»сключение   обратитьс€ по имени „етверг, 10 —ент€бр€ 2009 г. 19:10 (ссылка)
Ѕгг.
Ћюбой книговед или редактор это знает, проход€т на истории книжного дела, на первом курсе
–еймское евангелие называетс€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
besta-aks   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 —ент€бр€ 2009 г. 13:47 (ссылка)
’ќ–ќЎќ-Ѕџ „“ќЅџ Ё“ќ“ ‘ј “ »«”„јЋ» » ¬ Ў ќЋ≈
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку