-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20211
 омментариев: 34434
Ќаписано: 56877



 огда и как на земле по€вились оборотни? ѕоверь€ древности

„етверг, 10 —ент€бр€ 2009 г. 20:00 + в цитатник
 огда и как на земле по€вились оборотни? ѕоверь€ древности
—разу предупрежу: если уважаемый читатель рассчитывает на мистику в рассказе, то совершенно напрасно: кровавые истории с участием потусторонних сил не €вл€ютс€ в нем основной темой. ¬едь вера в оборотничество возникла у наших далеких предков из убеждени€ о родственных св€з€х и близости животных с людьми.

»ндейские мифы повествуют о том, что люди и животные были прежде едины, а различались лишь одеждой. ќблачение звер€ в шкуру считалось временным €влением, так сказать, «прикидом на выход», а у себ€ дома – в норе или берлоге – он вполне мог ее снимать, станов€сь человеком. ѕотому и обр€довые костюмы предусматривали звериные шкуры и маски.

ѕо утверждению —.ј.“опорова, «иде€ оборотничества вообще приурочиваетс€ обычно к тому животному, которое в данной стране служит главным предметом почитани€, представл€€ особую опасность дл€ человека». ≈сли в ≈вропе это, чаще всего, волк, то в иных регионах – тигр, €гуар, леопард и т.д.

¬ бушменском предании женщина превращаетс€ во льва и охотитс€ на антилоп, чтобы накормить м€сом голодного мужа (о том, почему он сам не мог добыть пропитание дл€ семьи, умалчиваетс€). ¬ чукотских и китайских сказани€х фигурируют женщины-лисицы. ¬ерховное божество обских угров имело сыновей, которые обращались кто в лебед€, кто в гус€, кто в €стреба, кто в щуку. ћарийска€ богин€ очага ёртава оборачивалась то черной кошкой, то серым зайцем.

Ћюбопытно, что способностью к оборотничеству часто надел€лись герои-первопредки тех или иных племен. «а примерами далеко ходить не надо. Ќаш былинный богатырь ¬ольга —в€тославич превращалс€ в волка, а то и в сокола и даже в муравь€. ” саамов ћ€ндаш-дева становилась оленем, и сын ее, ћ€ндаш-парень, тоже обладал аналогичной способностью. ј ¬асилиса ѕрекрасна€, что р€дилась в л€гушачью кожу? ј ÷аревна Ћебедь? ј ‘инист – ясный сокол? Ќельз€ не отметить, что речь идет в этом случае о самых что ни на есть положительных персонажах, и никакого зла в превращени€х не усматриваетс€.

 .¬асильев "¬ольга —в€тославич"
 .¬асильев "¬ольга —в€тославич"
 ак же случилось, что оборотни стали представл€тьс€ чудовищами? ѕодобное верование возникло из того, что оборотничество стало в об€зательном пор€дке приписыватьс€ колдунам, шаманам и знахар€м. —уевери€ русичей предписывали, что они могут представать в виде волков, собак, лошадей, кошек, свиней, жереб€т. ¬ украинских и белорусских поверь€х они по€вл€лись в облике свиньи, собаки, кошки, сороки, жабы; в парагвайских и малайских – в образе тигров, в бушменских – в виде шакалов. ¬от отсюда и проистекают страхи перед оборотн€ми.

»ндейцы племени май€ полагали, что колдун, представший в образе животного (собаки, поросенка), способен взгл€дом убить человека; малайские семанги считали, что в зверином обличье колдуны поедают людей, как живых, так и мертвых, причем вместе с кост€ми.

√еродот сообщал о свидетельствах греков и скифов относительно невров, обретавшихс€, кстати сказать, на земле белорусской, которые все сплошь были чароде€ми и на несколько дней в году становились волками. —ами белорусы верили в особых чаровников, превращающихс€ в волков, которых ни убить, ни изловить невозможно.

Ќо почему же колдунам у разных народов непременно приписывалось оборотничество? ƒа потому, что считалось, будто они понимают €зык зверей и птиц, т.е. родственны им. ¬от так перевернулось древнейшее представление о св€зи всех людей с животными, оставленное лишь дл€ особой, ведьмаческой категории.

» на этом основании в пору мрачного средневековь€ всех заподозренных в колдовстве отправл€ли на костер. ѕо€вилс€ даже термин – ликантропи€ (в современной медицине так называют форму умопомешательства, при которой больные воображают себ€ превращенными в зверей, преимущественно в волков). —обственно говор€, здесь можно усмотреть процесс отдалени€ человека от природы, выжигани€ стародавних представлений об общности людского мира с другими ее царствами.

ƒаже способы обретени€ животного образа постепенно мен€лись. ≈сли сначала (сообразно первобытным представлени€м о шкуре/коже как одежде) достаточно было обр€дитьс€ в звериный либо птичий или рыбий костюм, то затем процедура стала предусматривать кувыркани€, удары оземь, прыжки через определенным образом расставленные колышки.

» область превращений по мере переноса акцента с почитани€ животного на приписывание ему злого умысла стала расшир€тьс€. ѕо€вились взгл€ды, что колдун-оборотень может и другим люд€м придать зооморфный вид. Ќапример, у слав€н (русских, украинцев, белорусов) возникло такое поверье: колдун, не приглашенный на свадьбу, может превратить новобрачных (а то и вместе со всеми гост€ми) в волков. —аамы посчитали, что колдуньи-нойды способны из человека сотворить кошку, а парагвайцы сочли возможным обращение людей по воле колдуна в выдр.
ћен€етс€ мир, мен€ютс€ взгл€ды. „еловек забыл €зык зверей и птиц, извел многих из них, оставил в прошлом представлени€ о родственных св€з€х, засорил и замусорил сушу и воды «емли, дав природе иное название – окружающа€ среда. Ќе находите, что звучит несколько высокомерно? ј вот если бы пам€ть предков вернулась, стали бы люди относитьс€ к животному миру по-родственному?

¬алентина ѕономарева

ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз



ludvik   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 —ент€бр€ 2009 г. 02:43 (ссылка)
—пасибо. »нтересный материал.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку