-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56882



„то ты ржЄшь, мой конь ретивый?.. ƒревн€€ символика лошади

ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 12:25 + в цитатник

 

„то ты ржЄшь, мой конь ретивый?.. ƒревн€€ символика лошади

 онь в традиции многих народов почитаетс€ как св€щенное животное.

 
» вечный бой! ѕокой нам только снитс€
—квозь кровь и пыль...
Ћетит, летит степна€ кобылица
» мнЄт ковыль...

ј.Ѕлок.

 онь в традиции многих народов почитаетс€ как св€щенное животное. ќн выступает необходимым атрибутом высших €зыческих богов и одновременно €вл€етс€ хтоническим существом, св€занным с культом плодороди€ и смертью. ” слав€н (и не только у них) р€женые конЄм участвовали в календарных обр€дах, в том числе,  ол€де, —в€тках и т.д. «—ловарь слав€нской мифологии» сообщает:

ѕам€тник небесным кон€м в “уркменистане
ѕам€тник небесным кон€м в “уркменистане

«... онь одинаково считалс€ детищем Ѕелобога (стихи€ света) и „ернобога (стихи€ мрака), причем, доброму богу посв€щалс€ белый конь, а злому – черный. — разделением власти над миром и всеми €влени€ми его быти€ белые кони передаютс€ в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала ѕеруну, потом —в€товиду и, наконец, —ветловиду-яриле), черные же станов€тс€ собственностью —трибога и всех буйных ветров – стрибожьих внуков. —олнце – это небесный конь, в продолжение дн€ обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».

 оньки на крышах русских изб став€тс€ и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. ј в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали кон€, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. √ородскую стену ставили таким же образом.

¬ индийских ”панишадах описан ритуал приношени€ кон€ в жертву богам. ѕодобное присутствует и в «Ўатапатха-брахмане», «¬аджасанейи-—амхите» яджурведы, где указываетс€ на сотворение мира из частей кон€ при его жертвоприношении.

 вадрига солнечного бога јполлона на Ѕольшом театре
 вадрига солнечного бога јполлона на Ѕольшом театре
ѕоклон€лись кон€м и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога јрдвисуры јнахиты запр€жена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. ј громовержец “иштри€, олицетвор€ющий —ириус, по преданию, каждый год спускаетс€ с неба в виде белого златоухого кон€ на битву с демоном засухи јпаоши, выступающем в образе кон€ чЄрного, облезлого, безобразного. ќт исхода их сражени€, по веровани€м иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.

¬ коми-перм€цкой традиции кони €вл€ютс€ держател€ми земли: «Ќа трЄх кон€х земл€ держитс€: черном (вороном), красном и белом.  огда чЄрный конь держит – на земле голод и мор, когда белый – на земле сплошные войны и смерти, когда красный – царит мир, спокойствие и благополучие».

ѕегас. ‘ранкфурт-на-ћайне
ѕегас. ‘ранкфурт-на-ћайне
¬  итае лошадь олицетвор€ет небеса, огонь, €н, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. ¬ японии богин€ Ѕато  аннон, милосердна€ ¬елика€ ћать по€вл€етс€ либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Ѕуддизм считает кон€ символом неразрушимости, скрытой природы вещей.  рылатый конь “уча €вл€етс€ одним из образов јвалокитешвары. ≈ще один крылатый конь, ѕегас, представлен в античной мифологии. ќн был сыном ѕосейдона и ћедузы. ѕосейдон вообще считаетс€ творцом, отцом или дарителем лошадей. ќднажды он преследовал ƒеметру, воспылав к ней любовью. ѕыта€сь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он прин€л облик кон€ и сумел добитьс€ своего. ќт этого брака родилс€ јрион, божественный конь, умевший говорить.

јничков мост в —анкт-ѕетербурге
јничков мост в —анкт-ѕетербурге
¬ римском пантеоне существовала позаимствованна€ у кельтов богин€-защитница лошадей по имени Ёпона, св€занна€ с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же врем€ – с культом смерти (выполн€€ роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мЄртвых). ” кельтов вообще немало было св€зано с лошадьми. ¬ »рландии и ”эльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, св€занных с солнечным культом и потусторонним миром. “ак, один из правителей фоморов зоветс€ Ёохо Ёхкенд («Ёохо конска€ голова»). ќдин, верховный бог германо-скандинавской мифологии, ездил на восьминогом —лейпнире. “учи были боевыми кон€ми ¬алькирий.

¬ христианстве конь символизирует —олнце, смелость, благородство. ќн €вл€етс€ эмблемой св€тых (√еорги€ и др.). Ќаконец, четыре кон€ јпокалипсиса – это война, смерть, голод и эпидеми€.

явл€€сь символом —олнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Ќо как же может сол€рный символ быть св€занным с культом смерти? ƒа очень просто: как —олнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

народов  авказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обр€дах, в частности, его посв€щают усопшему, обвод€ вокруг тела, вкладыва€ узду в руку покойного и надреза€ ухо коню или выстрига€ волосы. ¬ день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутр€ного сала животных и куски м€са, а под ним устраивали костЄр. ¬садники на скачках сост€зались в искусстве выхватывани€ из пламени костра сала и м€са, победителю вручалс€ баран, которого тот приносил в пам€тную жертву. ¬прочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках и т.д.

ј сказочные кони (««олотой конь», «—ивка-Ѕурка», « онЄк-горбунок», конь »льи ћуромца, наконец)! »м подвластны пространство и врем€, присуща способность переносить геро€ не только на громадные рассто€ни€ – «выше лесу сто€чего, ниже облака ход€чего», но и между мирами.  роме того, они преображают геро€, который, например, пролеза€ из левого конского уха в правое, превращаетс€ из оборванца в царевича.   тому же €вл€ютс€ верными спутниками, выручают даже после гибели, наход€ живую и мЄртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.
...ƒавно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижени€ и основной т€гловой силой – тоже. Ќет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгл€да сохранили прит€гательность и дл€ нас. “ак и хочетс€ спросить с улыбкой: нет ли здесь магии?
  ¬алентина ѕономарева
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Tayanya_ZSH   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 12:29 (ссылка)
жаль что есть народы каторые ед€т конин м€су
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилиса2603   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 13:24 (ссылка)
отличный, информативный пост! —пасибо)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—олана   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 —ент€бр€ 2009 г. 11:05 (ссылка)
ћного интересного. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку