-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 19691
 омментариев: 34411
Ќаписано: 56259


Ћьвина€ капитель из долины √анга. „то она символизирует?

¬оскресенье, 22 —ент€бр€ 2019 г. 15:03 + в цитатник

Ћьвина€ капитель из долины √анга. „то она символизирует?

Ћьвина€ капитель (фрагмент)

 
 ультура »ндии возникла в глубокой древности и €вл€етс€ своеобразным и ценным вкладом великого народа в мировую сокровищницу. ћеньше, чем греческим, повезло индийским богам и геро€м. ≈вропа долгое врем€ их не знала. ¬ ¬едах – св€щенных писани€х ариев, – есть боги неба, атмосферы и земли. «атем из этой религии развилс€ брахманизм, а с ним пришло почитание Ѕрахмы, ¬ишну, Ўивы и других божеств. “рудно разобратьс€ в этом пантеоне богов. Ќу а затем по€вилс€ Ѕудда.

Ѕуддизм, возникнув в »ндии в V в. до н.э., впоследствии почти совсем исчез из этой страны. Ќо в III в. до н.э. новое учение стало официальной религией могущественного государства ћагадха в долине √анга. ≈е прин€л знаменитый император јшока из династии ћаурьев, предки которого объединили большую часть »ндии. —ам јшока мог бы собрать под своей властью все земли полуострова и с полным правом присвоить себе титул «„акравартина» – всемирного владыки. Ќо его указы повествуют о другом: «≈го —в€тейшее ¬еличество желает, чтобы все живое обрело безопасность, самообладание, душевное спокойствие и радость. ¬место поклонени€ барабанам войны наступило врем€ поклонени€ «акону...»

јшока энергично распростран€л буддизм и построил тыс€чи буддийских пам€тников. Ѕуддизм – это, прежде всего, «дхарма» (учение): правильные мысли, слова и действи€; воздержание как от излишеств, так и от сурового аскетизма; равенство и братство всего живого и мир. “ака€ религи€ была пон€тна и близка всем. ѕозже буддизм распространилс€ по всем азиатским странам.

јшока ћилостивый прошел по местам, св€занным с жизнью и учением Ѕудды, и велел украсить их и ведущие к ним дороги колоннами. Ќа некоторых колоннах вырезаны его указы и наставлени€. ƒл€ их исполнени€ были призваны лучшие мастера из «ападной »ндии.  амень примен€лс€ в »ндии только дл€ религиозной архитектуры, жилища строились из дерева.

¬ столице ѕаталипутре, в огромном дворце ћаурьев, каменными были только колонны, несшие т€жесть нескольких этажей. √реки в 302 г. до н.э. сообщали, что в царском дворце такие чудеса, о каких не могли и мечтать ни —уза, ни Ёкбатана, столица могущественной персидской империи јхеменидов. ѕоражали гостей и колонны из стволов тика, обвитые виноградом: лозы с гроздь€ми и птички, сид€щие в листве, были исполнены чеканкой и литьем из серебра и золота. јшока еще больше украсил этот дворец своего деда, основател€ династии.

“о, что сохранилось от периода ћаурьев, не может дать представлени€ о размахе строительства и величии культуры ƒревней »ндии. Ќо даже одни скульптуры колонн јшоки указывают на высочайший уровень мастерства безым€нных ва€телей. Ќайдено 30 колонн, из которых 10 хорошо сохранились. ќни не несли нагрузки и ничем не поддерживались. ¬озможно, они входили в какой-то архитектурный ансамбль.  апители в форме перевернутого цветка лотоса с венчающими их скульптурами ва€лись монолитно, из одного каменного блока, и скрепл€лись со стволом при помощи металлического штифта.  олонны достигали 15 м высоты и 50 т веса.

¬семирно известна€ Ћьвина€ капитель украшала колонну, поставленную јшокой между 250 и 232 гг. до н.э. в —анатхе. “ам, по преданию, Ѕудда, наход€сь в «ќленьем парке», произнес свою первую проповедь и приобрел последователей учени€, названного ««аконом Ѕудды». Ѕуддисты говор€т, что он «повернул  олесо ƒхармы», привел его в движение, и оно покатилось по всему азиатскому миру. Ќеудивительно, что именно здесь, в —арнатхе, была поставлена колонна с самой лучшей по исполнению и самой богатой символами капителью.

—ама капитель – в виде цветка лотоса, перевернутого вниз лепестками. Ћепестки одинаковы и красиво изогнуты, чтобы капитель была шире кверху.  апитель должна была играть незначительную роль, служа лишь подставкой главной скульптуре. Ќа круглой абаке рельефы символических животных чередуютс€ с изображением колеса: спокойно идущий бык, скачуща€ лошадь и поспешно, но мерно шагающий слон.

—имволика всех фигур буддийска€, но корень ее еще в добуддийской культуре »ндии. Ћев означает —евер, а так как буддизм пришел в »ндию оттуда, то это одна из причин, св€зывающих образ льва с Ѕуддой. —лон – символ ¬остока. ¬ мифологии »ндии Ѕелый —лон олицетвор€ет дождевое облако, на котором едет божество грозы и бури »ндра. ѕо другой легенде, и Ѕудда спустилс€ с неба в виде слона.

Ѕык – символ «апада, перевозчик одного из главных божеств – Ўивы. Ѕудда, по преданию, родилс€ под зодиакальным созвездием Ѕыка (“ельца).

Ћошадь издревле была символом ёга и —олнца. Ѕог —олнца – —урь€ – мчитс€ на колеснице, запр€женной семью кон€ми. Ѕудда, еще царевичем √аутамой, на коне тайно уехал из дворца к отшельникам, чтобы у них найти ответы на волновавшие его вопросы.

Ћебедь – символ монаха, достигшего высшей степени духовного развити€ на «емле.

Ћотос, как св€щенный цветок, был наиболее попул€рен в странах јзии и в ≈гипте, значение его многообразно.

√лавный эффект сарнахтской колонны зависит от великолепной квадриги львов, возвышающихс€ над абакой: 4 льва как бы сращены друг с другом туловищами, так что выступают только передние половины их фигур. Ћьвы сто€т с полуразверстыми паст€ми, с головами, обращенными на 4 стороны света. ѕервоначально они несли на своих спинах большое « олесо ƒхармы» (каменные обломки которого хран€тс€ в музее —арнатха).  апитель с фигурами имеет 2,14 м высоты. ќна изва€на из монолита чунарского песчаника и прикреплена к колонне медным штифтом. ѕолировка столба и всех фигур хорошо сохранилась.

—кульптура монументальна€, и величественна€ квадрига львов, направленных во все стороны от центральной оси, создает впечатление цельности и единства пам€тника, торжественно завершает колонну. ћ€гкий блеск поверхности светло-серого песчаника подчеркивает пластичность и совершенство моделировки каждой детали. ћощные передние лапы царственных животных твердо уперлись в землю, красиво стилизованы крупные пр€ди грив. Ћьвы величественны в своей звериной красоте, мощи и мирном спокойствии, их облик благороден и выражает сдержанное достоинство. ¬ их оскале нет свирепости.

— вдохновением и талантом автор идеализировал мощь и благородство цар€ зверей как символ Ѕудды, которого называли «Ћьвом «акона». ќн превратил львов в опору великого « олеса ƒхармы»: они несут его на спинах с благородным достоинством. —реди колонн јшоки нет ни одной с таким богатством изобразительных мотивов, гармоничным и наиболее полным комплексом важнейших буддийских символов, как Ћьвина€ капитель столба из —арнатха.

‘орма капители имеет свой прототип в искусстве »рана. Ёто и не удивительно, если вспомнить, что јшока вызывал каменщиков и скульпторов по камню из области долины »нда, котора€ еще недавно входила в империю јхеменидов. Ћьвина€ капитель была широко известна в стране и вызывала подражани€. ¬ начале ’’ в. колонна была найдена упавшей, фигуры львов на ней оказались сильно повреждены и не могли быть восстановлены полностью. —ейчас Ћьвина€ капитель находитс€ в музее —арнатха.

ƒл€ »ндии Ћьвина€ капитель стала символом древности и величи€ культуры, миролюби€ внешней политики. »грает роль и то, что колонну поставил јшока – правитель, до сих пор пользующийс€ огромным уважением народа. ќб јшоке ƒ. Ќеру писал: «≈динственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решилс€ прекратить войну в самый разгар победы».
»зображение Ћьвиной капители включено в государственную печать –еспублики »ндии. Ќа индийском флаге средн€€ полоса бела€ – цвета истины и мира. Ќа ней изображено колесо точно такой формы, как на абаке Ћьвиной капители. ќно стало символом прогресса.

 арина Ѕахтадзе

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку