-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56882



Ђƒруг јркадий, не говори красивої. »ли... говори?

¬торник, 20 ќкт€бр€ 2009 г. 11:39 + в цитатник

 
«ƒруг јркадий, не говори красиво». »ли... говори?
«— каким восторгом € встречаю
“вои чудесные глаза.
Ќо что-то в них € замечаю –
они не смотр€т на мен€.
я опущусь на дно морское,
€ поднимусь под облака.
я все отдам тебе земное –
лишь только ты люби мен€»


ћ. ё. Ћермонтов наверн€ка оценил бы по достоинству такое чудесно-вольное обращение с его «ƒемоном».

ј это и не «ƒемон» вовсе – а городской романс «ќчаровательные глазки». — небольшим таким «демоническим» уклоном. ќбразец «высокого штил€» городской мещанской речи. 

√ородска€ мещанска€ речь конца 19 - начала 20 века – €вление уникальное. ¬езде слышны ее отголоски – и в цыганском романсе, и в и столь любимом нами до сих пор городском «жестоком» романсе и шансоне. ќна вобрала в себ€ и элементы высокой поэзии, и наукообразие, и профессиональный арго, и блатную лексику.

Ўироко и повсеместно распространилось это €вление в середине 19 века, после отмены крепостного права, когда мещанское городское сословие, уже «красиво говор€щее», пополнилось выходцами из деревень, желающими приобщитьс€ к «цивильной жизни» и «высокому слогу» и тоже выражатьс€ красиво, поднабравшись умных оборотов «от бар и от городских», со своей обыденной речью при этом не расстава€сь.

ѕрактически все русские писатели отдали дань этой колоритной городской речи – и  уприн, и Ѕунин, и „ехов, и “елешов и, немного позже, «ощенко. ¬спомним чеховского «”много дворника»: «Ќе видать в вас никакой цивилизации. ѕотому что нет у вашего брата насто€щей точки». “рогателен обер-кондуктор —тычкин, желающий сочетатьс€ «узами »гумене€», и конторщик ≈пиходов, «совершенно приведенный в состо€ние духа». » все это – не с потолка, а из гущи тогдашней жизни.

ј вот действительные курьезы вывесок: «“рактир ѕриют весны с крепкими напитками», кавказский трактир «Ќе уезжай голубчик мой», «ќккультист. ќчки, пенсне, лорнеты, Ў. Ѕ. √уревич» «ћоды и десу јдель  арловна», «ѕарикмахер мусью ∆орис-ѕанкратов», «ћед и лимонад-газес месье ‘илиппа Ѕайкова», «ѕрофессор шансонетного искусства јндрей «ахарович —ерполетти». ѕр€мо сразу хочетс€ шансонетного искусства и канкана в профессорском исполнении.

»з высказываний, приведенных ≈. ѕ. »вановым, специально дл€ милых дам, увлекающихс€ кулинарией: «“ел€тина – невинность в обеде меню», «”поение и магика с осетриной в галантире».

¬ысокий парикмахерский «штиль»: «Ќатура природы живого существа ваша прическа. —плошное колебание всех семи чувств натуры». ѕарикмахер тех времен – вообще существо чувствительное, галантерейное и красоту ощущает как никто. «јх, какое усовершенство природы и искусства их в натуре декольте».

«я слышал чудное преданье,
„то есть волшебница одна,
ƒано ћерседа ей названье,
ј жизнь ее дл€ нас темна
», – «парикмахерский» романс.

ѕисари: «Ѕокс, изволите ли знать, оскорбление действием с повреждением анатомической части организма»; «ќн, государи мои, рассуждением в жизни помер от веревки».

Ётот «красивый штиль изъ€снени€» наиболее полно про€вил себ€ в городском романсе – о жестокой или неразделенной любви, со «страст€ми в клочки», частенько с предательствами и «смертоубивствами».

” городского романса, перешедшего в «уголовный романс» и далее – в городской шансон и авторскую песню, была сво€ символика.

Ќапример, имена. ћарус€, ћаруська, ћанечка, јничка – объект любви неразделенной или жертва любви трагической. ћанька – предательница, изменница. Ќинон, Ќинета – легкомысленна€ воздушна€ кокетка. ¬анька – герой-любовник, изменник и разлучник (со времен еще «¬аньки-ключника»), —аша или —ережа – друзь€ геро€ или благородные любовники. ѕоль или ∆ан – фигура трагическа€, загадочна€ и инфернальна€. „астенько не понимает сам себ€.

«ќн некрасив, но очень симпатичен.
¬ его устах сквозит любви привет.
¬ речах всегда был ѕоль нигилистичен,
ƒарил ћарьете из цветов букет.
ќн объ€снить страданий был не в силах,
» в день один он порешил с собой.
¬ висок наставил дуло револьвера
» кончилас€ жизнь, разбита€ карьера
»

 ак правило, обозначено место действи€, часто экзотическое. «¬ далекой солнечной и знойной јргентине», «≈сть в »талии маленький дом», «ѕро Ѕарцелону вы знавали? “ам андалузка есть одна» (Ёта традици€ сохранитс€ и позже: «“ри красавицы чудес шли по улицам ћадрида...», «¬  ейптаунском порту, с какао на борту «∆анетта» поправл€ла такелаж»).

»так, «ћарус€ отравилась, в больницу повезли»... »ли того драматичнее, правда, и существенно попозже: «ћаруська сразу смекнула, что дело пойдет хужей. » в грудь себе воткнула шашнадцать столовых ножей. ћаруську в крематорий на тракторе везли, а ¬анька – ейный хахаль – шел с флагом впереди».

 ак правило, в ситуаци€х безвременной и трагической кончины главной героини герой-любовник впадает в раска€ние и самобичевание: «¬сю жизню тебе € испортил, за все отвечу € сам. ќтсыпьте, пожалуйста в портфель, мне пеплу четыреста грамм». ¬ случае же любви неразделенной начинает угрожать самоубийством.

«јнгел јничка прелестный,
¬ам стишочек € пишу,
— сувенирчиком чудесным
¬ам его преподношу.
јх, возьмите эту розу
» идите в чудный сад.
я из сердца вырвал занозу
» весьма свободе рад.»

«»звините, если стансы
¬аш нарушили покой.
»звините, если волны
—кроют труп мой под рекой»

«¬чера на почте был, письмо ваше читал
» со слезой гор€чей св€тым словам внимал.
√олубочек ¬ы, Ќинета,
 летка – к вам мо€ любовь.
ћо€ песн€ вс€ пропета,
Ќе начну ее € вновь.»


¬ общем, «и от стрелы того јмура во мне горит любви фигура».

√ородской романс и мещанска€ речь тех времен очень вдохновили нынешних постмодернистов – и это радует. ’очетс€, очень хочетс€ чтобы все это, милое, смешное, уникальное и трогательное, не ушло, не кануло, не забылось... “акой мощный культурный пласт – живой и до сих пор трогающий душу, заставл€ющий улыбатьс€... ѕочему бы иногда и не «говорить красиво?»
«¬се-таки € не субъект какой-нибудь, и у мен€ в душе свой жанр есть...» ј у вас?
 Mаша –оманофф
ћетки:  



жаблик   обратитьс€ по имени —реда, 21 ќкт€бр€ 2009 г. 02:39 (ссылка)
ћило.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку