-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20205
 омментариев: 34434
Ќаписано: 56871



–усский бидермейер. ƒорога ли зубочистка в бисерном чехле?

¬торник, 20 ќкт€бр€ 2009 г. 11:41 + в цитатник
–усский бидермейер. ƒорога ли зубочистка в бисерном чехле?

¬ышита€ бисерна€ сумочка, середина 19 века

«„тени€», «Ѕеседа любителей русского слова», «ѕам€тник отечественных муз», «ћосковский “елеграф», «√ирл€нда»... ¬р€д ли эти названи€ много говор€т современному читателю, ну разве что «“елеграф». ј меж тем, эти журналы формировали круг чтени€, вкус и эстетические предпочтени€ своих современников на прот€жении долгих лет. »менно на их страницах впервые встретим мы моды, образцы интерьеров и вкусов так называемого русского бидермейера.

¬ отличие от родины бидермейера – √ермании, где стиль этот вырос из самой буржуазной жизни, – истоки русского бидермейера следует искать в усадьбах – «двор€нских гнездах», откуда потом он перейдет в купеческую среду и далее – в быт русского мещанства, где и «законсервируетс€» практически до революции. » именно этот выродившийс€ бидермейер будут именовать «пошлостью и мещанством» и клеймить на собрани€х.

ј если вспомнить историю возникновени€ стил€?

ѕредставительский, парадный характер русского интерьера конца 18 – начала 19 века отошел в прошлое.   двадцатым годам 19 столети€ эстетика интерьера требовала прежде всего отдохновени€ от тревог войны 1812 года, уюта, удобства и отгороженности от суеты жизни – и быстро возникает «нестрогий» стиль, где «бытие сродни куренью трубки», где можно позволить себе сидеть, «облокот€сь, в халате, при огне».

”добный диван, покрытый ковром, круглый стол, заваленный книгами, ширма, каминный экран – и вышивки, вышивки, вышивки. јтмосфера русской провинциальной усадьбы как нельз€ более располагала к такой камерной, буколической жизни. ѕомните, у ѕушкина: «ѕокойник с ключницей бранилс€, в окно смотрел и мух давил».

¬. ј. “ропинин.  ƒевушка с горшком роз, 1850
¬. ј. “ропинин. ƒевушка с горшком роз, 1850

ѕри переходе от русского романтизма к реализму выделить русский бидермейер как самосто€тельный стиль оказалось вполне возможным, и главным представителем его в живописи был, конечно, ¬. ј. “ропинин (так называемый «халатный» бидермейер). »скусствоведы склонны относить к бидермейеру всех художников, не св€занных с јкадемией – арзамасскую школу (‘едотова, “ропинина) и ¬енецианова с его школой.

¬ интерьеры и жизнь основательно вход€т эклектика, «все€дность». Ёто и русска€ мебель красного дерева и карельской березы – отголоски стил€ «жакоб», и русское стекло, воспроизвод€щее стили готики и рококо – тогда был создан на »мператорском стекольном заводе всемирно известный Ѕольшой √отический сервиз.

Ќеобыкновенно попул€рны бокалы с гравированными портретами, русскими сюжетами – «“ройка», « азаки», и стихотворными строками. ћедальонна€ живопись на позолоченном фарфоре, воспроизвод€ща€ работы известнейших мастеров – √реза, Ўардена, ѕитера де ’ооха – и р€дом античные сюжеты.

—емейные и дружеские подарки, вышивки, портреты и стихи «на пам€ть» – вот основна€ житейска€ тема русского бидермейера. ѕам€тность, пристальное внимание к мелочам – ибо нет в жизни человеческой мелочей.

Ќо главное в русском бидермейере, на мой взгл€д, не всем известные имена, а полна€ включенность в формирование стил€ обычных людей – в основном, помещиков и их семей. Ѕыт провинциальной двор€нской усадьбы окончательно оформл€ет этот стиль. Ќо и другие сослови€ внос€т свой заметный вклад – и это ново.

¬ это врем€ уездный барин или св€щенник, пишущий отличные стихи или исторические заметки – дело обычное. ѕензенский помещик – блест€щий акварелист, или вологодска€ помещица, вышивающа€ бисером столь искусно, что ее работы позже станут сенсацией ѕарижской ¬семирной выставки, тоже не редкость.

ќтец ћ. ё. Ћермонтова, ёрий ѕетрович, небогатый тульский помещик, пишет в альбом своей жене, ћарии ћихайловне, урожденной јрсеньевой, чудесное в своей наивности и искренности стихотворение, достойное стать классикой бидермейера:

я не скажу тебе люблю, всеобщей моде подража€.
 ак часто говор€т люблю, совсем о том не помышл€€.

» слово ли одно люблю в себе всю нежность заключает?
Ќе стоит говорить люблю, коль сердце то не повтор€ет.

 то часто говорит люблю, тот редко и любить умеет.
»ной не вымолвит люблю, но чувством только пламенеет.

“ак € не говорю люблю, хран€ молчанье осторожно,
Ќо, верно, так теб€ люблю, как только мне любить возможно.


«дравомысл€щий чиновник ѕробирной ѕалатки – и одновременно «даровитый поэт»  озьма ѕрутков, символ русского бидермейера, возник неслучайно – и о ценности вышивок, преподнесенных в подарок, отозвалс€ так: «÷енность всего условна: зубочистка в бисерном чехле, подаренна€ тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной».

ќсобого внимани€ заслуживают искренние выражени€ чувств в надпис€х на бокалах, в вышивках и подпис€х к портретам. ≈.—. ёрова приводит в своей книге о русском бисере стихотворение на вышитой тесемке дл€ шейного креста: «Ќа заре птичка воспевала – а € сию тесемочку работала. –абота€ши размысл€ла – каво подарить. —ердце отвечала –  аво люблю, таво дарю. —ие тесемка». ќбычна€ надпись – «Ќа пам€ть» или «¬ знак нежной любви дарю», «Ќе забывай мен€».

». √офф в одном из рассказов приводит стишок на бисерном кошельке:
–учей два древа раздел€ет,
Ќо ветки их сплет€сь растут.
—удьба два сердца разлучает,
Ќо души их одним живут.

ќчень теплым и искренним был этот замечательный, на долгое врем€ незаслуженно отодвинутый в сторону и несправедливо обиженный потомками стиль – русский бидермейер.  ак хорошо, что он понемногу возвращаетс€ к нам во всем его тихом очаровании.

 Mаша –оманофф

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку