-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20203
 омментариев: 34434
Ќаписано: 56869



—обор »сааки€ ƒалматского

„етверг, 10 ƒекабр€ 2009 г. 00:31 + в цитатник

 

картинка

√л€дел €, сто€ над Ќевой,
 ак »саака-великана
¬о мгле морозного тумана
—ветилс€ купол золотой.

‘. “ютчев

«олоченые купола »саакиевского собора — такой же общепризнанный символ —анкт-ѕетербурга, как кораблик на шпиле јдмиралтейства или ангел ѕетропавловского собора. ќдин из крупнейших храмов —тарого —вета объедин€ет в единый ансамбль —енатскую и »саакиевскую площади, на фоне его силуэта мы видим ћедного всадника и знаменитых пушкинских львов дома Ћобанова-–остовского. ¬ создании этого грандиозного сооружени€ объединились талант ќгюста ћонферрана и инженерный опыт јвгустина Ѕетанкура, гении живописца  арла Ѕрюллова и скульптора »вана ¬итали, мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знани€ создател€ гальванопластики профессора Ѕ.—. якоби.

” »саакиевского собора, который уже 150 лет остаетс€ самым большим и красивым храмом ѕетербурга, одним из главных символов города, весьма драматична€ судьба ‑ его строили четыре раза.


—воим по€влением »саакиевский собор об€зан ѕетру I. ѕЄтр родилс€ 30 ма€, в день »сааки€ ƒалматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику св€тых. 30 ма€ 1710 года государь приказал построить вблизи јдмиралтейства дерев€нную »саакиевскую церковь. ѕриказ был выполнен. ÷ерковь была построена у берега Ќевы, с западной стороны јдмиралтейства. »менно здесь 19 феврал€ 1712 года ѕЄтр I венчалс€ со своей женой ≈катериной.


ѕерва€ »саакиевска€ церковь была создана под руководством графа ‘.ћ.јпраксина на деньги, выделенные дл€ строительства јдмиралтейства. Ёто был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 х 18 м. ќн находилс€ с запада от јдмиралтейства, в 40 — 50 м от Ќевы. Ўатрова€ крыша храма высотой 4 — 4,5 м была покрыта водонепроницаемым воско-битумным составом черно-коричневого цвета, которым смолили днища кораблей. Ўпиль церкви венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола.


картинка

ѕетр понимал, что дерев€нный храм долго не продержитс€, и в 1717 году поручил немецкому архитектору √еоргу »оганну ћаттарнови заменить стены на каменные. Ќова€ церковь не имела индивидуальности, во многом повтор€ла ѕетропавловский собор, даже куранты на колокольн€х обоих храмов были одинаковые.


ќднако место дл€ строительства выбрали неудачно. ¬ то врем€ берега Ќевы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало неравномерную осадку здани€, трещины в стенах и сводах собора.   тому же в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшеес€ разрушение. ¬осстановить храм было невозможно. ¬скоре его пришлось разобрать. ¬ 1762 году архитектор —.».„евакинский разработал планировку новой городской площади — »саакиевской — и предложил проект собора, который предполагал соорудить в ее центре. Ќо осуществить этот замысел не удалось. ѕостроить новый собор, св€занный с именем ѕетра ¬еликого, поручила архитектору јнтонио –инальди восшедша€ на российский престол императрица ≈катерина II. ≈сли бы –инальди построил этот храм, то он мог бы стать лучшим творением архитектора в —анкт-ѕетербурге. —обор был задуман с п€тью из€щными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъ€русной колокольней. ¬ его строительстве принимал также участие архитектор ј.‘.¬ист.


картинка

ћраморна€ облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Ќо возведение храма зат€нулось почти на тридцать лет. Ќе завершив начатого, –инальди после смерти ≈катерины II покинул ѕетербург. ƒостраивал храм в царствование императора ѕавла I придворный архитектор ¬инченцо Ѕренна, при этом упростив и исказив замысел –инальди. ¬место п€ти из€щных легких куполов возвели один массивный. ќблицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными. ¬ результате получилось приземистое полумраморное кирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Ёто заставило правительство и —инод уже спуст€ семь лет после осв€щени€ третьего »саакиевского собора задуматьс€ о его перестройке.


картинка

ќб этом сооружении в народе родилась следующа€ эпиграмма:
«—е пам€тник двух царств,
ќбоим им приличный,
Ќа мраморном низу
¬оздвигнут верх кирпичный».

 ачество постройки оставл€ло желать лучшего. ѕри одной из служб с потолка упала отсыревша€ штукатурка.  огда стали разбиратьс€ в причинах этого, пон€ли, что здание подлежит серьЄзной переделке.


¬ 1809 году объ€вили конкурс на создание нового »саакиевского храма. ¬ нем прин€ли участие известные зодчие ј.Ќ.¬оронихин, ј.ƒ.«ахаров, ¬.ѕ.—тасов, „. амерон, “. де “омон, ƒ. варенги и многие другие. ќсновное условие конкурса — требование јлександра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. ÷арь считал, что сносить их было бы "оскорбительным дл€ пам€ти основателей". ќднако, прекрасно понима€, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здани€ и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. ÷арь с этим не согласилс€. Ќи один из конкурсных проектов им одобрен не был.


¬ 1813 году, в разгар войны с Ќаполеоном Ѕонапартом, в ѕетербурге была предприн€та еще одна попытка перестроить »саакиевский собор. ѕо тем же причинам, что и предыдущий, конкурс проектов завершилс€ безрезультатно.


–азочаровавшись в своей затее, јлександр I решил больше не проводить конкурсы. Ќо от идеи переделать »саакиевский собор не отказалс€. ¬ 1816 году был создан  омитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить ѕетербург в парадный представительный город. ¬озглавил его талантливый инженер ј.Ѕетанкур. ¬  омитет вошли архитекторы  .–осси, ј.ћодюи, ј.ј.ћихайлов 2-й, инженеры ѕ.ѕ.Ѕазен, ћ.√.ƒестрем и другие. »мператор дал распор€жение Ѕетанкуру подготовить предложени€ по перестройке »саакиевского собора и подобрать дл€ этого архитектора. ¬ыбор пал на только что приехавшего в –оссию из ‘ранции ќгюста ћонферрана. ћонферран трудилс€ над проектом в течение всего 1817 года, и представил 24 эскизных проекта »саакиевского собора в различных стил€х.  ак и другим, его работу чрезвычайно затрудн€ла об€зательность сохранени€ трех уже осв€щенных алтарей старого собора. ћонферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив дл€ его опор два старых и построив два новых пилона. Ёто решение было непрофессиональным. Ќеравномерна€ осадка пилонов ослабл€ла конструкцию здани€, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. “ем не менее, 20 феврал€ 1818 года јлександр I утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором. ¬ 1820 году ћонферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами –инальди и Ѕренна. ƒевиз на титульном листе "Non omnis moriar" (не весь умру) сопровождал архитектора всю его жизнь. Ќо автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. "ќбнародованные" планы вызвали обвинени€ коллег в техническом несовершенстве проекта. Ќаиболее серьезные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор јнтуан ћодюи, который представил в —овет јкадемии художеств докладную записку о несосто€тельности ћонферрана как архитектора.


картинка

 ритика сводилась к трем основным положени€м: сомнени€ в том, что фундамент будет достаточно прочен дл€ нового собора, сложности св€зи старых и новых частей здани€, неправильное проектирование главного купола. ѕомимо замечаний по существу, ћодюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла ‘ранции в –оссии графа де ла ‘ерроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника.


—пециально созданный  омитет јкадемии художеств рассмотрел в 1821 году возражени€ ћодюи и сообщил кн€зю ј.Ќ.√олицыну о невозможности перестройки »саакиевского собора без переработки проекта ћонферрана. ѕо распор€жению императора члены  омитета три мес€ца прорабатывали в эскизах свои предложени€. ¬ этом прин€ли участие ¬.ѕ.—тасов, ј.ј.ћихайлов 2-й, ј.».ћельников и ј.ј.ћихайлов 1-й. —огласившись с мнением опытных зодчих, ћонферран выражает желание участвовать в "исправлении" собственного проекта. ќн понимает, что его вариант нуждаетс€ в серьезной доработке. ¬нимательно изучив предложени€, поправки и замечани€ членов  омитета, ћонферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решени€ наиболее принципиальных вопросов.


“ак, в его новом проекте собор становитс€ более компактным и завершенным. √лавный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здани€. Ѕарабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. ¬ марте 1825 года проект получил ¬ысочайшее одобрение. “аким образом, ћонферран отсто€л свое право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений мира. ¬ строительстве »саакиевского собора принимали участие архитекторы ƒ.¬.Ўебуев, ј.ѕ.Ѕрюллов (брат  арла Ѕрюллова) и Ќ.≈.≈фимов, ј.».Ўтакеншнейдер, ј.». ракау, ».ј.ћонигетти и другие, дл€ которых работа под руководством ћонферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.


картинка

«акладка нового собора произошла в июле 1819 года. ѕолностью готовый »саакиевский собор жители ѕетербурга увидели только через 40 лет — в 1858 году.


”читыва€ местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. —ейчас этот способ уплотнени€ грунта достаточно обычен, а в то врем€ он произвЄл огромное впечатление на жителей города. “огда по городу ходил следующий анекдот. Ѕудто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. ¬след за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. ”становили третью, четвЄртую… ѕока в ѕетербург в адрес строителей не прибыло письмо из Ќью-…орка: «¬ы испортили нам мостовую».— «ѕричЄм здесь мы?» — ответили из ѕетербурга.— "Ќо на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «√ромов и  » пришЄл ответ из јмерики.


√ранит дл€ колонн »саакиевского собора добывалс€ в каменоломн€х на побережье ‘инского залива, близ ¬ыборга. Ётими работами руководили каменотЄс —амсон —уханов и јрхип Ўихин. —ухановым был изобретЄн оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камн€. –абочие просверливали в граните отверсти€, вставл€ли в них клинь€ и били по ним до тех пор, пока в камне не по€вл€лась трещина. ¬ трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. —орок человек т€нули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.


картинка

ќ перевозке этих гранитных монолитов писал Ќиколай Ѕестужев:
«ќни приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: прив€зали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брЄвна, доски, завернули верЄвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатыва€сь мимо ѕетра, который, казалось, благословл€л сынов своих рукою, легли смиренно к подножию »саакиевской церкви».

”становка колонн производилась до возведени€ стен »саакиевского собора. ѕерва€ колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последн€€ — в августе 1830 года.


Ќа позолочение купола »саакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.


картинка

—троительство стен собора велось одновременно по всему периметру здани€, и только к концу 1837 года приступили к сооружению верхней колоннады. ƒл€ этого разработали необычные леса, с помощью которых стало возможным подн€ть на значительную высоту двадцать четыре колонны, кажда€ из которых весила шестьдес€т четыре тонны. ”становка одной колонны длилась примерно два часа, участвовали в этом процессе около 300 человек. “щательно изучив мировой архитектурный опыт создани€ купольных перекрытий, ћонферран разработал свою, совершенно новую конструкцию, в результате огромный купол »саакиевского собора стал значительно более легким по сравнению с другими подобными сооружени€ми.


  сороковым годам строительство собора в основном закончилось, приступили к его внутренней отделке, проект которой был утвержден отдельно. —тены облицовывали цветными мраморами, росписью стен и купола собора занимались лучшие художники, среди них —  . Ѕрюллов и ‘. Ѕруни, скульптурное убранство создавали скульпторы Ќ. ѕименов, ». ¬итали, ѕ.  лодт, ј Ћогановский. ќсобое место в интерьере зан€ли мозаики, ћонферран даже хотел перевести в мозаичные все живописные изображени€ собора.


—троительство »саакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приемы, изучались и примен€лись проектировочные и строительные методы. “ак, следу€ примеру ћонферрана, русские зодчие начали широко примен€ть в строительстве металлические конструкции.


картинка

«аканчива€ строительство собора, архитектор задумывалс€ над планом преобразовани€ центральных площадей ѕетербурга — он решил св€зать в единый ансамбль »саакиевскую, јдмиралтейскую, ƒворцовую и —енатскую площади. Ќо грандиозному плану ћонферрана не суждено было осуществитьс€: вскоре после торжественного открыти€ »саакиевского собора он скончалс€. ¬дова архитектора обратилась с просьбой похоронить его в соборе, как завещал сам ћонферран, но получила от јлександра II категорический отказ. “ело архитектора увезли в ѕариж, там ћонферран и был похоронен. ¬ углу фронтона одного из портиков »саакиевского собора скульптор ». ¬итали поместил фигуру архитектора в античной одежде.


»саакиевский собор стал главным творением зодчего. ≈ще во врем€ долгого строительства много спорили об архитектурных достоинствах здани€, отголоски этих споров можно услышать и сейчас. Ќо несомненно одно — строительство »саакиевского собора стало целой эпохой в петербургской архитектуре.


картинка

¬ »саакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. ќднако строительные леса с него долго не снимались. √оворили, что здание построено недобросовестно и требует посто€нного ремонта. ƒенег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом –омановых падЄт, как только с »сааки€ снимут строительные леса. —н€ли их окончательно только к 1916 году. —овсем незадолго до отречени€ Ќикола€ II от престола.


≈ще одна легенда гласит, что главному архитектору »саакиевского собора, ќгюсту ћонферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строитс€ собор. ¬озможно, случившеес€ можно назвать случайным совпадением, но через мес€ц после окончани€ строительства »саакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, ќгюст ћонферран скончалс€.


картинка

¬ысота »саакиевского собора — 101,5 метр. Ќа портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. ¬первые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. —обор по своим размерам €вл€етс€ четвЄртым в мире. ќн уступает лишь собору —в€того ѕетра в –име, собору —в€того ѕавла в Ћондоне и собору —в€той ћарии во ‘лоренции. ѕри площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.


»саакиевский собор бесспорно €вл€етс€ одним из символов —анкт-ѕетербурга. ≈го высокий барабан с куполом виден ещЄ с ‘инского залива, он стал заметной частью портрета города. ќднако по поводу непропорциональности барабана и поставленных р€дом колоколенок возникли неофициальные названи€. ќдно из них — «„ернильница».


¬ советское врем€ »саакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. ¬ одной из довоенных легенд говоритс€ о том, что јмерика была готова купить храм. ѕредполагалось перевезти его в —Ўј по част€м на корабл€х, там собрать заново. «а это американцы €кобы предлагали заасфальтировать все улицы Ћенинграда, в то врем€ покрытые булыжником.


¬тора€ легенда повествует о том, как во врем€ блокады »саакиевский собор оказалс€ невредим, не пострадал от бомбЄжек.  огда оказалась реальной угроза оккупации Ћенинграда фашистами, подн€лась проблема эвакуации ценностей из города. ¬сЄ вывезти не успели, стали искать место дл€ надЄжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора… ќдин пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах »саакиевского собора. ѕри обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрел€ть по нему. “ак и вышло. ¬се 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись пр€мому артобстрелу.


ќ ¬еликой ќтечественной войне напоминают следы от осколков снар€дов, оставленные на колоннах западного портика »саакиевского собора.


картинка

¬ советское врем€ в »саакиевском соборе находилс€ "ƒом јнтирелигиозного ѕросвещени€". ¬ частности был установлен "ћа€тник ‘уко", доказывающий вращение «емли вокруг своей оси. ¬ насто€щее врем€ в »саакиевском соборе располагаетс€ музей, позвол€ющий познакомитьс€ с историей его строительства и реставрации, осмотреть великолепные интерьеры и предметы искусства, украшающие собор. “акже ¬ы можете подн€тьс€ на коллонаду собора и любоватьс€ видами —анкт-ѕетербурга с высоты птичьего полета.


картинка
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз



жаблик   обратитьс€ по имени „етверг, 10 ƒекабр€ 2009 г. 00:51 (ссылка)
¬сЄ верно. ћогу добавить, что незадолго до окончани€ строительства ћонферран просил аудиенции у јлександра 2, но император его не прин€л. ј во врем€ войны купола покрывали защитной краской, как и другие доминанты. –аботали альпинисты. Ќо в целом дух у него, конечно, католический, не православный( не в обиду будет сказано).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлександр_¬оронище   обратитьс€ по имени „етверг, 10 ƒекабр€ 2009 г. 02:49 (ссылка)
 расота-она и есть красота!» неважно какой у неЄ дух!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку