-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20203
 омментариев: 34434
Ќаписано: 56869



21 €нвар€: ≈мел€ и его щука, или  ак отметить ƒень кумы?

„етверг, 21 январ€ 2010 г. 02:39 + в цитатник
(‘ото: Kirsanov, Shutterstock)
«адумывались ли вы хоть однажды, в какой именно день сказочный ≈мел€ сел на свою печь и отправилс€ к проруби, где ведром зачерпнул огромную говор€щую щуку? ≈сли вспоминать мультфильм, то дело было зимой. » даже день примерно известен: 21 €нвар€. ƒело в том, что это день зимнего ≈мель€на – когда ж ему еще могла так улыбатьс€ фортуна?

 стати, кроме зимнего, есть еще и летний ≈мель€н. Ќо если зимой он «закрывает» череду праздников с –ождества до  рещени€, то летом, 31 июл€, про него говорили: «≈мель€н серпу роздых дает». Ётот день был едва ли не единственным, когда можно было дать отдых натруженным рукам.

ј как праздновали день ≈мель€на (или јмель€на, как говорили в народе) зимой?  ак и в летний день на ≈мель€на запрещалось работать. ѕо крайней мере, до обеда. ¬ это врем€ люди чаще всего ограничивались только кормлением скотины и птицы. Ќо вот после обеда у хоз€ек начиналс€ гор€чий период, потому что до вечера им нужно было наготовить как можно больше блюд. ƒело в том, что после вечерней зорьки ожидали приход кумы и кума, которые должны были принести в дом здоровье, по крайней мере, дл€ своего крестника.

 уме с кумом приходилось «разрыватьс€» по нескольким избам, но не было такого, чтобы они забыли о тех, кого однажды крестили. ѕриходили они не с пустыми руками: приносили в подарок брусок мыла и белое полотенце.

ћылом родители об€заны были вымыть ребенка в первое же купание, а полотенцем вытереть. —читалось, что такой немудреный обр€д позволит «стереть» с ребенка все хвори, которые могут к нему прицепитьс€ в течение года. ѕри этом об€зательно нужно приговаривать: «— гус€ вода, с … (им€ ребенка) худоба!».

ѕо большому счету «работы» в этот день хватало всем. ћужчины с утра отправл€лись к реке, во льду пробивались полыньи, в которых пытались выловить рыбу.  онечно, не на удилище, как сейчас, а, в основном, сетью. —читалось, что тому, кто выловит щуку, весь год будет сопутствовать удача. Ќо даже если хищница не попадалась в сети, а серебрилась мелка€ рыбешка, ее аккуратно собирали и относили домой. ќдним из основных блюд в этот день считалась уха. ѕравда, у кого-то она была из пескарей и плотвицы, а у людей зажиточных были «лещик, потроха и стерл€ди кусочек!».

 ак только в семье подрастали мальчишки, они тоже отправл€лись с отцами к реке. „тобы пацаны не баловались, а принимали активное участие в рыбной ловле, их «заманивали» рассказами о том, что в этот день можно вытащить щуку, котора€ исполнит любое желание.

—тарики, оставшись в избе, тоже не бездельничали. ќни примечали, кака€ погода стоит на дворе. —читалось, что основное внимание следует уделить направлению ветра – если подует с юга, лето придет с дожд€ми и грозами. «ѕлохим вестником» считалс€ лютый мороз – он предвещал поздний приход тепла и долгую весну, а если срывалс€ снег, то почти наверн€ка весна обещала быть очень дождливой. Ќе предвещал ничего хорошего и €сный день – кроме засушливого лета.

√лавной фигурой на празднике считалась кума. ј потому в этот день часто готовили именно те блюда, которые она любит. ≈сли учесть, что в крестные выбирали хорошо знакомых людей, их предпочтени€ обычно не были тайнами за семью печат€ми. Ќе оставалс€ в накладе и кум – ему наливали спиртное без счету…

— особым нетерпением этого праздника ожидали родственники тех людей, которые до этого подхватили лихорадку, болели. »менно в этот день (вместе с ≈мель€ном рука об руку шла ¬асилиса-мученица) можно было раз и навсегда избавитьс€ не только от «лихоманки», но и от простуды. ƒл€ этого нужно было весь день пить отвар из травы лихоманника (ее называют также «петров крест», «сердечна€» или «василиса»).

Ќесколько отличались традиции праздновани€ ≈мель€на в ћалороссии. «десь праздновали свое торжество, которое называли пол-»вана. — одной стороны в этот день запрещалось есть м€со, с другой стороны не было никакого ограничени€ в спиртном. „асто за общими праздничными столами собиралось все село, одним из об€зательных был тост за упокой души всех умерших в предыдущий год.

Ќо «объедение», как и на –уси, устраивалось после обеда, под вечер. ј с утра все население устраивало веселое прощание с  ол€дками. Ќо нельз€ сказать, что грусть «панувала» – обычно на эти дни приходилась пора свадеб, те, кто не успели поженитьс€ до –ождественского поста, «наверстывали» упущенное после  рещени€ и до ћасленицы. “ак что нередко один праздник плавно перетекал в другой…

ћожно ли верить «≈мель€новым» приметам сегодн€, в век космических кораблей? ƒело каждого. Ќо можно проверить: например, если 21 €нвар€ окна сильно запотели – это к оттепели…
Ћучше всего провер€ть где-нибудь в ќмске, где нынешние  рещенские морозы перевалили за сорок градусов. Ќо и где-нибудь в ѕензе, ѕерми или ¬ологде эти приметы об€зательно сработают…

 ёрий ћоскаленко

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку