-ћетки

актЄры алкоголь биографи€ блюда вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети досуг еда женщины животные жизнь забавно загадки здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота кулинари€ кухн€ лайфхаки люди масленица мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно новый год обман обычаи овощи отношени€ ошибки пасха поздравлени€ позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ рекомендации религи€ ретро рецепт рецепты русские русь сладости смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56181


ѕавлова јнна ѕавловна Ц “анцующий бриллиант

—реда, 04 —ент€бр€ 2019 г. 19:52 + в цитатник

картинка

—ама€ знаменита€ балерина ушедшего столети€, јнна ѕавлова (1881-1931), жизнь которой была полностью посв€щена балету, о которой холило немало слухов и легенд, пожелала оставить все, что не касалось ее работы, в тайне. ќ ее личной жизни ничего не было известно. » лишь после смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарна€ балерина хранила в своем сердце долгие тридцать лет.

јнна ѕавловна ѕавлова родилась 12 феврал€ (по новому стилю) 1881 года в ѕетербурге. ƒо сих пор нет достоверных сведений об ее отце. ƒаже в энциклопеди€х отчество јнны даетс€ то ѕавловна, то ћатвеевна. —ама балерина не любила, чтобы ее называли по отчеству, в крайнем случае предпочитала называтьс€ јнной ѕавловной — по фамилии. ¬ восьмидес€тые годы прошлого века в театральном архиве —анкт-ѕетербурга был обнаружен документ, подтверждающий, что ћатвей ѕавлович ѕавлов был женат на Ћюбови ‘едоровне — матери ѕавловой. ƒокумент был датирован 1899 годом. Ёто означало, что он был жив в то врем€, когда девушке было уже 18 лет.

ќднажды, когда јнна уже стала знаменитой, сын богатого петербургского банкира ѕол€кова говорил, что она его сводна€ сестра. ¬ упом€нутом документе сообщаетс€, что у Ћюбови ‘едоровны была дочь јнна от другого брака. Ќо она прежде не была замужем. ѕотом стало известно, что примерно в 1880 году Ћюбовь ‘едоровна была в услужении у семьи ѕол€ковых. ¬незапно она исчезла, почему — точно не известно, но можно предположить, что это было св€зано с ее беременностью. Ѕиологическим отцом јнны, веро€тно, €вл€етс€ богатый банкир Ћазарь ѕол€ков. ѕравда, последний ни рубл€ не дал на воспитание девочки, и неизвестно о каких-либо контактах в дальнейшем между семьей ѕол€ковых и звездой балета...

¬ своей автобиографии, написанной в 1912 году, јнна ѕавлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:

«ѕервое мое воспоминание — маленький домик в ѕетербурге, где мы жили вдвоем с матерью...

ћы были очень, очень бедны. Ќо мама всегда ухитр€лась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. –аз, когда мне было восемь лет, она объ€вила, что мы поедем в ћариинский театр. «¬от ты и увидишь волшебниц». ѕоказывали «—п€щую красавицу».

— первых же нот оркестра € притихла и вс€ затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. ¬о втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «’отела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила мен€ мама. «Ќет, € хочу танцевать так, как та красива€ дама, что изображает сп€щую красавицу».

я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«ћы не можем прин€ть восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела мен€ мама, измученна€ моей настойчивостью. — ѕриведите ее, когда ей исполнитс€ дес€ть лет».

картинка

¬ течение двух лет ожидани€ € изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучима€ неотв€зной мыслью о том, как бы мне поскорее сделатьс€ балериной.

ѕоступить в »мператорскую балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, така€ там царит железна€ дисциплина. »з школы € вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. — тех пор € дослужилась до балерины. ¬ –оссии кроме мен€ только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. ћысль попробовать себ€ на заграничных сценах пришла впервые, когда € читала биографию “альони. Ёта велика€ италь€нка танцевала всюду: и в ѕариже, и в Ћондоне, и в –оссии. —лепок с ее ножки и поныне хранитс€ у нас в ѕетербурге».

¬ 1891 г. матери удалось устроить дочь в »мператорскую балетную школу, в которой ѕавлова провела дев€ть лет. ”став школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. ¬ то врем€ ѕетербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. “олько тут и сохран€лась еще классическа€ техника балета.
ѕавловой, полностью поглощенной учебой, хореографическими и музыкальными зан€ти€ми, «монастырска€» жизнь хореографического училища не казалась т€гостной. Ѕеспокоило ее лишь собственное хрупкое сложение, которое не соответствовало прин€тым в те годы меркам сценической красоты. ¬ то врем€ на балетной сцене блистали италь€нские танцовщицы, обладающие отточенной техникой и развитой мускулатурой, дающей им возможность исполн€ть самые виртуозные элементы. ¬ результате у публики, критиков и самих артистов закрепилс€ образ идеальной балерины как крепко сложенной, с рельефными формами, способной выполн€ть высокие, мощные прыжки и сложнейшие хореографические задачи. “акой была любимица публики италь€нска€ балерина Ћень€ни. ј ѕавлова оставалась миниатюрной, хрупкой, с легкой фигуркой. ≈е «воздушность» казалась недостатком и ее преподавател€м, и ей самой. — большим старанием она принимала прописанный ей рыбий жир, усиленно питалась, чтобы хоть немного исправить свой «недостаток»

ћногое не получалось. —ердобольные педагоги советовали не мучатьс€ и бросить балет. ¬ ответ јнна с недетским упорством репетировала, шлифу€ па, оттачива€ сложные движени€. «я буду лучшей, € буду первой!» — этот девиз она повтор€ла ежедневно, сто€ перед портретом легендарной “альони. » победила.

картинка

  счастью, в старших классах педагогом ѕавловой стал тот самый ѕавел јндреевич √ердт, который оценил необычность своей ученицы, ее редкое дарование. ”видев, как јнна старательно выполн€ет упражнени€, которые способствовали развитию силы ног, но совершенно не подход€щие ей и могущие повредить ее организму, он постаралс€ переубедить юную танцовщицу: «ѕредоставьте другим акробатические трюки... “о, что ¬ам кажетс€ ¬ашим недостатком, на самом деле редкое качество, выдел€ющее ¬ас из тыс€ч других».

ќднако еще долго јнна оставалась при своем убеждении в том, что ее технические возможности очень ограничены ее физическими данными. Ћишь позже она в полной мере оценила силу собственной индивидуальности, пон€в, что изумительна€ пластика и, самое главное — высочайша€ одухотворенность, — делают ее выдающейс€, неповторимой балериной.

¬ 1898 г., будучи ученицей, ѕавлова выступила в балете «ƒве звезды», поставленном ѕетипа. ”же тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.

ѕо окончании школы в 1899 г. ѕавлова сразу была зачислена в труппу ћариинского театра. ≈е дебют на сцене ћариинского театра состо€лс€ в 1899 году в балете «ƒочь фараона» на музыку ÷езар€ ѕуни в постановке —ен-∆оржа » ѕетипа. Ќе име€ ни протекции, ни имени, она некоторое врем€ оставалась на вторых рол€х. ” худенькой, отличавшейс€ слабым здоровьем танцовщицы обнаружилс€ волевой характер: она привыкла превозмогать себ€ и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. ¬ 1900 г. в «ѕробуждении ‘лоры» она получила партию ‘лоры (в роли јполлона выступал ‘окин). ѕотом ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них ѕавлова наполн€ла особым смыслом. ќстава€сь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполн€€ старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. ѕетербургска€ публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину. ћастерство јнны ѕавловой совершенствовалось год от года, из спектакл€ в спектакль. ћолода€ балерина приковывала к себе внимание своей необыкновенной музыкальностью и психологической сдержанностью танца, эмоциональностью и драматизмом, а также еще не раскрытыми творческими возможност€ми. ¬ каждый новый спектакль балерина вносила много нового, своего.

картинка

¬скоре јнна ѕавлова становитс€ второй, а затем и первой солисткой. ¬ 1902 году ѕавлова создала совершенно новый образ Ќикии в «Ѕа€дерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Ёта трактовка изменила сценическую жизнь спектакл€. “о же самое произошло и с образом ∆изели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу. «ажигательный, бравурный танец ее героинь — ѕахиты,  итри — был образцом исполнительского мастерства и стил€.

¬ начале 1903 года ѕавлова впервые танцует на сцене Ѕольшого театра. Ќачинаетс€ блистательный, но трудный путь јнны ѕавловой в балете, ее триумфальные выступлени€ в городах –оссийской »мперий.

»ндивидуальность балерины, стиль ее танца, пар€щий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа ћ. ћ. ‘окина на создание «Ўопенианы» на музыку ‘. Ўопена (1907). Ёто — стилизации в духе из€щной ожившей гравюры эпохи романтизма. ¬ этом балете она танцевала мазурку и —едьмой вальс с ¬. ‘. Ќижинским (ёноша). ≈е партнер ¬ацлав Ќижинский хот€ и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, но все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах ћ. ћ. ‘окина.

Ќепредсказуема€, импульсивна€, легка€ — она почти мгновенно стала примой ћариинки. —юда, в балетный уголок ѕетербурга, каждый вечер стекались дес€тки поклонников јнны ѕавловой. »х число посто€нно росло. «амкнутость балерины, ее стремление окутать собственную жизнь завесой тайны, только подстегивали общий интерес.  ого она любит?  то ей патронирует? Ќевозможно, чтобы молоденька€, хорошенька€ балерина до сих пор была без вли€тельного друга! Ќевозможно? ќна с достоинством отвергала самые лестные и выгодные предложени€, отсылала дорогие подарки и роскошные цветы. »сключение составл€ли любимые тюльпаны. » лишь блеск влюбленных глаз выдавал тайну. ћолода€ прима была влюблена. »м€ избранника стало известно, когда у ѕавловой по€вилс€ роскошный репетиционный белый зал с портретом “альони, — ¬иктор ƒандре.

јнна потер€ла голову от любви. ј он? Ћюбовь с первого взгл€да?  ак бы не так. ”дачливый петербургский предприниматель ¬иктор ƒандре был чужд романтическим порывам, но не видел ничего дурного в том, чтобы стать официальным покровителем восход€щей звезды. ¬ыгодное вложение капитала и ничего больше, разве чуточку нежности и страсти в придачу. ƒандре льстила €вна€ влюбленность артистки, јнна была похожа на едва распустившийс€ бутон тюльпана, предназначенный ему и только ему. ¬иктор делал девушке дорогие подарки, возил в рестораны, развлекал и, поход€, развлекалс€. Ќеравна€ пара без будущего и прошлого. јнна чуть было не поверила в любовь ƒандре, игнориру€ социальные предрассудки. ј осознав свою ошибку, разозлилась. Ќа себ€. Ќа покровител€. —мешно было бы предположить, что такой человек, как ¬иктор ƒандре, женитс€ на ней, открыто за€вит о своих отношени€х. —мешно и больно. ћногочисленные примеры подтверждали эту горькую истину. јртистки театра и балета созданы дл€ флирта и адюльтера.  огда они надоедают, их бросают. “ак было с ее подругами, так должно произойти и с ней. ќднако ѕавлова не желала быть брошенной, поэтому сознательно отошла в сторону, решив, что отныне ее единственным другом и любовью станет мсье Ѕалет. “ак јнна ѕавлова в начале ’’ века торжественно прин€ла постриг в храме искусства.

картинка

— 1908 года јнна ѕавлова начала гастролировать за рубежом.

¬от как ѕавлова вспоминала о первых гастрол€х: «ѕерва€ поездка была в –игу. »з –иги мы поехали в √ельсингфорс,  опенгаген, —токгольм, ѕрагу и Ѕерлин. ¬сюду наши гастроли приветствовали как откровени€ нового искусства.

∆изнь танцовщицы многие представл€ют себе легкомысленной. Ќапрасно. ≈сли танцовщица не держит себ€ в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. ≈й приходитс€ жертвовать собой своему искусству. Ќаграда ее в том, что ей иной раз удаетс€ заставить людей забыть на миг свои огорчени€ и заботы.

я поехала с русской балетной труппой в Ћейпциг, ѕрагу и ¬ену, мы танцевали прелестное «Ћебединое озеро» „айковского. ѕотом € присоединилась к труппе ƒ€гилева, знакомившего с русским искусством ѕариж».

ѕавлова стала главной участницей всех «–усских сезонов» —ерге€ ƒ€гилева в ѕариже. «десь она и получила мировую известность. ќна танцевала в балетах: «ѕавильон јрмиды», «—ильфиды» и « леопатра» — под такими названи€ми шли «Ўопениана» и «≈гипетски ночи». ¬есь этот репертуар ѕавлова уже исполн€ла в –оссии. ¬ роскошном ансамбле самых крупных исполнительских дарований, представленных ƒ€гилевым в ѕариже, јнна занимала одно из первых мест.

ѕариж склонилс€ перед примой, увидев ее в ƒ€гилевских сезонах. Ѕыли и другие победы. јнна ѕавлова вместе с труппой театра гастролировала все больше и больше. –абота приносила ей счастье и умиротворение, а образ ¬иктора ƒандре, нанесшего жестокую обиду, постепенно тускнел. ∆енщина-легенда. ∆енщина-миф. Ћегенды не плачут и не влюбл€ютс€. Ќо в «–усских сезонах» ѕавлова выступала недолго. ≈й хотелось творческой свободы.

картинка

» вдруг внезапно череда успехов резко оборвалась. √азеты публиковали все новые подробности разразившегос€ скандала. Ѕалерина уходит от ƒ€гилева. “от осыпает ее прокл€ти€ми. ѕавлова заключает сомнительный контракт с директором английского варьете.  акой пассаж! ÷елый год она будет танцевать дл€ жующей публики, в перерывах между канканом и клоунами. ƒа, положительно прима сошла с ума.

ѕавлова с ума не сошла. Ѕолее того, она прекрасно понимала, на что именно обрекает себ€. ќднако у балерины были на то свои личные причины. ¬ этом английском вертепе ей предложили огромные деньги, сразу всю сумму, на руки. ј деньги ѕавловой были очень нужны. ƒл€ бывшего покровител€.
ƒела у ¬иктора ƒандре действительно шли неважно. ѕосле разрыва с маленькой балериной удача отвернулась от него. ƒолги, неудачные сделки и оп€ть долги. »тог весьма печален. –астрата и долгова€ €ма. ¬черашние друзь€ мгновенно вычеркнули ƒандре из списка при€тных знакомых, и только јнюта, невзира€ на свой оглушительный успех, сразу же поспешила на помощь. ќна продала белый зал, где была так счастлива, драгоценности, а также свою творческую свободу. ѕолученной суммы (огромной по тем временам) как раз хватило на то, чтобы освободить ƒандре из тюрьмы. ¬ 1911 году эта пара эмигрировала из –оссии.

ƒл€ всех ¬иктор теперь был менеджером балерины. ѕосле того как унизительный английский контракт закончилс€, ѕавлова набрала собственную труппу и начала гастроли. ¬иктор всегда оставалс€ р€дом, вз€в на себ€ об€занности администратора, менеджера и бухгалтера. ѕавлова могла творить, ни о чем не беспоко€сь. ƒандре долго не осмеливалс€ сделать јнне предложение. ¬едь роли давно переменились. ћаленька€ артисточка превратилась в королеву сцены, а он стал ее бледной тенью. » все же он решилс€. ѕрима согласилась стать женой бывшего покровител€. Ќо с одним условием.
– Ќикто не должен знать об этом. я — јнна ѕавлова. » плевать мне на какую-то там мадам ƒандре. ≈сли проговоришьс€, мы расстанемс€.

»х союз, который со стороны может показатьс€ несколько вынужденным, оказалс€ на редкость прочным. —трасть осталась в далеком прошлом, ей на место пришла любовь. Ћюбовь простого человека к гению. » любовь гени€ к обывателю.

картинка

ѕервые самосто€тельные постановки јнны ѕавловой

≈стественным дл€ ѕавловой было попробовать ставить самой. “акую попытку она предприн€ла в 1909 году на спектакле в —уворинском театре в честь 75-летнего юбиле€ владельца — ј. —уворина. ƒл€ своего дебюта ѕавлова выбрала «Ќочь» –убинштейна. ќна по€вилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. √лаза ее загорались, когда она прот€гивала кому-то свой букет. √ибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстран€лись. ¬се вместе превращалось в монолог о безумной страсти. ѕатетика оправдывалась наивной искренностью чувства. —вободные движени€ корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напомина€ о вли€нии ƒункан. Ќо и классический танец, включа€ пальцевую технику, присутствовал, разнообраз€ и дополн€€ выразительные жесты. —амосто€тельное творчество ѕавловой было встречено с одобрением. —ледующими номерами были «—трекоза» ‘.  рейслера, «Ѕабочка» –. ƒриго, « алифорнийский мак».

«десь классический танец соседствовал и переплеталс€ со свободной пластикой. ќбъедин€ло их эмоциональное состо€ние героини.

¬ 1910 году јнна ѕавлова ушла из ћариинского театра, создав собственную труппу. ѕавлова включила в гастрольный репертуар балеты „айковского и √лазунова, «“щетную предосторожность», «∆изель», « оппелию», «ѕахиту», интересные концертные номера. Ѕалерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. ¬ труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. — ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых — «Ќочь» и «¬альс-каприз» на музыку ј. –убинштейна и «—трекоза» на музыку  рейслера.

картинка

—о своей труппой ѕавлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. ќна первой открыла русский балет дл€ јмерики, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.

«...»з Ћондона € поехала на гастроли в јмерику, где танцевала в театре «ћетрополитен». –азумеетс€, € в восторге от приема, устроенного мне американцами. √азеты помещали мои портреты, статьи обо мне, интервью со мной и — надо правду сказать — кучу вздорных выдумок о моей жизни, моих вкусах и взгл€дах. я часто хохотала, чита€ это фантастическое вранье и вид€ себ€ тем, чем никогда не была, — чудачкой и необыкновенной женщиной. —ила фантазии американских журналистов пр€мо изумительна.

»з Ќью-…орка мы ездили в турне по провинции. Ёто было насто€щее триумфальное шествие, но страшно утомительное. ћен€ звали и на следующий год в јмерику, и мне самой хотелось ехать, но у мен€ положительно не хватает сил на эту скачку через континент — так страшно она разбивает нервы».

≈е гастрольные маршруты пролегали и в јзии, и на ƒальнем ¬остоке. «а блест€щими выступлени€ми скрывалс€ т€желый труд. ¬от, например, перечень выступлений труппы јнны ѕавловой в —Ўј в декабре 1914 года: 31 спектакль в разных городах — от ÷инциннати до „икаго, и ни одного дн€ отдыха. “ака€ же картина и в Ќидерландах в декабре 1927 года: ежедневные спектакли в разных городах — от –оттердама до √ронингена. » лишь один день отдыха — 31 декабр€. «а 22 года бесконечных турне ѕавлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тыс€ч спектаклей. Ёто был действительно труд на износ.

Ѕыл период, когда италь€нский мастер Ќинолини изготовл€л дл€ јнны ѕавловой в год в среднем две тыс€чи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

 роме чудовищной усталости зарубежные гастроли имели и другие отрицательные последстви€. ќтношени€ ѕавловой с ћариинским театром осложнились из-за финансовых разногласий. јртистка нарушила услови€ контракта с дирекцией ради выгодной поездки в јмерику и вынуждена была выплатить неустойку. ∆елание дирекции заключить с нею новый контракт наталкивалось на требование вернуть неустойку. “ем не менее, театр был заинтересован в выступлени€х балерины. ѕредпринимались шаги уладить инцидент. ѕо инициативе дирекции в 1913 году ѕавлова была удостоена почетного звани€ заслуженной артистки императорских театров и награждена золотой медалью. ƒирекци€ по-прежнему настаивала на том, чтобы јнна выступала только в –оссии.

картинка

¬есной 1914 года ѕавлова последний раз побывала дома. Ѕалерина выступила 31 ма€ в петербургском Ќародном доме, 7 июн€ в ѕавловском вокзале, 3 июн€ в «еркальном театре московского сада «Ёрмитаж». –епертуар включал «”мирающего лебед€», «¬акханалию», другие ее миниатюры. ¬осторженный прием был адресован новой ѕавловой — международной «звезде», заезжей знаменитости. ћаленькой, хрупкой балерине, уже привыкшей к чрезмерно напр€женной работе, было 33 года. Ёто был п€тнадцатый сезон в ее театральной карьере, середина ее сценической жизни.

Ќа родину она больше не вернулась. Ќо к положению в –оссии ѕавлова не была безучастна. ќна присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимс€ ѕетербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим ѕоволжь€, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Ѕольша€ дружба и творческое сотрудничество св€зывали двух выдающихс€ мастеров русского балета — јнну ѕавлову и ћихаила ‘окина . ќна исполн€ла главные партии во многих его балетах: «¬иноградна€ лоза» ј. –убинштейна, «Ўопениана», «≈гипетские ночи» и др. ¬ результате творческого союза ѕавловой и ‘окина были созданы произведени€, где танец подчинен духовно-выразительным задачам. “ак по€вились «Ўопениана» и «Ћебедь» на музыку  . —ен-—анса, которые стали поэтическим символом русской хореографии.

—пециально дл€ труппы ѕавловой ћихаил ‘окин поставил «ѕрелюды» на музыку ‘. Ћиста и «—емь дочерей горного цар€» на музыку  . —пендиарова.

картинка

ћаленька€ передвижна€ труппа, конечно, не могла соперничать с ћариинским театром ни исполнительским составом, ни музыкальной культурой, ни оформлением. ”траты были неизбежны и весьма ощутимы, особенно при обращении к академическому репертуару. ѕавлова в подобных переделках обращалась с музыкой бесцеремонно — мен€ла темпы, тембровые краски, купировала номера и вставл€ла музыку других композиторов. ≈динственный критерий был важен дл€ нее — будить ее творческую фантазию. » балерине в силу таланта нередко удавалось в какой-то мере преодолеть €вные нелепости музыкального материала.

¬се это подметил опытным взгл€дом побывавший на одном из выс­туплений балерины известный танцовщик д€гилевской труппы —ергей Ћифарь:

«ѕарижский сезон 1924 года был особенно богатым и блест€щим в музыкальном и театральном отношени€х, — сколько мне позвол€ли мои бедные средства, € не пропускал ни одного интересного концерта, ни одного интересного спектакл€ и жил этим, жадно впитыва€ в себ€ все впечатлени€. ќдним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль јнны ѕавловой.

картинка

 огда по€вилась на сцене јнна ѕавлова, мне показалось, что € еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие €вила јнна ѕавлова. — первой минуты € был потр€сен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавл€ла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. я увидел в јнне ѕавловой не танцовщицу, а ее гени€, склонилс€ перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — € увидел откровение неба и не был на земле... Ќо в течение спектакл€ € бывал то на небе, то на земле: то божественные жесты јнны ѕавловой заставл€ли мен€ трепетать от благоговейного восторга, то минутами € видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость, что-то от кривл€нь€, что-то от дешевки, и такие места непри€тно коробили.

¬ антракте в фойе € встретил ƒ€гилева — где бы € ни бывал этою весною, € всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась јнна ѕавлова, мог только восторженно-растер€нно пролепетать: — Ѕожественно! √ениально! ѕрекрасно!». ƒа —ергею ѕавловичу не нужно было и спрашивать моего мнени€ — оно было написано на моем лице. Ќо ни ƒ€гилеву, ни кому другому € не решалс€ говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и надувательскими. я уверен был, что все мен€ засмеют и скажут, что € ничего не понимаю и богохульничаю. ¬последствии € убедилс€, что € не один богохульничаю — богохульничал и ƒ€гилев, который много мне рассказывал об јнне ѕавловой».

картинка

’арактер у ѕавловой был отвратительным. ќна легко переходила от эйфории к истерике, от истерики к экзальтации, от экзальтации к эйфории. » так по несколько раз в день. Ѕольше всего, конечно, доставалось мужу. —емейные скандалы превращались в отвратительный спектакль, который не сходил со сцены долгие годы. ѕавлова обвин€ла ƒандре во все смертных грехах, как прошлых, так и насто€щих. ќн молча терпел инсинуации, а когда ситуаци€ раскал€лась, запиралс€ в собственном кабинете. “огда наступал второй акт пьесы. Ѕалерина вал€лась в двер€х, умол€€ впустить ее, и плакала, плакала, плакала. ѕосле следовало бурное примирение. ј еще через полчаса сцена могла повторитьс€.

Ѕлизкие друзь€, ставшие случайными свидетел€ми семейных баталий, украдкой спрашивали ¬иктора, как он может все это терпеть. ћенеджер балерины лишь отмалчивалс€. ќн понимал природу страха, сжигавшего јнну изнутри. —тарость. ƒл€ нее это состо€ние — не что иное, как смерть. Ќевозможность танцевать, а значит, дышать. Ќевозможность быть по-прежнему первой. ќна слишком рано все получила: ошеломл€ющий успех, лучшие роли, мировую славу, творческую свободу, и теперь, когда ѕавловой шел уже п€тый дес€ток, у нее не осталось ничего. “олько старость. —орок лет. —орок п€ть. ¬ этом возрасте она спросила у ‘окина, сколько ей еще можно будет танцевать. ‘окин улыбнулс€:
– “ы поставишь новый рекорд. —танешь долгожителем в балете. јнна, ты в прекрасной форме и еще долгие годы будешь танцевать.

«ј если нет? — спрашивала она себ€. —„то если назавтра газеты выйдут с сенсационными заголовками: «¬елика€ балерина уходит со сцены». „то тогда? „то € буду делать?» Ёти вопросы она задавала и мужу. ќн, как умел, успокаивал: будешь просто жить, учить других. Ќо она не умела просто жить и не хотела учить других. ќна хотела остановить врем€...

картинка

17 €нвар€ 1931 года знаменита€ балерина прибыла на гастроли Ќидерланды, где ее хорошо знали и любили. ¬ честь «русского Ћебед€, голландцы, слав€щиес€ своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «јнна ѕавлова». ƒо сих пор на выставках цветов можно полюбоватьс€ их изысканной красотой. — большим букетом этих цветов јнну встречал на вокзале голландский импресарио Ёрнст  раусс. Ќо балерина чувствовала себ€ плохо и сразу направилась в «ќтель дез Ёнд», где ей был отведен «японский салон» со спальней, который впоследствии и получил название «—алон јнны ѕавловой». —уд€ по всему, артистка сильно простудилась во врем€ поездки поездом по зимней ‘ранции. Ѕолее того, как вы€снилось, ночной поезд, которым она ехала из јнглии в ѕариж, столкнулс€ с грузовым составом. ”павший кофр сильно ударил ее по ребрам. “олько близким подругам јнна рассказала об этом происшествии, хот€ на боль жаловалась многим.

¬ гостиницу был срочно вызван врач, который обнаружил у балерины острый плеврит.  оролева Ќидерландов ¬ильгельмина прислала ѕавловой личного врача де …онга. ќсмотрев ее, он пришел к следующему заключению: «ћадам, у вас плеврит. Ќеобходима операци€. я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». ¬ ответ на это ƒандре воскликнул: « ак же так! ¬едь она же не сможет завтра танцевать!». ƒействительно, по всей √ааге были расклеены афиши, извещавшие, что «19 €нвар€ состоитс€ последнее в Ќидерландах выступление величайшей балерины нашего времени јнны ѕавловой с ее большим балетом». «атем предсто€ло длительное турне по —еверной и Ћатинской јмерике, ƒальнему ¬остоку. Ќо этому не суждено было сбытьс€.

ƒандре решил пригласить другого врача. “елеграммой был срочно вызван из ѕарижа врач «алевский, который раньше уже лечил јнну. ј балерине становилось все хуже. ¬идимо, тогда и родилась легенда об «умирающем лебеде», которую приводит в своих мемуарах ¬иктор ƒандре. јнна ѕавлова, увер€ет мемуарист, любой ценой хотела еще раз выйти на сцену. «ѕринесите мне мой костюм лебед€», — сказала она. Ёто €кобы были ее последние слова...

картинка

ќднако действительность была куда более прозаичной и трагичной. ќб этом рассказывали служанка јнны ѕавловой ћаргерит Ћетьенн, врачи, бывшие у ее постели. ќни вспоминают, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указани€, счита€, что, несмотр€ на ее болезнь, спектакли должны состо€тьс€, особенно в Ѕельгии дл€ нужд  расного  реста. ѕотом ей стало хуже. ¬се, кроме служанки, удалились из комнаты. јнна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в ѕариже у известного кутюрье, сказала ћаргерит: «Ћучше бы € потратила эти деньги на моих детей». ќна имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особн€ков. ѕосле этого больна€ впала в кому. ѕрибывший «алевский с помощью дренажной трубки попыталс€ еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно. јнна больше не приходила в сознание. ѕолагают, что в ночь с 22 на 23 €нвар€ 1931 года она умерла от острого заражени€ крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой...

–усска€ колони€ в ѕариже хотела, чтобы ѕавлову похоронили на кладбище ѕер-Ћашез, где ей можно было бы поставить прекрасный пам€тник. Ќо ƒандре высказалс€ за то, чтобы јнну кремировали. ¬о врем€ гастролей в »ндии она была зачарована индийскими погребальными церемони€ми, во врем€ которых тело усопшего сжигаетс€ на погребальном костре. ќна заметила близким, что хотела бы, чтобы ее кремировали. «“ак позже будет легче возвратить мой прах в дорогую –оссию», — будто бы сказала она. ƒандре обсудил этот вопрос с импресарио  рауссом, и они решили посоветоватьс€ с главой русской православной церкви в √ааге св€щенником –озановым, ведь по церковным канонам полагаютс€ только похороны на кладбище. ”читыва€ ситуацию, св€щенник не возражал против кремации...

¬иктор ƒандре, несмотр€ на все его уверени€, не был официальным мужем јнны ѕавловой, хот€ об этом говоритс€ в его завещании и урна с его прахом установлена р€дом с урной јнны. —ама она никогда и называла его своим мужем, у них не было общего банковского счета. ѕосле смерти јнны ƒандре за€вил было свои претензии на «јини хаус».  огда же мать балерины, отверга€ эти пос€гательства, подала на него в суд, ƒандре не смог предъ€вить никаких свидетельств о браке, ни свадебных фотографий, ссыла€сь на то, что документы не сохранились после революции в –оссии. јдвокат напомнил тогда, что ранее он говорил о заключении брака с ѕавловой в јмерике. Ќо и здесь ƒандре не смог представить документов и даже назвать место свадьбы. ѕроцесс он проиграл, и ему пришлось покинуть «јйви-хаус».

картинка

Ѕыл ли ƒандре мужем јнны ѕавловой или нет, но в его завещании текст которого приводитс€ в книге, говоритс€: «я поручаю моим поверенным купить ниши 5791 и 3797 в крематории «√оулдерс √рин» в качестве места дл€ урн, содержащих мой прах и прах моей любимой жены јнны, известной как јнна ѕавлова. я даю полномочи€ моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в –оссию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиватьс€ переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверени€ в том, что прах јнны ѕавловой получит должные честь и уважение».

ѕавлова уникальна. ќна не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. ѕосле ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. ќсталась только легенда о великой русской балерине јнне ѕавловой, именем которой названы призы и международные премии. ≈й посв€щены художественные и документальные фильмы («јнна ѕавлова», 1983 и 1985). ‘ранцузский балетмейстер –. ѕети поставил балет «ћо€ ѕавлова» на сборную музыку. Ќомера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. ј павловский «”мирающий лебедь» увековечен в исполнении √алины ”лановой, »вет Ўовире, ћайи ѕлисецкой.

ѕосле смерти жены ¬иктор ƒандре создал клуб поклонников јнны ѕавловой. ‘отографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей — все это было принесено на ее алтарь. ƒандре хотел, чтобы о ней помнили всегда. ”вы, клуб просуществовал очень недолго. ¬орох воспоминаний дл€ большинства поклонников осталс€ в прошлом, пришли иные кумиры и иные времена. » только один человек мог без устали смотреть на экран кинопроектора, где в нервной дрожи черно-белой пленки снова и снова умирал прекрасный Ћебедь.

картинка
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз



—ветик_—олнышко007   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2010 г. 20:16 (ссылка)
Ќапишу честно, что сначала начала читать скептически. Ќо потом настолько увлеклась, настолько заинтересовалась, просто не передать. ¬первые прочитала настолько полную информацию об этой балерине и смогла по-насто€щему оценить еЄ талант и заслуги! —пасибо огромное за пост!
 (319x480, 45Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tamara_Potashnikov   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2010 г. 21:03 (ссылка)
angreal,


ЅќЋ№Ўќ≈ —ѕј—»Ѕќ «ј ¬≈Ћ» ќЋ≈ѕЌџ… ѕќ—“!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
жаблик   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2010 г. 21:40 (ссылка)
’ороша€ стать€. Ќе знала про еЄ личную жизнь...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕела€_ѕол€рна€_—ќ¬ј   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2010 г. 22:09 (ссылка)
—пасибо ¬ам.ќна была ¬елика€ балерина своего времени.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tarika   обратитьс€ по имени «аголовок —уббота, 06 ‘еврал€ 2010 г. 03:33 (ссылка)
—пасибо.очень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
nataliakarelina   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 ‘еврал€ 2010 г. 00:52 (ссылка)
—пасибо большое за потр€сающий пост! ќчень все написано подробно и очень интересно!  онечно же јнна ѕавлова - это истори€ нашего балета, наша √ќ–ƒќ—“№!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку