-ћетки

актЄры алкоголь биографи€ блюда вкусно вред вредно выбор выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети досуг еда женщины животные жизнь забавно загадки здоровье знаменитости игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота кулинари€ кухн€ лайфхаки люди масленица мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха поздравлени€ позитив познавательно познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ рекомендации религи€ ретро рецепт рецепты русские русь сладости слоты смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56149


»ль€ ћуромец Ц сказка или быль?

„етверг, 18 јвгуста 2011 г. 00:12 + в цитатник
—казани€ об »лье из города ћурома создавались на прот€жении многих веков.ћногие туристы во врем€ экскурсии по  иеву начинают смотреть на мен€ недоверчиво, когда € им сообщаю, что в  иево-ѕечерской Ћавре можно увидеть мощи »льи ћуромца, и переспрашивают: «“ого самого сказочного »льи?» “ого самого, только не сказочного, а самого насто€щего человека, который жил во времена  иевской –уси и прочно вошел в народный фольклор и с именем которого св€зано много загадок.

Ќетленные мощи »льи из города ћурома хран€тс€ в Ѕлижних пещерах Ћавры. ƒл€ посетителей открыта права€ рука геро€ в молитвенном положении – сложенные вместе три перста дл€ крестного знамени€, как прин€то сейчас в ѕравославной церкви. ћы знаем об этом человеке больше легенд, чем исторических фактов. “ак кем же был »ль€ на самом деле?

—читаетс€, что реальным прототипом былинного геро€ был кресть€нский сын по прозвищу „оботок родом из села  арачарова недалеко от ћурома, который впоследствии прин€л монашеский постриг в  иево-ѕечерской Ћавре под именем »льи и через несколько веков был канонизирован церковью под именем »льи ћуромца (1643 год). ѕрозвище „оботко, или „оботок, получил оттого, что однажды отбилс€ от врагов сапогом – «чоботом». ‘акт отсутстви€ имени »льи в  иево-ѕечерском ѕатерике свидетельствует о том, что в монашеском чине герой провел немного времени. “очные даты жизни неизвестны, данные противоречивы, некоторые исследовани€ относ€т его к ’≤-’≤≤ вв. ѕо версии исследовател€ —ерге€ ’ведчени, »ль€ мог жить в период с 1148 по 1204 годы.

Ѕылинные рассказы подтвердились научными исследовани€ми, причем сравнительно недавно. “руднообъ€снимым фактом долгое врем€ считалось то, что богатырь тридцать лет и три года не мог ходить, а подн€лс€ с печи он только после того, как «калеки перехожи€» исцелили его и сказали идти в  иев служить в кн€жеской дружине. ¬последствии слабые ноги не раз подводили его в бо€х, когда он падал, и отбивалс€ лежа.

ќтвет на эту загадку был дан только в наше врем€. ћощи »льи подвергались тщательным исследовани€м, и в 1988 году комиссией ћинздрава ”——– был установлен приблизительный возраст – 40-45 лет, рост 177 см, что в те времена было на голову выше среднего роста, и то, что у геро€ была болезнь позвоночника, котора€ вызвала паралич конечностей. ≈го позвоночник был искривлен вправо с €вно выраженными дополнительными отростками, которые защемл€ли нервы спинного мозга.  роме того, было обнаружено несколько переломов ребер.

—мерть наступила в результате обширной раны в области груди, скорее всего от удара копь€, пробившего грудь и пригвоздившего левую руку к телу. ѕо одной из версий, умер »ль€ в 1188 году, по другой – во врем€ штурма  иева кн€зем –юриком –остиславичем в 1203 году, когда ѕечерский монастырь был захвачен и разграблен.

≈ще одна верси€ предполагает, что последним дл€ »льи стал бой с —оловьем-разбойником. √ерой выступил на усмирение непокорного племени, жившего в районе ¬ышгорода, севернее  иева. »нтересно, что еще в ’≤’ веке кресть€не показывали курган, где, по предани€м, похоронен кн€зь этого племени —оловей. –азбойник, как рассказывают былины, свистал по-соловьиному и рычал по-звериному. ¬ реальности это воинское умение часто использовалось дл€ борьбы с конным противником.

¬ более ранних верси€х —оловей предстает как глава рода и после своего пленени€ уговаривает »лью отпустить его, обеща€ кормить его «ествушкой сахарной», поить «питьицем медв€ным» и принести много даров. »ль€ на уговоры не поддалс€, более того, полностью разрушил все поселение за то, что люди живут по звериному обычаю и в Ѕога не веруют. ¬озможно, этот факт послужил тому, что »ль€ был канонизирован церковью, ведь он боролс€ с родо-племенной общиной, котора€ сохран€ла веру предков и не принимала христианства.

ќбраз —оловь€-разбойника также полон загадок и противоречий. —охранились предани€ о разбойнике ћогуте, который жил в лесах во времена кн€з€ ¬ладимира. ∆ил еще один —оловей – богатырь племени в€тичей или финских племен. ќсновными промыслами в€тичей были звероловство, птицеловство и бортничество, и вот именно последний промысел был св€зан с лазанием по деревь€м. ¬озможно, поэтому былинный —оловей и живет на деревь€х.

¬ советское врем€ было сделано многое дл€ того, чтобы отстранить им€ геро€ от церкви, например, нигде не упоминалось, что в дореволюционных издани€х былин к »лье приходили не «калеки», а ’ристос и два апостола. Ќе обходилось и без фальсификаций. ѕервые исследовани€ мощей были сделаны еще в 1963 году, и комисси€ вынесла решение, что тело принадлежит человеку монголоидной расы, а ранени€ были имитированы монахами.

—казани€ об »лье из города ћурома создавались на прот€жении многих веков. ѕервые былины относ€тс€ ко времени «—лова о полку »горевем» и «—лова о погибели –усской земли». Ќо и позднее создавались новые творени€ народного эпоса, в которых »ль€ предстает уже не древнерусским героем, а казаком. ќни пользовались попул€рностью среди казаков. ¬ 30-е годы ’≤’ века в —имбирской губернии была записана былина «»ль€ ћуромец и татарченок». »м€ геро€ упоминаетс€ также в германских эпических поэмах ’≤≤≤ века.

Ќо вот в древнерусских летопис€х сведений об »лье мы не найдем. ќбъ€снением этому может служить то, что бо€рска€ знать специально избегала упоминани€ о народном герое, который возвысилс€ от простолюдина, завоевал всеобщую славу и изначально был похоронен в великокн€жеской усыпальнице собора —в€той —офии, что было огромной честью. ¬озможно, поэтому гробница мужицкого сына впоследствии была разрушена, а останки перенесены в пещеры Ћавры.

’от€ и это объ€снение часто подвергаетс€ критике.   примеру, в былинах старых записей нигде не упоминаетс€ о происхождении богатыр€. —огласно одним былинам, »ль€ получил силу от калик, другие повествуют о том, что он изначально был богатырем, и его сила возрастала под руководством —в€тогора. “акже остаетс€ загадкой тот факт, что им€ »льи ћуромца тесно св€зано с кн€зем ¬ладимиром  расное —олнышко, хот€, согласно последним исследовани€м, жили они в разное врем€.
«агадок больше, чем ответов, и вр€д ли мы когда-нибудь узнаем всю правду. Ќо удовольствие от чтени€ былин о народном герое при этом не уменьшаетс€.
 
≈лена √ончарук
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



illuzia_15   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 јвгуста 2011 г. 15:38 (ссылка)
»нтересно))) —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку