-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55499


—казочный мир. «аконы жизни

ѕ€тница, 12 ƒекабр€ 2014 г. 08:52 + в цитатник

∆изнь в сказочном мире - пон€тие особое. ќна может присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из пространств, составл€ющих этот мир, в т.ч. и в царстве мЄртвых. «ан€тно, что живые и мЄртвые то и дело встречаютс€: либо на границе, либо в глуби мест обитани€ тех и других.
—казочный мир. «аконы жизни
»ванушка, например, наведываетс€ к Ѕабе яге. ” той, как известно, главна€ особа€ примета - не нос, что в потолок врос, а кост€на€ нога. “о есть этой самой кост€ной ногой она находитс€ в царстве смерти, а другой - стоит в мире людей; потому и не видит сразу геро€, восклица€: «„у, русским духом пахнет!». Ѕабу ягу исследователи традиционной культуры называют Ѕогиней смерти. Ќо она не всегда выступает исключительно как хоз€йка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной дл€ зажаривани€ людей.

„асто Ѕаба яга выручает сказочного геро€: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну  ощеевой смерти. — какой стати ей выступать советчицей человеку? ¬едь этим обладательница уникальной конечности предоставл€ет ему возможность победить и выжить.
—казочный мир. «аконы жизни
ћожет, точнее назвать еЄ Ѕогиней перерождени€? »бо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключаетс€ цель похода геро€ подобных сказочных историй, и счастье своЄ он обретает именно таким образом.

ƒругой парадокс заключаетс€ в том, что в царстве мЄртвых по непон€тным, на первый взгл€д, причинам, находитс€ много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых дл€ сказочных героев, да вот хот€ бы и тот же меч-кладенец. Ќа его примере и разберЄмс€, почему именно там. ѕо скандинавской традиции, например, самое ценное оружие - то, что из курганов. — одной стороны, тому есть вполне материалистическое объ€снение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами.  роме того, существовало поверье, что мЄртвые стерегут своЄ имущество. ƒа и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.
—казочный мир. «аконы жизни
 роме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаютс€ запреты: не ешь этого, не касайс€ того. Ќарушающие их герои попадают в беду, а выполн€ющие избегают еЄ ( рошечка ’аврошечка, например). ѕочему? –ечь идЄт о том, что мир и жизнь в нЄм возникают из хаоса за счЄт образовани€ в нЄм пор€дка, но могут быть этим хаосом и разрушены. ќграничени€, запреты и табу - это как раз услови€, поддерживающие установленный пор€док, сигнал€щие о границе живого мира.

¬ сказках герой сражаетс€ со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мЄртвой воды. ¬ этих образах выражаетс€ пон€тие неразрывности жизни и смерти. ћЄртва€ вода - сохран€ет или воссоздаЄт форму (например, сращивает разрубленные части тела), жива€ - даЄт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).
—казочный мир. «аконы жизни
—тоит напомнить, что по народной традиции жизненна€ сила человека находитс€ в области сердца. ¬спомним плач героини в сказке «—естрица јлЄнушка и братец »ванушка», когда она была брошена ведьмой в реку: «∆елты пески на грудь легли, люта зме€ сердце высосала, белорыбица очи выела». «десь метафорически представлено обездвижение тела («желты пески...»); выт€гивание из него жизненной силы («люта зме€...»), отн€тие души («белорыбица...»). ¬ хеттском фольклоре змей »ллу€нка крадЄт у Ѕога √розы очи и сердце - те же символы. ѕо египетской и этрусской мифологии, у человека имеетс€ три души: животна€ сила, св€занна€ с эмоциональным миром; родова€ сила и лична€ душа.
—казочный мир. «аконы жизни
¬озвраща€сь к русским персонажам, св€занным с пон€ти€ми жизни и смерти, обратимс€ к...  ощею Ѕессмертному. »м€ его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Ётот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. ¬ народной традиции он св€зан с сезонными €влени€ми «умирани€» природы, он сеет смерть и ненависть. ¬ поединке с  ощеем герой сражаетс€ не только за своЄ личное счастье, но и спаса€ мир от омертвлени€. ј древнейша€ мифологема этого событи€ сводитс€ к битве отжившего с новым, и отголоски еЄ сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Ќовый √од приходит на смену седому ƒеду ћорозу.

ј вы заметили, что  ощей никогда не то что не смеЄтс€, а даже не улыбаетс€? ќн просто лишЄн такой способности, потому что согласно мифологическим воззрени€м, смех есть принцип жизни, а его отсутствие - принцип смерти. ¬.я.ѕропп пишет, что герой, попадающий в царство мЄртвых, вычисл€етс€ его обитател€ми как раз по своему смеху.
—казочный мир. «аконы жизни
“ак вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Ќесме€на в одноимЄнной сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить еЄ! ќзначало это ни больше, ни меньше, как оживить царство.

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



жаблик   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ќкт€бр€ 2011 г. 00:19 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюба_—коблина   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ќкт€бр€ 2011 г. 02:33 (ссылка)
«амечательный пост, с красивыми иллюстраци€ми!
—пасибо! ”знала много интересного, получила огромное удовольствие!
0_2ed3b_b31f30f4_L (357x500, 116Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—олнечный_Ћелик   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ќкт€бр€ 2011 г. 07:39 (ссылка)
спасибо! очень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Piligrim   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ќкт€бр€ 2011 г. 09:55 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
oslix   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 ќкт€бр€ 2011 г. 09:05 (ссылка)
ѕќЌ–ј¬»Ћќ—№ ќ„≈Ќ№, ѕ–≈ –ј—Ќќ »«Ћќ∆≈Ќќ , ј ”∆ —ћџ—Ћј... — Ћ»’¬ќ… » Ќј ¬—≈’!!
—ѕј—»Ѕќ!
BIPA (556x625, 322Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку