-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55255

≈сть ли тайны в русских народных сказках? Ђ урочка –€баї

„етверг, 21 јвгуста 2014 г. 08:41 + в цитатник


≈сть ли тайны в русских народных сказках? Ђ урочка –€баї »з всего обили€ русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Ѕезусловно, это « урочка –€ба», « олобок» и «–епка». «нают-то эти сказки все, а вот понимают ли?

Ётим вопросом € озадачилс€ после того, как обнаружил в »нтернете обилие статей с пугающими названи€ми вроде «јнализ русской сказки « урочка р€ба» в теории объектных отношений», или «« олобок». Ѕуквальна€, архетипическа€, натуральна€, ритуальна€ и этимологическа€ интерпретации». » ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет – пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. ќбилие сего заумного бреда заставл€ет задуматьс€ над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.

Ќу что же, давайте посмотрим – какие загадки (насто€щие и мнимые) скрывают эти три попул€рные сказки.

« урочка –€ба, где тво€ баба?» (ѕ. ћамонов)

 аждый, кто всерьез заинтересуетс€ нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издани€ .... јлександра Ќиколаевича јфанасьева – русского последовател€ братьев √римм. »менно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследи€. ѕервые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.

//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/551/49551612_1254811878_02labl8m41220465485.jpg

Ќадо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. ќбычно вариантов много, и они порой сильно отличаютс€ от того, который позже признают каноническим и печатают в попул€рных издани€х. “о же и с « урочкой-–€бой».

” јфанасьева сказка называетс€ просто « урочка» и звучит совсем по-другому. ¬о-первых, ни о каком золотом €йце речи в ней нет.  урочка сносит простое €ичко, которое тут же разбивает мышка. ѕосле чего начинаетс€ насто€щий конец света. ƒед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с гор€... вешаетс€. ѕосле чего весть о разбитом €йце по цепочке разноситс€ по селу, просвирн€ ломает и бросает просвиры, дь€чок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.

ѕон€тно, что здесь сказка повествует о глупых люд€х, которые из-за пуст€ка впадают в панику – такой народный «черный юмор».

ќднако јфанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога  . ”шинского, напечатанный в его хрестоматии «–одное слово». «десь уже наличествуют все составл€ющие – и золотое €йцо, которое не поддаетс€ деду с бабой, но разбиваетс€ мышкой, и обещание  урочки-–€бы снести простое €йцо взамен золотого.

//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/31/187/31187364_1219673092_ryaba.jpg

»менно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». “аинственность сказки они усматривают в €кобы абсурдных действи€х, и задаютс€ следующими вопросами:
1) «ачем дед с бабой бьют золотое €йцо?
2) ѕочему разбить €йцо удаетс€ мышке?
3) ѕочему, когда мышка, по сути, исполн€ет их желание – они не радуютс€, а плачут?
4) «ачем  урочка обещает им снести простое €йцо, а не золотое взамен разбитого?

ѕосле чего начинаютс€ рассуждени€ о космогонических мифах, где мир рождаетс€ из ћирового €йца, о мыши, котора€ €вл€етс€ «духом предков» и волшебной помощницей. ѕишут и покруче.

». ‘лерова «—лав€нские корни русского духа»:
«...ќно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежени€ к сокровищу. ѕотер€ли благоговение, оно и разбилось. Ќе так ли и в нашей жизни? ¬се разрушаетс€ при небрежении: любовь, здоровье, знани€, –одина, €зык, воздух, реки, растени€, животные. ¬се гибнет».

ћ. „ерненко «« урочка –€ба» и «–епка»»:
«ћышка – это не просто аллегори€ в виде животного. Ёто символ мысли, той божественной мысли, котора€ приходит внезапно, придаЄт толчок в засто€вшихс€ делах, вдохновл€ет на подвиги. Ёто провидческий или божественный импульс, который ¬севышний посылает нашим люд€м в трудную минуту».

ћ. ¬игдорчик «јнализ русской сказки « урочка р€ба» в теории объектных отношений»:
««олотое €йцо, снесенное курицей – это символ ребенка, имеющего особую значимость дл€ его родителей. ...дед и баба бьют €йцо. Ѕьют – воспитывают, пытаютс€ привести €йцо в соответствие со своими представлени€ми и горечь разочаровани€ наступает, когда в один момент нека€ «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении €йца.  то же она, эта мышка? » ее символическое значение и ее действи€ (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), котора€ воспринимаетс€ родител€ми сына как соперница, легкомысленно себ€ ведуща€. ”тешение же могут родители найти только в оставшейс€ у них « урочке –€бе» и ее детородной функции».

ѕсихолог ≈. ¬еременко:
«≈сли именно « урочка –€ба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут по€витьс€ такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противитьс€ определенным нормам и правилам. »ли наоборот, становитс€ педантом, стремитс€ выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/475/56475449_1268626689_31.jpgƒумаю, достаточно. ѕосле прочтени€ подобных опусов € подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу – «Ќе хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не от€гощенных столь глубокой «эрудицией». » почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом €ичке. ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. –азбить золотую скорлупку нелегко. ћышка – это конечно же сказочное забавное допущение – эвон кака€ маленька€ и слаба€, а €ичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). ѕон€тно, что мышь разбила €ичко совсем не так, как было надо – с пола содержимое €йца никто есть не будет. » пон€тно, что вид€, что дед и баба ничего в золоте не смысл€т,  урочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.

ќбъ€сните, что тут сложного? Ќет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном воспри€тии разных ценностей. ѕомните, как –обинзон, найд€ сундук с золотом, горестно восклицал: «» зачем ты мне на необитаемом острове?».

 онечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать ≈.  люев, никаких бы вопросов не возникло.

«ј вот представим себе:
«∆или себе дед да баба. Ѕыла у них курочка р€ба. —несла курочка €ичко – €ичко не простое, а золотое. ќбрадовалс€ дед. ќбрадовалась баба. ¬з€ли они €ичко и понесли на рынок. » там за это золотое €ичко продали им дес€ть тыс€ч простых. —то €ичек они съели, а остальные протухли».
…„удна€ сказка! я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

 стати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор – вреден он советскому ребенку или полезен – на почве « урочки-–€бы» даже сцепились две организации – ƒеткомисси€ при √”—е и  омисси€ при √лавсоцвосе. ѕерва€ была против включени€ сказки в круг детского чтени€ – мол, ребенку надо давать правильные представлени€ о мире. ¬тора€ резонно отвечала: «—казка « урочка –€ба» помещена в р€де книг дл€ чтени€, предназначенных дл€ первых классов сельских школ. ƒело педагогов объ€снить дет€м, что золотых €иц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

 ак оказалось, объ€сн€ть смысл простейших сказок надо не только дет€м...

 

—ергей  урий

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Wetch   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 04:36 (ссылка)
ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 06:20 (ссылка)
спасибо большое .интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јльбина_јрсемова   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 07:49 (ссылка)
—колько же денюжек срубили эти "ученые"?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
fredik71   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 09:18 (ссылка)
а где про  олобка и –епку? тоже интересно, а то ведь не задумываешьс€, когда внуку читаешь, а тот и не спрашиевает ничего - а мы главное заставл€ем его что?... ѕ≈–≈— ј«џ¬ј“№! простенькие, бессмысленные порой сказочки-стишочки...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ketti33   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 10:43 (ссылка)
≈ще в советское врем€ слышала по радио что-то похожее, только там было все предельно €сно. Ёта р€ба действительно странна€ сказка.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_White_tea_   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 11:48 (ссылка)
ћен€ эта мутна€ интеллигенци€ настораживает не на шутку. я еще про ‘иниста Ч ясного —окола и еще чего-то там находила. “ам и про духов и про инопланет€н и чего только не наплели ’) ƒа что там..ведь речь не только о сказках, тараканы в голове у современных "слав€нофилов" гораздо крупнее и серьезней. —оздаютс€ целые сектантские течени€, берущие за основу слав€нское язычество, вот такие мифы и черт знает что еще. ¬се коверкают и подстраивают на свой лад...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ELENA_STOPKO   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ƒекабр€ 2011 г. 14:30 (ссылка)
ќчень интересно! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку