-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56863



 ак власть обрекла Ђсмуть€на холстаї на голодную смерть?

¬оскресенье, 08 январ€ 2012 г. 19:34 + в цитатник

8 €нвар€ 1883 года, 125 лет назад, в ћоскве, в бедной многодетной семье Ќикола€ ‘илонова родилс€ сын, названный ѕавлом. ќтец, извозчик, и мать, прачка, при всем своем старании не могли обеспечить дет€м более-менее сносную жизнь, а потому старшие девочки рано освоили искусство вышивание полотенец, скатертей, которые затем продавались. » р€дом с сестрами ѕавлик тоже вз€л в руки иголку и вскоре мало в чем им уступал, попутно освоив свой первый урок – умение чувствовать пространство полотна.

ƒавно замечено, что те дети, которые в чем-то преуспели до школы, легче осваиваютс€ в новом дл€ себ€ мире обучени€. Ќечто подобное произошло и с ѕавлом, в начальной школе он превосходил многих своих одноклассников. ј когда во врем€ уроков быстрее всех выполн€л задание учител€, у него оставалось врем€ на то, чтобы зан€тьс€ чем-то своим. ¬ышивать ‘илонов не решилс€, а карандаши всегда были у него под руками, и он просто фантазировал, какой именно «сюжет» освоит вечером по возвращении домой.

≈динственное, что не нравилось мальчику во всей этой затее с вышиванием – рисунки были отработаны, что называетс€, до дыр. ≈му хотелось изобразить свой двор, голуб€, который взлетел в синеву неба, первые распустившиес€ почки – предвестники весны, бабульку, угощавшую вкуснейшими пирожками с горохом, а нужно было нанизывать орнамент на орнамент…

Ќачальную школу ѕавел окончил с отличием. “ак же блест€ще отучилс€ и в городской приходской школе, но тут многодетную семью подстерегла беда – один за другим ушли родители. ќставатьс€ одним в ћоскве – значит практически обрести себ€ на голод. ¬от почему дети собрались переехать в ѕетербург к замужней старшей сестре јлександре.   чести сестры и ее мужа, от родственников они не отказались.

ѕереезд в столицу дал ‘илоновым новые возможности. “ак, ѕавел оказалс€ в мал€рно-живописной мастерской при школе ќбщества поощрени€ художеств. Ќо он был таким жадным до учебы, что после зан€тий начал посещать и вечерние рисовальные классы родной школы. Ќо, тем не менее, в 18-летнем возрасте получил только один диплом – мал€ра-уборщика. Ќе подумайте, что это имеет какое-то отношение к строительству или уборке помещений.   этому больше подходит слово «оформительство».

¬ 20-летнем возрасте ‘илонов решаетс€ поступить в јкадемию художеств, но его работы не впечатлили приемную комиссию, парню показали от ворот поворот. ¬место этого осенью ѕавел возвращаетс€ в родную школу, на этот раз в класс натурного искусства. ѕараллельно он начинает брать уроки в частной мастерской академика Ћ.≈. ƒмитриева- авказского, страстного любител€  унтскамеры и требующего от своих учеников стирани€ всех рамок и границ.

Ѕольшое впечатление на ‘илонова произвела его поездка в ѕалестину и Ќовый јфон, где ѕавел вместе с паломниками посетил св€тые места. ѕохоже, именно это поломничество и положило окончанию отношени€м учител€ и ученика…

— четвертого раза (!) ‘илонову, наконец, удаетс€ поступить в јкадемию художеств. Ќо уже через два года его исключили за участие в волнени€х. ќднако это не очень расстроило художника-авангардиста. ¬месте со своими друзь€ми и последовател€ми он создает петербургское общество художников «—оюз молодежи», на выставке которого демонстрирует свои первые работы.

ќдна из самых €рких черт ѕавла Ќиколаевича – его колоссальное трудолюбие. ќн мог рисовать, прислонившись спиной к стене и не поднима€сь со стула, по 18-20 часов подр€д, забыва€ о еде и прочих радост€х жизни. » его работа «ћужчина и женщина» становитс€ тем произведением, о которых говор€т в столице. ƒругое дело, что далеко не все зрители были готовы воспринимать мир таким, каким он виделс€ ‘илонову. ¬ чем-то он удивительно напоминает ћа€ковского в литературе, и не случайно ¬ладимир ¬ладимирович пригласил ѕавла Ќиколаевича оформить декорации дл€ своего футуристического спектакл€. ј чуть позже перед зрител€ми выступил один из литераторов с докладом «ѕ.Ќ.‘илонов – завершитель психологического интимизма».

 онечно, буржуа и далекие от вс€кого искусства обыватели реагировали на работы ‘илонова с известной долей брезгливости, а вот молодежи нравилс€ этот символизм, этот плевок в душу сытого общества. ќни были уверены, ‘илонов выражает тревожные мысли, сгущающиес€ над предвоенной ≈вропой, очень правильно…

¬ойна не обошла стороной художника, два года он провел в действующей армии, сражавшейс€ в –умынии. » этот период стал определ€ющим – ѕавел Ќиколаевич уловил серм€жную правду жизни: бравирование отсутствием интереса к достижени€м научной мысли, изучению классиков – это путь в тупик. » не случайно после возвращени€ с фронта он активно изучает труды таких разноплановых «классиков», как Ћинней, ƒарвин, ћенделеев, ћичурина, ѕастер. ѕавел Ќиколаевич начинает «выращивать» жизнь на своих полотнах, как ростки…

ѕосле революции 1917 года ‘илонов работал над завершением своей работы «јналитическа€ живопись». ѕри этом он оп€ть удел€л большое внимание поиску своего особого стил€. ¬ 1925 году он, обнаружив много последователей, основал школу в ѕетрограде. Ёта школа была закрыта правительством в 1928 году вместе со всеми частными художественными и культурными организаци€ми.

—талинска€ власть не очень-то жаловала художника, который меньше всего озабочен пропагандой побед социалистического стро€ и его вождей. Ќесколько раз выставки его работ были развернуты, но так и не открыты. » хот€ сам ‘илонов не был репрессирован, но к нему подобрались слишком близко, арестовав мужей двух сестер. ≈динственное светлое п€тно – выпуск 25-тыс€чным тиражом цветной репродукции с картины ‘илонова «∆енска€ ударна€ бригада на заводе « расна€ зар€» в Ћенинграде».

Ќо это было скорее исключение, чем правило. «аказы художнику брать запрещали, пенсии лишили, а после ареста родных и близких, он, по сути, оказалс€ предоставленным самому себе. Ќо, перебива€сь с хлеба на квас, ‘илонов верил в лучшее будущее.

  сожалению, он так и не дождалс€ окончани€ «черной полосы судьбы». Ќачалась ¬елика€ ќтечественна€ война, Ћенинград был вз€т в блокаду. ѕавел Ќиколаевич ‘илонов скончалс€ от истощени€ в первую же блокадную зиму – 3 декабр€ 1941 года. ѕо ходатайству его учеников и с помощью —оюза художников он был похоронен в отдельной могиле на —ерафимовском кладбище слева от входа в храм —в. —ерафима —аровского (ныне государственный –усский музей установил стелу с именем художника на его могиле и пам€тную доску на фасаде дома, где он жил и умер).

‘илонов считаетс€ одним из самых €рких художников первой трети ’’ века, но власт€м он был неинтересен. ј потому смерть «смуть€на холста», как называл его кое-кто из современников, постарались замолчать. ¬о вс€ком случае, многие газеты о ней просто не сообщили.

  счастью, у нынешнего поколени€ росси€н отношение к ‘илонову иное. ¬ыставки его работ врем€ от времени проход€т. ј значит, не только мы с вами вспомним о том, что 8 €нвар€ ѕавлу Ќиколаевичу исполнилось бы 125 лет…

ёрий ћоскаленко

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку