-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54813

 ак питались в ƒревнем –име?

¬торник, 25 »юл€ 2017 г. 12:55 + в цитатник

—хема питани€ в ƒревнем –име была общей дл€ всех, независимо от достатка, социального положени€, характера де€тельности. » диктовалась эта схема, как очевидно, физиологическими потребност€ми человека.

ј физиологически задаетс€, мы это знаем по себе, трехкратный прием пищи. ¬от и ƒревний –им начинал день завтраком, спуст€ некоторое врем€ имел второй завтрак, а во второй половине дн€ принималс€ за обед.

¬рем€ двух завтраков было неопределенным.  ресть€нин принималс€ готовить завтрак, едва проснувшись. ≈сли же человек не занималс€ т€желым физическим трудом, он мог к своим зан€ти€м приступить и не евши.  лиенты (так называли свободных людей, отдавшихс€ под покровительство патрона) богатых аристократических семей либо завтракали тем, что получили «на вынос» за обедом, либо вовсе начинали день натощак – утром шли приветствовать патрона, и здесь им вручалась корзиночка с едой.

“аким же случайным, неопределенным и нередко очень скудным было и меню завтрака. ’леб, смоченный в вине, финики, сыр, изредка это дополн€лось холодным м€сом – вот традиционный завтрак, единственна€ цель которого – лишь утоление голода. »мператор јвгуст в качестве завтрака употребл€л «грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр, отжатый вручную, зеленые фиги второго сбора». —енека «завтракал сухим хлебом, не подход€ к столу, так что после завтрака незачем было мыть руки».

ѕрекрасную возможность познакомитьс€ с бытовыми особенност€ми жизни кресть€нина в ƒревнем –име, с обыча€ми в области еды дает поэма, приписываема€ ¬ергилию, – «Moretum».

Ќекто —имил, проснувшись, отправл€етс€ в кладовую за зерном. —молов его,

…—имил собирает руками
√рубый помол, что ссыпалс€ вниз, и его переносит,
—ыплет в сито, тр€сет; наверху остаютс€ отбросы,
 низу просе€нный дар ÷ереры чистою кучкой
—ыплетс€ сквозь решето; тотчас же на гладкую доску
ќн собирает его и воды подливает он теплой:
“ут он ее подбирает, с мукой смешавши, усердно
ћесит, дела€ твердой; затем, когда влага впиталась,
Ётот комок он крепко солит. √отовое тесто
√ладит ладонью и тем расшир€ет до нужного круга,
—тавит квадраты на них, одинаково р€дом друг с другом,
ѕосле несет на очаг…
ѕокрыв черепком, на него насыпает он жару…

ѕока хлеб печетс€, —имил зан€т поиском того, что дополнило бы его завтрак. ќкорок «близ очага у него» не висит, но «сыра зато кружок висел на веревке из древа вместе с укропа пучком, уж засохшим». » герой поэмы отправл€етс€ в «садик».

ѕрежде всего раскопавши слегка свою гр€дку руками,
¬ытащил он чесноку волокнистых четыре головки,
Ќежной петрушки он зелень собрал и жесткие стебли
–уты, листов кориандра, дрожавших на веточках тонких.
¬се это вместе собрав, к веселому пламени сел он.

¬се это растираетс€ в ступке,

…понемногу отдельные части
—илы тер€ют свои; из различных станов€тс€ цветом
¬се одинаковы: он не совсем и зеленый; кусочки
—ыра молочного в этом мешают; но и не белый
Ѕыл он сплошь, так как он изменилс€ от стольких растений…

…¬от уже каплет сюда он дары от оливы ѕаллады.
ћасло, вливает чуть-чуть туда же острого уксуса силы.
¬новь начинает мешать, эту смесь он вновь растирает.
“олько тогда двум€ пальцами он по ступке обводит,
¬ шар один собира€ с краев отдельные части.
—тало готовым уже по названью и виду – моретум.

“акой вот завтрак, «голода страхи прогнав», дает —имилу возможность зан€тьс€ т€желым земледельческим трудом.

«автрак – утренний или дневной – был дл€ римл€нина делом необходимым, но скучным, совершаемым в одиночестве, поход€, как неизбежна€ дань природы. ќбед же – €вление общественное. «астолье собирало некую группу лиц. „аще это были люди, общавшиес€ посто€нно, легко и непринужденно, имевшие интересные дл€ каждого темы, наслаждающиес€ обществом друг друга.

ќбед, в отличие от завтраков, происходил в определенное врем€. ѕо усто€вшейс€ схеме, в специальном помещении. «астолье собирало ограниченное количество сотрапезников. ”тверждалось, что число людей за столом должно быть не менее числа граций – 3, не более числа муз – 9.

ќбщеприн€то было начинать обед после купани€, зимой – в половине второго, летом – в половине третьего. ƒлилс€ обед несколько часов – порой до наступлени€ темноты.

ќбедали обычно в специальной небольшой комнате – триклинии. ¬ центре комнаты находилс€ стол, с трех сторон его окружали каменные ложа. Ќа них – по трое на каждом – размещались участники застоль€. — четвертой стороны к столу подходили слуги дл€ подачи и перемены блюд.

 аменные ложа имели наклон – обращенные к столу изголовь€ были приподн€ты. Ћожа были застланы ткан€ми, выложены подушками. ѕон€тно, сотрапезникам становилось весьма жарко – и чтобы обильно потеющие от еды, вина и скученности люди не простужались, им раздавали по нескольку специальных цветных накидок, которые по мере необходимости мен€ли (кстати, количеством таких перемен отчасти можно было определить длительность обеда).

—тол, окруженный ложами, был небольшой. ѕоэтому проходилось мен€ть на нем блюда очень часто, так что в триклинии сто€ли еще и сервировочные столики.

“рапезу чаще всего составл€ли четыре перемены блюд, друг друга смен€ли закусочный стол – колбасы, сыр, рыба, €йца; собственно обед – м€со (свинина, медвежатина), пирог (например, холодный сырный пирог, политый гор€чим медом); на десерт могли подать фрукты, а заключить обед – пущенным по кругу блюдом с маринованными оливками.

’ороший хоз€ин считал своим долгом не только накормить гостей, собравшихс€ на обед, но и развлечь их – дл€ того приглашались актеры, танцоры, музыканты. Ћибо музицированием, чтением стихов занимались сами гости, либо же они могли развлечьс€ игрой в кости.
“аким образом, римский обед – не столько меропри€тие по приему пищи, сколько важный элемент существовани€ людей, он соответствовал социально-психологическим потребност€м членов социума. —овместные трапезы, €вл€€сь частным делом граждан, оказывались мощным средством организации общества, формировани€ общественного мнени€.

ѕри подготовке статьи использована литература:
 наббе √.—. ƒревний –им – истори€ и повседневность. ћ., 1986.
ћуратов ѕ. ќбразы »талии. “. 1-2. ћ., 1912.
ѕлутарх. »збранные жизнеописани€. “. 1-2. ћ., 1987.

Ћюба ћельник

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



herodot_10   обратитьс€ по имени „етверг, 12 январ€ 2012 г. 20:52 (ссылка)
„то -то жидковатое питание, однако. Ќе исключено, что меню римл€н было более разнообразным и насыщенным...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку