-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56879



4 истории о том, как кино контролирует наше сознание

—реда, 08 јвгуста 2012 г. 11:58 + в цитатник

¬се мы любим кино. » все мы знаем, что кино – это только кино, что Ѕэтмены, Ћюди-пауки и вампиры живут только на экране. “о есть найдЄтс€, конечно, пара-тройка безумцев, которые примут киношную действительность за чистую монету, но это исключени€, что о них говорить. ћы-то с вами нормальные люди и как-нибудь уж сумеем отличить реальность от вымысла.

ј вот и не факт…

1. Ќа самом деле мы не можем отличить реальность от вымысла

¬ы наверн€ка смотрели «’раброе сердце». » наверн€ка знаете, что этот фильм основан на реальных исторических событи€х. √еро€ ћела √ибсона на самом деле звали ”иль€м ”оллес, и он действительно жил в Ўотландии во времена замков, лошадей и прекрасных дам. » мы, конечно, все понимаем, что кое-какие детали были додуманы – насто€щий ”оллес вполне мог не прыгать с балкона в седло так красиво и медленно, как это продемонстрировал √олливуд.

Ќо какие именно детали? „то правда, а что выдумка? «лой король, с которым сражаетс€ ”оллес, убийство его возлюбленной ћаррон, роман с принцессой »забеллой,  предсмертный крик «—вобода!» – что из всего этого истори€, а что придумано дл€ пущего кинематографического драматизма?

¬р€д ли у вас есть ответы. ƒа и кака€, в сущности, разница? Ёто мелочи, которые никак не вли€ют на вашу жизнь…

ћожет оно, конечно, и так, да только после триумфального шестви€ по кинотеатрам фильма «„елюсти», например, охота на акул стала так попул€рна, что мы чуть не истребили этих рыб вконец.

јбсолютно каждый, кто смотрел этот фильм, отдавал себе отчЄт, что истори€ в нЄм выдумана, и действующие лица – всего лишь актЄры. ¬се были в курсе, что не бывает таких больших акул, которые могут сожрать лодку. Ќо когда персонаж-учЄный из кино за€вил, что остановить гибель людей можно только убив акулу, вполне адекватные люди почему-то прин€ли эту часть за чистую монету.

» пошли убивать акул, основыва€сь на том, что им внушил √олливуд.

ѕосле того, как состо€лась премьера фильма «Ћучший стрелок» (в ———– и –оссии больше известен как “оп √ан) поток желающих поступить в лЄтные школы увеличилс€ на 500 процентов.  огда вышел « аратэ-пацан» все дети вдруг захотели овладеть боевыми искусствами. Ќу и так далее…

 онечно, если кино будет внушать нам нечто такое, что идЄт вразрез с нашими прежними представлени€ми о жизни, мы, скорее всего, эту информацию проигнорируем. »ли на то, чтобы нас «перековать» понадоб€тс€ тыс€чи часов отменного искусства. Ќо тем не менее…

2. »стории сочин€ютс€ дл€ того, чтобы контролировать наше поведение

Ёто не очередна€ параноидальна€ теори€ конспирации – мы имеем в виду самые истоки зарождени€ человеческой культуры. ѕодумайте – почему мы с таким удовольствием смотрим все эти бесконечные фильмы про супергероев? „ем они нас «цепл€ют»?

–азнообразные вариации историй о необыкновенных храбрецах и силачах по€вились ещЄ в незапам€тные времена. ќни переходили из уст в уста, когда ещЄ и письменности-то не было. «ачем?

¬сЄ очень просто – они должны были научить людей, как поступать и какими быть.

“ыс€чи лет назад, когда наши предки жили племенами и охотились на диких животных, не было ни записанной истории, ни системы образовани€, котора€ годами вдалбливала бы в детские головы разные правильности.

» это было серьЄзной проблемой, потому что молодое поколение надо было учить не только премудрост€м охоты и рыбной ловли. ћежду племенами вспыхивали войны, а значит, регул€рно возникала потребность в тех, кто готов был воевать и даже, при необходимости, погибнуть за родное плем€.

“о есть требовалось донести до детей, почему они должны ненавидеть людей, живущих по ту сторону реки, чем их плем€ лучше всех других, и с какой стати они должны идти воевать в следующей войне, хот€ это страшно и совершенно неохота.

„тобы вложить в юные головы всю эту премудрость, у наставников было два варианта: ј) заставить годами зубрить историю племени, котора€, кстати говор€, всЄ равно не была написана или Ѕ) рассказать увлекательную историю.

Ќапример, как соседнее злое плем€ задумало угнать всех «наших» в рабство, но нашЄлс€ один храбрец, который в одиночку сражалс€ всю ночь, не обраща€ внимани€ на четыре вражеских стрелы, торчавшие из его могучей груди. » обратил супостатов в позорное бегство.  онечно, после такого рассказа каждый маленький ученик хотел быть этим самым чудо-богатырЄм.

 онечно, вариант Ѕ предпочтительней во всех отношени€. » не важно, что в этой истории – правда, а что преувеличение. √лавное, что она формирует у подрастающего поколени€ общественно полезную картину мира, и убеждает его быть тем, кем он нужен племени.

Ёто совсем не об€зательно плохо – ваше плем€ вполне может быть и впр€мь лучше чем то, что на другом конце реки, и в истории вашего рода вполне может найтись толпа насто€щих героев. » выдуманную историю вам подсовывают не потому, что хот€т обмануть, а потому что это единственный способ дл€ племени выжить.

≈сли мы воспринимаем «миф» как ложь, которую надо во что бы то ни стало разоблачить, то дл€ наших предков он был, в сущности, более эффективной версией правды. Ќе очень утомительна€ дл€ слушател€, с опущением ненужных подробностей, и легко запоминающа€с€. », конечно, высший пилотаж – ещЄ и слезу выдавить.

ћифы про героев, жертвующих собой  ради победы добра над злом – это именно то, что позвол€ло и позвол€ет цивилизаци€м развиватьс€. ¬ жизни общества здани€ и дороги – это хардвер, а мифы – это софт.

» в то врем€, как наши предки слушали про своих героев, собравшись вокруг костра, мы покупаем билет в кино и идЄм смотреть на Ѕэтмена, ƒжеймса Ѕонда или √арри ѕоттера. ‘орма изложени€ изменилась, но цель у этих историй всЄ та же.

3. ” сочинител€ истории всегда есть скрытый план

“ест на сообразительность: „то общего у всех этих персонажей:

Ѕэтмен

„еловек-паук

—упермен

Ћюк —кайуокер из ««вЄздных войн»

‘родо из «¬ластелина колец»

√арри ѕоттер

Ќу что, догадались? ѕравильно, они все – сироты.

ƒумаете, это случайность? »ли их авторам просто хотелось нас разжалобить?

Ќа самом деле, все эти истории обладают удивительной властью.  аждый раз вы выходите из кинотеатра немного другим человеком. ѕусть на миллиметр другим, но каждый год вы успеваете просмотреть сотни часов таких историй. » если сложить все изменени€, то вы увидите, что эти истории, в сущности, вас формируют.

Ќет, никакой конспирации тут нет (ну или почти нет), и всЄ же в каждой киноистории определЄнно заключена нека€ сверхиде€.

«“рансформеры», например, доказывают, что сражение – это красиво и увлекательно, что в военной технике есть определЄнна€ эротичность, что громить всЄ на своЄм пути – весело и эффектно и всегда проходит без последствий. », самое важное – дл€ того, чтобы победить, добро должно быть более брутальным, властным и агрессивным чем зло.

ћы вовсе не считаем, что ћайкл Ѕей (режиссЄр и продюсер; прим. mixstuff.ru) – тайное орудие неких тЄмных сил, которые пытаютс€ промыть вам мозги. —овсем нет. ѕо крайней мере, не больше, чем создатели «„елюстей» намеревались истребить акул.

ќни все пытались сделать кассовое кино. “олько и всего. Ќо вне зависимости от того, что на самом деле хотели сказать авторы очередного голливудского боевика – определЄнный «месседж» в нЄм всегда присутствует, и он так и норовит  вползти в ваше сознание и обосноватьс€ там навсегда.

¬от почему, когда одна сторона в споре с пеной у рта доказывает, что «√олливуд пытаетс€ промыть нам мозги», а втора€ иронично замечает, что мол, «у ћайкла Ѕе€ мозгов на это не хватит» – обе неправы.

јвтора «¬ластелина колец» неоднократно обвин€ли в расизме, потому что орки у него плохие, просто потому что они орки, гномы прижимистые, потому что гномы, а јрагон герой, потому что кровь у него така€. Ёти обвинени€ и справедливы и нет в одно и то же врем€. —праведливы, потому что так уж всЄ в мире у “олкиена устроено.

Ќикто в выдуманном мире не стесн€етс€ делать огульные обобщени€. ¬олшебный меч ‘родо светитс€ при приближении определЄнных существ – орков, а не каких-то врагов вообще. ѕопробуйте-ка написать историю, в которой пистолет светитс€ при приближении арабов, например…

Ќо, в то же врем€, обвинени€ в адрес “олкиена несправедливы, потому что он не руководствовалс€ соображени€ми, типа: «Ќапишу-ка €, пожалуй, что-нибудь, чтобы укрепить превосходство белой расы. ј белой расой пусть будут эльфы!» ќн просто писал, как писалось.

“ут нет никакой конспирации, никаких заговоров, по крайней мере, в 99-ти процентах случаев. ќбычно это просто группа людей, работающих в кино, каждый со своими больными темами, предубеждени€ми, суевери€ми, невежеством и пристрасти€ми. ќни могут быть осознанными или неосознанными. Ќо они всЄ равно передаютс€ зрителю, потому что именно из них и леп€тс€ истории.

” ћайкла Ѕе€ есть определЄнное отношение к женщинам и их роли в мире – и после того, как вы посмотрите его фильм, вы хот€ бы немного скорректируете своЄ собственное мнение по этому вопросу.

4. ¬ас вырастила и воспитала попул€рна€ культура

Ќе задумыва€сь, ответьте: сколько телефонных звонков вам полагаетс€ в случае ареста?

ќдин, верно? «я имею право на один телефонный звонок», – чуть ли не каждый арестованный не преминет сказать арестовавшему его полицейскому.

» тут полицейский с удовольствием объ€снит, что это всего лишь городска€ легенда. Ётот гипотетический арестованный, да и вы – вы оба верите в этот телефонный звонок, потому что видели это по телеку.

Ќа самом деле, почти всЄ, что мы знаем о системе правосуди€, пришло к нам с голубых экранов.  то-нибудь из вас хоть раз был прис€жным? ѕриходилось ли вам присутствовать на заседани€х, объ€сн€л ли вам кто-нибудь, как всЄ должно происходить?

¬от почему фильмы так преуспели в формировании вашей личности: потому что вы подсознательно считаете, что больша€ часть этих вымышленных историй не были вымышленными.

 онечно, вы знаете, что «ѕравдива€ ложь» со Ўварценеггером – всего лишь посредственный боевичок, и прекрасно понимаете, что в реальной жизни никто не смог бы спрыгнуть с вашингтонского небоскрЄба. Ќо вы не знаете, что в ¬ашингтоне вообще нет небоскрЄбов. ƒаже если фильм был вымыслом, в части небоскрЄба вы не сомневались, просто потому, что дл€ этого не было причины.

“еперь подумаем о том, как много других аспектов вашей жизни вы воспринимаете через √олливуд. ≈сли вы из сельской местности, откуда вы знаете, какова жизнь в городе, и наоборот? ≈сли вы никогда не были в ѕариже, то откуда берутс€ всплывающие в пам€ти образы?

–еальность такова, что огромные залежи фактов, которыми переполнены ваши мозговые подвалы, были собраны из попул€рной культуры, и по большей части вы не помните, откуда что вз€лось. Ёто называетс€ амнези€ источника. ¬ любом случае, вы будете рассматривать определЄнный факт как истинный, если только не по€витс€ информаци€, котора€ этому противоречит.  стати, именно поэтому –азрушители легенд по-прежнему выход€т в эфир.

“ак что кого волнует, что бензобаки не взрываютс€, когда вы по ним стрел€ете? ј что, если куча ваших достойных любой викторины любопытных фактов не €вл€ютс€ точными?

„то, думаете, этот принцип на что-то важное не распростран€етс€?

 огда вы идЄте на первое свидание, у вас в мозгу существует картинка о том, как всЄ должно быть – как вы оба должны себ€ вести, что обычно в таких случа€х делает пара людей, кто из вас должен платить, и так далее. ќткуда эта картинка? ¬ы проходили курс свиданий в начальной школе? »ли вам об этом рассказывали родители?  онечно, нет. ¬сЄ это вы видели по телевизору.

ƒругими словами, ваш мир формируют вымышленные истории. »нстинктивно вы отвергаете эту идею, потому что вам ненавистна сама мысль о том, что кто-то кроме вас может делать из вас того, кем вы €вл€етесь.

«≈рунда! —кажете вы. я смотрю кино и телешоу дл€ удовольстви€! Ёто позвол€ет мне отключить мозги и расслабитьс€!»

¬ерно, но почему это даЄт вам расслабитьс€? ¬ымысел – это здорово, потому что он позвол€ет вам отрешитьс€ от скучного реального мира, и окунутьс€ в тот, в котором вы предпочли бы жить. » этот вымысел, он, по сути, определ€ет нас, дела€ теми, кто мы есть – в конце концов, мы тратим всю свою жизнь, пыта€сь сделать реальный мир похожим на вымысел. ѕомните – сначала была научна€ фантастика – космические полЄты потом.

Ќами по-прежнему движет миф.

 

»ст. mixstuff.ru

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



яна_ иселева   обратитьс€ по имени —реда, 08 јвгуста 2012 г. 12:40 (ссылка)
я согласна, что фильмы очень сильно вли€ют на окружающих. Ќо не думаю, что за этим никто не стоит. –аньше в ———– за выпусками фильмов на экран была парти€ - и люди смотрели те фильмы, которые не нарушали советский строй. —ейчас вместо партии - деньги. ¬ласть денег сама€ сильна€ и строга€ власть.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
kavape7   обратитьс€ по имени sposibo —реда, 08 јвгуста 2012 г. 13:52 (ссылка)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—∆ќ   обратитьс€ по имени —реда, 08 јвгуста 2012 г. 16:15 (ссылка)
—пасибо за информацию.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludvik   обратитьс€ по имени „етверг, 09 јвгуста 2012 г. 04:13 (ссылка)
angreal, —пасибо, интересные мысли. Ќо не всех формирует √олливуд и поп-культура. ≈сть хорошее европейское кино, хорошие советские фильмы и мультфильмы, есть фольклор (мифы и сказки разных народов мира), есть мирова€ классическа€ литература, а там иные приоритеты и картина мира.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени „етверг, 09 јвгуста 2012 г. 06:36 (ссылка)
Ќаверное ,сейчас не такое поколение как раньше! Ќевер€т ни во что!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку