-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56933



“айный смысл русских сказок

ѕонедельник, 15 ќкт€бр€ 2012 г. 07:00 + в цитатник

- 1 (200x269, 17Kb)

≈сть ли у русских народных сказок тайный смысл?
 ажетс€, что только из него (смысла) наши сказки и состо€т….
  сожалению, у нас сложилс€ традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекалс€ — ушел и забыл. Ќа самом деле сказки складывались дл€ того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Ќедаром ѕушкин сказал: «—казка — ложь, да в ней намек…»

— этой точки зрени€ нужно подходить к русской народной сказке. » еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрени€ ритуалов, обр€дов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем €зыком, на котором они были сложены.

ћы же читаем сказку с наших позиций. ј ведь некоторым сказкам по семь-дес€ть тыс€ч лет! —казки все наполнены метафорами, образами. Ќужно еще уметь понимать эти метафоры. „аще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Ќаверное, благодар€ этому в сказках сохран€етс€ то изначальное, что в них было заложено. Ќе понима€, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все, как было.

„ита€ сказки, мы должны помнить, что у древних слав€н жизнь представл€лась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. ѕоэтому и смерти не было навсегда. ƒуша возвращалась в теле ребенка.

« олобок» и «–епка» — астрологические сказки
—казки дет€м необходимы,  особенно народные. ћаленькие дети это интуитивно чувствуют, хот€, может, и не могут их расшифровать. Ќо на психику сказка ложитс€, как зерно в подготовленную почву. “олько родител€м нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
≈сли в раннем детстве прочитать про Ѕабу-€гу, то ребенок испугаетс€ и будет бо€тьс€ ее всегда. Ќачинать нужно с детских сказок про колобка и репку.
 ак говор€т исследователи, сказки « олобок» и «–епка» — астрологические сказки.  

Ёти сказки о луне, котора€ вначале превращаетс€ в мес€ц, а потом наоборот. ѕомните сказку « олобок»? ќказываетс€, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. “ак кругла€ луна становилась все меньше и меньше.  огда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «јм» — и она исчезла…

«–епка» — о том же самом, только в обратном направлении. ћес€ц постепенно превращаетс€ в полную луну. –ебенок начинает фантазировать: гл€д€ на небо, он представл€ет себе колобка или репку. ќкружающий мир дл€ него становитс€ сказочным.

  астрологическим относ€тс€ также сказки «ѕетушок — «олотой гребешок» и ««аюшкина избушка». ¬ первой говоритс€ о смене дн€ и ночи. ѕетушок — это солнышко. Ћиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). ѕотом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие мор€ — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Ћиса — это ночь, котора€ украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

¬ ««аюшкиной избушке» дет€м ненав€зчиво рассказываетс€ о смене времен года. Ћиса — зима, «аюшка — лето. «айчик за помощью обращаетс€ к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Ќо побеждает петушок — солнышко, которого очень боитс€ лиса — зима

« урочка –€ба» — сказка дл€ взрослых

ѕо мнению специалистов « урочку –€бу» лучше читать не дет€м, а взрослым.  урочка снесла золотое €ичко. ≈го случайно разбила мышка. ѕочему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли.  .

ƒело в том, что €йцо оказалось пустым.  яйцо €вл€етс€ прообразом всего живого на «емле. Ёто символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождени€. яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.  урочка успокаивает стариков: «я снесу вам €ичко другое — не золотое, а простое, т. е. жизнеспособное, из которого возродитс€ жизнь.

 то така€ Ѕаба-€га?

Ѕольшинство сказок — волшебные. √лавна€ героин€ в них — Ѕаба-€га. ѕомните, кака€ она? —трашна€, зла€, космата€, нос — в потолок врос, слепа€, у нее кост€на€ нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. ∆уть да и только.

Ќо, как считают  специалисты, здесь все не так просто. ќбраз Ѕабы-€ги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрени€. ¬от что из этого получилось.

” Ѕабы-€ги волосы косматые, косы расплетены. ¬ культуре древних слав€н распущенные волосы — св€зь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Ѕаба-€га, видимо, умерша€.  ост€на€ нога — умерша€ так давно, что тело истлело. Ќос в потолок врос. ¬идимо, в доме у нее очень тесно.

Ћетает Ѕаба-€га в ступе, котора€ очень похожа на колоду, прообраз гроба. —лед за собой заметает помелом. –аньше был обычай: когда покойника везли на сан€х в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулс€ в мир живых. ѕочему летает? ѕотому что мертвые не ход€т, их нос€т. » душа летает.   тому же Ѕаба-€га ничего не видит, у нее нет человеческого зрени€. "‘у-фу, — говорит, — русским духом пахнет". Ќо у нее другое зрение — она видит будущее.

ѕо всему видно, что Ѕаба-€га — умерша€ женщина. ∆ивет она в избушке на курьих ножках. –аньше у слав€н был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. ƒл€ этого делали ритуальную куколку, домик дл€ нее ставили на срубленное дерево. ¬от вам и избушка на курьих ножках.  орни очень похожи на куриные ноги. »збушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. ≈сть только вход, куда кладут подношени€. ” северных народов до сих пор сохранилс€ такой обычай. ¬асилиса ѕрекрасна€ нашла у Ѕабы-€ги столько еды, что дес€терым не съесть. «начит, она была не проста€ умерша€, раз у нее много подношений.

ћногие ученые настаивают на том, что Ѕаба-€га божественна€ сущность, прародительница рода человеческого.   ней приход€т за советом. »ван-царевич получает волшебные дары, ¬асилиса ѕрекрасна€ после посещени€ избушки Ѕабы-€ги находит себе мужа-цар€ и способность совершать волшебные действи€. ќна ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

≈сть народна€ мудрость, что за любым знанием мы должны обращатьс€ к предкам. ј предки наход€тс€ где? — точки зрени€ народной культуры — в потустороннем мире. Ѕаба-€га €вл€етс€ как бы главой этого потустороннего мира. “о есть, чтобы получить какие-то знани€, нужно обращатьс€ в потусторонний мир. »наче говор€, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Ќе случайно во многих сказках есть камень у дороги. ѕоложительный герой об€зательно выбирает ту дорогу, где он умрет. ќп€ть метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. ¬ывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращаетс€ к мудрости предков, обретает все блага на «емле.

—ейчас посажу на лопату — и в печь!

» не така€ уж Ѕаба-€га  была страшна€, как кажетс€. ¬з€ть хот€ бы сказку «√уси-лебеди». ¬ переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Ёто они унесли братца »ванушку к Ѕабе-€ге. “ам она хотела его изжарить. Ќа самом деле нет сказки, где бы Ѕаба-€га жарила детей, она только хочет это сделать. Ќо существовал замечательный обр€д — перепекание больного ребенка. Ѕабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривалс€ определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. ѕосле этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое врем€. ¬ытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. –ебенок выздоравливал. “очно так же в русской народной сказке про Ѕабу-€гу. Ќа наш взгл€д, страшно. Ќо если смотреть с точки зрени€ культуры, то Ѕаба-€га из отрицательного персонажа превращаетс€ в положительный, в целител€.

ќказываетс€, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, котора€ тоже в древней слав€нской культуре была сакральным предметом, таким женским началом. ¬сЄ становитс€ с ног на голову. Ѕаба-€га абсолютно положительный герой. ќна просто хотела перепечь »ванушку и здорового вернуть люд€м.

»ван — да не дурак
ѕочти в каждой сказке есть »ван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. ќткуда такой герой вз€лс€ и что здесь подразумеваетс€?

—читаетс€, что »ван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. Ќа самом деле все совершенно не так. ”ченые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировоспри€тие.
ƒремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знани€, ведь и Ѕаба-€га живет в дремучем лесу.
ƒремать — человек тоже находитс€ как бы не на €ву, а в другом сознании.

ƒурак, с точки зрени€ народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Ќо приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.
¬от и ≈мел€ лежит на печи до поры до времени. ќн не распыл€етс€, проживает жизнь несуетную, накапливает знани€. ¬ итоге все и получает!

—казки дл€ подростков

 

—читалось, что волшебные сказки — дл€ подросткового возраста, дл€ тех, кто собираетс€ в недалеком будущем заводить семью. ¬ сказках все заканчиваетс€ свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. –ассказываетс€ главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относитс€ к свадьбе, показывает знание обр€да, умение обращатьс€ к опыту предков. ≈сли все услови€ выполнены и соблюдены — семь€ будет счастливой.

 

¬асилиса ѕрекрасна€ сходила к Ѕабе-€ге, обрела мудрость, котора€ необходима дл€ замужества. ќна заранее все знает, предвидит. Ќаткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. –аньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполн€ла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые прит€нут к ней цар€. ¬ итоге — свадьба и счастлива€ жизнь.

 

ћы должны знать свою народную культуру, относитьс€ к ней с достоинством, жить в ней.    сожалению, многие негативно относ€тс€ к термину €зычество, не понима€, что дохристианска€ культура –уси была очень богата своими традици€ми, обр€дами, песн€ми, сказками, народной мудростью.

ћетки:  

ѕроцитировано 16 раз
ѕонравилось: 11 пользовател€м



MORE20   обратитьс€ по имени ƒоброе утро! ѕонедельник, 15 ќкт€бр€ 2012 г. 07:12 (ссылка)
—пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
PASSIONANTE_TANYA   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ќкт€бр€ 2012 г. 08:53 (ссылка)
ќчень интересно!!! —пасибо))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Autax   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ќкт€бр€ 2012 г. 10:04 (ссылка)
»сточник?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SVARODich   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ќкт€бр€ 2012 г. 03:37 (ссылка)
»сходное сообщение Autax
»сточник?
"Ќачала православной арифметики" ¬.». √оворов.   стати, "репка" то "корешками" зело сильна! ј, примудрость "корешков" вылезает во на куды: в расчЄт подъЄмной силы крыла самолЄта. ""„авой та нам в "школе" об том ни собщали!". ќбрати внимание на "треугольник" против естественного "“ри" и "диагональ" против вектора, как сложенного взаимодействи€ двух сил! Ќу, а, как раскрыть единство рационального и иррационального счислений - "формы" и "содержани€"скрытого в триугольниках ... ? ќ том в "«олотые сажени ƒревней –уси" ознакомь —€!
Ёт дл€ расширени€ после освоени€ предложенного материала: http://vitanar.narod.ru/SP15/SP15.htm
ј, "эт" дл€ зачистки контактов полушарий и обезпечени€ их гармоничного взаимодействи€:
„тение –€дов и ярусов. (659x621, 225Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SVARODich   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 ќкт€бр€ 2012 г. 03:46 (ссылка)
angreal, "¬ переводе с санскрита гуси-лебеди Ч души умерших, которые сопровождают праматерь."
Ќет нужды переводить нашими предками сказанное! "сам - скрытый" - этъ "термин" криптографичности нашего "јзы"„и" (€-зык) = развити€ умственной де€тельности ....
«аповедь. (473x358, 199Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
majorlis   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ќкт€бр€ 2012 г. 10:19 (ссылка)
Ѕред. ≈сли относитьс€ к сказкам с такой позиции, то недолго стать психически неполноценным.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Autax   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ќкт€бр€ 2012 г. 12:16 (ссылка)
 урочка –€ба, рыбка ѕеструшка и черти полосатые: —имволика пестрого в русском фольклоре.
¬ русском фольклоре есть множество пестрых тварей, есть корова ѕеструшка, Ѕабочка-ѕеструшка (пестрые ночные бабочки у слав€н считаютс€ обратившимис€ ведьмами), грызуны - ∆елтые ѕеструшки(тоже жители подземного мира), рыбка ѕеструшка, птица ћухоловка-ѕеструшка (пестрые птицы - часто предвестницы несчастий, вспомните кукушку). Ќу, и конечно, среди них выдел€етс€ курица ѕеструшка, она же - знаменита€  урочка –€ба. ќбщеизвестно, что пестра€ курица - это ритуальный персонаж, св€занный с загробным миром. ѕоэтому сказка про  урочку –€бу воспринимаетс€ как след давно ушедшего €зыческого ритуала.  урочка –€ба живет с человеком, помогает ему, но в то же врем€ представл€ет собой опасность. —трашные приметы, св€занные с курицей - общее место в слав€нском фольклоре.  урица, кричаща€ петухом - приносит смерть. ¬ сказке она сносит волшебное €йцо, которое мы невольно интерпретируем как космогоническое. Ќо само €йцо должно было быть уничтожено, поскольку, видимо, заключало в себе некую опасность. ¬ то же врем€ опасной оказалась и гибель этого €йца. ќднако  урица-ѕеструшка св€зана не только с загробным миром, с землей, но и с солнцем. —олнце в слав€нском фольклоре тоже пестрое, р€бое. —олнце изображалось в виде круга с точкой посередине. – €бина - это точка. –€б ина Ц солнечна€ €года.  урица-пеструшка и пестрый петух соотнос€тс€ с небесным огнем, пожаром, грозой, божествами утренней зари. " ур" Ц веща€ птица-демон, противосто€ща€ ночной нечистой силе, его боитс€ сам дь€вол.  роме того, это птица времени, предсказатель (загадка: "Ќе часы, а врем€ знает"). «десь уместно вспомнить "«олотого петушка" Ц предвестника смерти.  урица и петух Ц непременные участники множества €зыческих обр€дов, гаданий, заговоров, жертвоприношений. ќтголоски любовных заговоров и св€занных с ними жертвоприношений слышны в частушке " ѕриходи, милок, / - «арежу курицу, / ѕотом в сарай пойдем, / ј не на улицу". – итуальна€ курина€ смерть символически означает окончание существовани€ волшебного прамифологического мира, существовавшего в доисторические времена, когда "топора не знали, х..м головы рубили", "когда €йца во льду варили", "когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами, да русалками", "когда петух высиживал €йца". ¬спомните пословицу: "”мерла та курица, котора€ несла татарам золотые €йца" (». ћ. —негирев. –усские народные пословицы и притчи. ћ., 1999. —. 261), котора€ буквально означает окончание древних счастливых волшебных времен.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку