-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи отношени€ ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20306
 омментариев: 34438
Ќаписано: 56978



ѕочему в наших сказках «ме€ зовут √орыныч?

¬оскресенье, 21 ќкт€бр€ 2012 г. 18:01 + в цитатник

ѕочему в наших сказках «ме€ зовут √орыныч?

«мей √орыныч – фигурант многих русских сказок. ѕредставить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Ёто – один из главных «плохишей», наравне с —оловьем-разбойником и  ощеем Ѕессмертным, собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье. » все же, почему он – √орыныч?
ѕо поводу прозвища «ме€ однозначного мнени€ не существует. Ќаиболее распространенна€ верси€: √орыныч он был потому, что жил в подгорных пещерах.

Ќо такой вариант представл€етс€ не совсем верным, во многих сказках «мей √орыныч и близко к пещерам не подходил по причине отсутстви€ оных, равно как и гор, в данной местности. Ќапример, в сказке про »вана, коровьего сына, «мей благополучно жил под калиновым мостом. ћножество сказок, где местожительством «ме€ называетс€ самое глухое место в лесу. » тем не менее, он оставалс€ √орынычем, вне зависимости от наличи€ пещеры под горой.

≈ще один вариант – «мей €вл€етс€ выходцем из высшего, «горнего» мира. ѕотому и √орыныч. Ќо как-то он слишком злобен дл€ заоблачных сфер.

≈сть и другие мнени€, которые автору статьи представл€ютс€ более интересными и правдоподобными.

«ме€ прозвали √орынычем потому, что во всех сказках он непременно плюетс€ огнем. ¬от такой огнедышащий. ћежду прочим, вовсе не така€ уж неверо€тна€ и фантастическа€ истори€. ѕрирода знает подобные феномены. ∆ук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спаса€сь от врагов. ѕричем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создаетс€ не в лаборатории, а пр€мо в теле жука.

Ћюбопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром дл€ выработки химического оружи€. “о есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. ѕопросту говор€, могли быть огнедышащими.

“еперь добавим к этому маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы.  онечно, можно говорить, что дл€ сказок нет границ, и истори€, рассказанна€ на одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Ќо это представл€етс€ нат€жкой.

√ораздо проще поверить в то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации. ћогли сохранитьс€ и «огнедышащие» разновидности. »ли водоплавающие (как  ецалькоатль или библейский Ћевиафан, который, кстати, кроме того, что был водоплавающим, еще и благополучно изрыгал плам€: «…из пасти его выход€т пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кип€щего горшка или котла. ƒыхание его раскал€ет угли, и из пасти его выходит плам€» (»ов, 40). Ќу а так как  расной  ниги в те времена не существовало, а поголовье динозавров было невелико, их благополучно уничтожили, как уничтожили многие другие виды животных.

ѕочему в наших сказках «ме€ зовут √орыныч?


“ак что возможно, что «мей √орыныч – это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. ќтнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным.

Ќо существуют и другие версии прозвища трехглавого «ме€ русских народных сказок. » они не имеют ни малейшего отношени€ к вопросу, существовали ли динозавры на «емле одновременно с человеком или нет. Ѕолее того, о насто€щих животных и речи нет.

¬ полесских деревн€х до сих пор рассказывают о том, как в стародавние времена, когда русские города приглашали вар€жских воинов на кн€жеские столы, один из северных рыцарей €вилс€ в глухую деревушку, что расположилась на маленьком болотном островке между реками ѕрип€ть и √орынь. ƒружина у него была небольша€, но в поселище народу было мало, так что захватил рыцарь-разбойник островок без особых проблем.

ј дальше случилось необычное: вместо того, чтобы сесть кн€зем на захваченном островке, как другие такие же северные воины, рыцарь выбил всех местных жителей поголовно. ѕоселище обнесли дубовым частоколом (дубовые бревна, заточенные, как карандаши – комар не проскочит), и начались разбойничьи набеги.

ћесто дл€ разбойничьего лагер€ было очень удобное – рыцарь сел как раз на пути «из вар€г в греки»: по ѕрип€ти и по √орыни в те времена бегали челны торговых людей, везли диковинные и дорогие товары. –ыцарь был жаден, подати с купцов за свободный проезд не собирал, всегда отбирал все. Ћюдей же убивал. «а такой характер прозвали его «меем, ну а по расположению – «меем с √орыни, или попросту – «меем √орынычем.

 стати, среди болот между ѕрип€тью и √орынью есть маленький островок, который до сих пор называют «меиным ѕоселищем. Ќа том островке давно уже никто не селилс€, кроме очень злобных гадюк. √овор€т, что именно там и располагалс€ «мей √орыныч со своей дружиной, пока его хитростью не заманили в ловушку, а поселище не сожгли дотла.

–ассказывают эту историю и немного иначе. √овор€т, что √орынь тогда была безым€нной рекой. ј вот когда жгли поселище «меиное (утверждают, что греческим огнем – монах какой-то помог, составил смесь дл€ благого дела), и злое плам€ взметывалось до самого неба, получила река им€ – √орынь. » рыцарь, который до той поры был просто «меем, вошел в предани€ уже как «мей √орыныч.

Ќо если с √орынычем более или менее €сно, можно выбрать любую версию, как биологическую, так и историческую, то с его многоглавостью сложнее. “ут биологи€ упираетс€: если некоторые археологические находки позвол€ют сделать вывод о существовании в доисторические времена огнедышащих динозавров, то вот трехглавых, а уж тем более шести-, дев€ти- или двенадцатиглавых, не обнаружено. ¬се динозавры скромно бегали на четырех лапах (разумеетс€, сухопутные) и имели по одной голове на единицу туловища.

Ќа ѕолесье утверждают, что у «ме€ √орыныча было два сына, которые вместе с отцом командовали дружиной. » были они такими же жестокими и жадными, как и сам «мей. «а что их называли «меенышами, а то и «мейскими √оловами. ¬от и получилс€ в сказани€х «мей не только √орыныч, но еще и “рехглавый.

ѕравда, в некоторых сказках «мей √орыныч изумительно многоглав. Ќекоторые разновидности обладали той же способностью, что и знаменита€ Ћернейска€ гидра – на месте отрубленной головы тут же вырастала нова€. ѕравда, если у гидры голова (точнее, головы – вместо одной срубленной две новеньких) вырастала вполне самосто€тельно, то «мею √орынычу нужно было чиркнуть по отрубленной голове огненным пальцем.

ѕолесские рассказчики объ€сн€ют это тем, что у «ме€ с √орыни были не только сыновь€ – основные √оловы, вместе с рыцарской, но и военачальники. “ак сказать, ротные командиры. » сладить с ними иногда было куда как сложнее, чем с самим «меем.

ћежду прочим, если «мей √орыныч был таким, как рассказывают в полесских деревн€х, то пон€тно, почему он собирал дань молодыми девушками. ≈сли же он был огнедышащим динозавром, возникает закономерный вопрос – дл€ чего динозавру девицы, да еще и красивые? »ли, может, это такой гастрономический изыск? ќтвета на этот вопрос археологи€ и биологи€ пока не нашли.

 

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ladosha   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ќкт€бр€ 2012 г. 19:45 (ссылка)
ќчень интересно... Ќо мне больше по душе "динозаврова€" теори€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Chloe_Fox   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ќкт€бр€ 2012 г. 21:11 (ссылка)
—пасибо, хороша€ стать€. ƒумаю втора€ верси€ также правомочна, и очень реалистична.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќел€_ увыркова   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ќкт€бр€ 2012 г. 23:42 (ссылка)
√ори н≥ч - картинка дл€ наблюдател€. ј про девчат –огожкина послушайте.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку