-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54976

»стори€ ’эллоуина

ѕонедельник, 16 ќкт€бр€ 2017 г. 13:18 + в цитатник

 аждый год, в то врем€ когда окт€брь вот-вот сменитс€ но€брем, в большинстве американских домов посел€ютс€ летучие мыши и пауки, в окнах зажигаютс€ тыквенные фонари, а самым попул€рным товаром в магазинах станов€тс€ конфетные батончики. 31 окт€бр€ наступает тот долгожданный и любимый день, когда любой ребенок может, надев маску, постучать в незнакомую дверь и крикнуть "Ѕу!", получив за это горсть карамелек, - страшный праздник ’эллоуин!

„тобы не стать добычей мертвой тени...

«а ’эллоуин американцы могут сказать спасибо ирландцам, которые, убега€ от картофельного неурожа€, переселились в јмерику во второй половине прошлого века и распространили праздник нечисти по всей стране. ј до ирландцев - древним кельтам, которые выбрали дл€ своего Ќового года 1 но€бр€.

Ќовый год кельтов, или —ауин (он же Cамайн, —амхейн и Ўоэн - у нас это древнее слово перевод€т по-разному), означал всего-навсего конец лета.   но€брю завершалс€ сбор урожа€, близилась холодна€ темна€ зима, котора€ у северных народов ассоциировалась со смертью.  ельты верили, что в ночь на Ќовый год открываетс€ граница между мирами мертвых и живых и тени усопших в прошедшем году навещают землю. ¬едь они не хот€т уходить навсегда! “ени ищут живые тела, в которые можно вселитьс€, и это их единственный шанс пожить здесь еще немного.

„тобы не стать добычей мертвой тени, люди гасили очаги в домах и нар€жались как можно страшнее - в звериные шкуры и головы, наде€сь распугать привидени€, переползшие открытую границу. ƒухам выставл€ли угощение на улицу, чтобы они удовлетворились этим и не ломились в дом. ј сами жители собирались у костров , которые разводили друиды, кельтские св€щенники. Ёто было в рем€ предсказаний: в услови€х всеобщей дремучести то, что наговаривали друиды своим слушател€м, было важным жизненным руководством на всю долгую зиму. Ќа кострах —ауина приносились в жертву животные (поговаривают, что и люди), а потом каждый брал в свой дом €зычок св€щенного пламени, чтобы зажечь зимний очаг.

’эллоумас

  43 году н. э. римл€не зан€ли большинство кельтских территорий. «а те 400 лет, которые они провели на земл€х кельтов, смешалось не только население, но и традиции: с —ауином соединились два римских праздника. ѕервый - ‘ерали€, отмечавшийс€ в конце окт€бр€, нечто вроде дн€ поминовени€ усопших, и второй - в честь богини фруктов и деревьев ѕомоны. ≈е символом было €блоко, и отсюда пошла современна€ хэллоуинска€ традици€ устраивать игры с €блоками.

  800-м годам н. э. христианство стало господствующей религией там, где раньше друиды совершали свои ритуалы. ¬ VII веке ѕапа Ѕонифаций IV утвердил 1 но€бр€ как ƒень ¬сех —в€тых, в который полагалось прославл€ть св€тых и мучеников. “ак  атолическа€ ÷ерковь заменила €зыческий праздник смерти на нечто подобное. ѕо-английски ƒень ¬сех —в€тых звучал как "ќлл-’эллоус", а ночь перед ним, ночь —ауина, стала называтьс€ "ќлл-’эллоус »в" (канун ƒн€ ¬сех —в€тых), а потом - сокращенно - ’эллоуин. — тех пор в праздновании этого дн€ €зыческа€ мистика непостижимым образом уживаетс€ с христианской. ѕозже, в 1000 году, ÷ерковь объ€вила 2 но€бр€ ƒнем всех душ, в который положено было поминать не св€тых, а простых мертвых. ѕоминки устраивали по подобию —ауина - большие костры, шестви€, переодевани€ в костюмы ангелов и дь€волов. ¬се три даты - канун ƒн€ ¬сех —в€тых (31 окт€бр€), он сам и ƒень душ - назвали ’эллоумасом (ср. " ристмас").

”гости, а то напакощу!

ѕервые американские поселенцы вместе со скарбом привезли на континент свои страхи, приметы и обычаи. ќднако не везде было прин€то поминать нечистую силу 31 окт€бр€: протестанты Ќовой јнглии считали подобное зан€тие греховным. “ем временем на юге Ўтатов народ в масках веселилс€ вовсю! ќбычаи разных европейских народов варились в одном котле с индейскими веровани€ми, и наконец по€вилась собственно американска€ верси€ праздника. ¬о врем€ первых ’эллоуинов устраивались представлени€, гадани€ и танцы; тут же отмечали сбор урожа€, "шалили", срыва€ калитки и переворачива€ заборы (ночь “ворила по-американски), и при свете свечи рассказывали правдивейшие истории о мертвецах и привидени€х.

  середине XIX века ежегодные осенние праздники стали обычным делом, хот€ все еще в отдельных районах —Ўј. Ќо вот на континент высадились миллионы голодных ирландцев, и вскоре оскаленную тыкву 31 окт€бр€ можно было встретить в каждом доме.

јмериканцы - подобно ирландцам и англичанам (в јнглии была традици€ в ƒень душ выпрашивать еду и эль у богатых в обмен на обещание помолитьс€ за их мертвых родственников) - начали в этот вечер нар€жатьс€ в костюмы и ходить по сосед€м, выпрашива€ еду и деньги (обычай называетс€ trick-or-treat - "угости, а то напакощу"). ƒевушки верили, что в ’эллоуин они могут узнать им€ и внешность своего жениха, гада€ на нитках, огрызках €блока и зеркалах, а мистически настроенные граждане выворачивали одежду наизнанку и ночью выходили на дорогу, наде€сь повстречать ведьму.

ќднако в конце XIX века с мистическим уклоном ’эллоуина попытались покончить, превратив его в общественный праздник. √ородским власт€м предписывали устраивать вечеринки с играми и угощени€ми, а газеты убеждали родителей "поменьше пугать детей". ѕоэтому многие суеверные черты ’эллоуина растворились в истории.

  20 - 30-м годам это было меропри€тие с шестви€ми, городскими конкурсами и концертами. ѕравда, на попытки властей загнать канун ƒн€ ¬сех —в€тых в приличное русло буйна€ молодежь ответила массовыми актами хэллоуинского вандализма. — хулиганами покончили только к 50-м годам. » с этого времени праздник отдали дет€м, которых благодар€ "бэби-буму" 50-х народилось большое количество. ’эллоуинские вечеринки расползлись из городских центров по школам и домам, возродилась практика кол€довани€ - ведь это был очень простой и недорогой способ дл€ каждого ребенка поучаствовать в празднике.

’эллоуин на льду и в зоопарке

— тех пор и ход€т по домам р€женые детишки. » хот€ самое любимое осеннее развлечение американцев - исключительно народный праздник, которому не нашлось места в списке официальных дат —Ўј (31 окт€бр€ не считаетс€ выходным днем), каждый год люди трат€т на него около 2,5 миллиарда долларов. »з них почти половину - на конфеты (больше, чем в –ождество). ƒаже президент, скорее всего, отправитс€ в этот день на вечеринку, как миллионы простых американцев (многие - в масках, изображающих его самого). ¬ последние годы ’эллоуин стал еще попул€рней. ¬се чаще американцы в этот день устраивают свадьбы. ¬ магазинах большим спросом пользуютс€ маскарадные нар€ды 20 - 30-х годов. –ок-группы вроде "‘иш" и "Ћас-¬егас", местные театры и даже камерные оркестры вдруг разгл€дели в ’эллоуине богатый источник материала. ƒаже программа фигуристки Ќэнси  эрриган называетс€ "’эллоуин на льду". Ѕиблиотеки прин€лись мастерить экспозиции с монстрами и скелетами, видеомагазины достали с полок старые фильмы ужасов (хот€ лидерами продаж в этом жанре по-прежнему остаютс€ " рик" и "Ёкзорцист", любимые хэллоуинские фильмы населени€). »спользу€ тему ’эллоуина, парки и зоопарки знаком€т детей и взрослых с "жуткими" животными - совами, пауками, зме€ми и летучими мышами.

 аждый год в Ѕалтиморе провод€тс€ "броски тыквы", соревновани€ дл€ студентов-физиков на лучшее изобретение, которое не даст тыкве расколотьс€ при падении с 10-го этажа.

’эллоуин - повод дл€ благотворительности. ¬ "карамельные банки" люди могут принести конфеты дл€ тех, кто сам не может их купить. –аздаютс€ специальные костюмы дл€ детей-инвалидов. ¬ дома престарелых заранее привоз€т сладости, а потом за ними посылают р€женых детей...

¬ этом году, по опросам социологов, 86% семей украс€т дома, 64% - куп€т костюмы. —реди детей самым попул€рным в этом году будет костюм ѕокемона, монстрика из €понского мультфильма. ј взрослые предпочтут нар€дитьс€ шпионом ќстином ѕауэрсом.

Ўоколадный гроб

’эллоуин, как один из самых древних праздников, отмечают во многих странах мира. ѕластмассовые скелеты, вставные клыки, желейные пауки и фальшива€ кровь продаютс€ теперь повсюду. ¬  анаде и »рландии хэллоуин€т так же, как в —Ўј. ¬ других странах - по-своему...

¬ ћексике (и вообще Ћатинской јмерике) и »спании начало но€бр€ известно как "Ёль диас де лос ћуэртос" - ƒень мертвых. 31 окт€бр€ - ƒень мертвых детей, 1 но€бр€ - ƒень взрослых. Ќо это не дни печали. —читаетс€, что усопшие в это врем€ возвращаютс€ домой, и потому в каждом доме дл€ них стоит алтарь с угощением, водой и полотенцем, чтобы прилетевший дух мог помыть руки перед едой. Ќа улицах можно встретить процессии людей в костюмах скелетов и мумий, несущих гробы. ¬ дни муэртос вообще нет попул€рней предмета, чем скелет или череп: дети мастер€т "калакос" - фигурки скелетов, а в кондитерских продают шоколадные черепа, марципановые гробики и кексы с украшени€ми в виде костей.

¬ последний день праздника мексиканцы пьют на могилках текилу и слушают игру ансамблей марь€чи, а вокруг летают колибри и бабочки-махаоны, в которых - вслед за ацтеками - латиносы вид€т души своих родственников.

ѕротестантска€ ÷ерковь в јнглии решительно против ’эллоуина. «десь свое веселье: вечером 5 но€бр€ англичане зажигают костры и факелы в честь ƒн€ √а€ ‘окса. »звестный английский заговорщик √ай ‘окс, который намеревалс€ взорвать здание парламента, был казнен 5 но€бр€ 1606 года. ‘окс был членом заговора католиков против протестантского корол€ ƒжеймса.  остры, которые запалили сразу после казни, называли кост€ными, так как в них будто бы сжигали кости (а на самом деле - портреты) католического ѕапы. „ерез пару столетий этими "кост€ми" стали кости √а€. “еперь его портреты носили дети, выпрашива€ "пенни за √а€". ј канун 5 но€бр€ известен в јнглии как ночь проказ, когда дети могут вдоволь поиздеватьс€ над взрослыми.

¬ »рландии, где зародилс€ ’эллоуин, его отмечают так же, как в јмерике. ј также ход€т друг к другу в гости и играют в игры, например, в "€блочко", когда нужно без помощи рук укусить вис€щее на веревке €блоко, пр€чут конфетные сокровища и запекают в банбрэке, фруктовом пироге, сюрприз, по которому предсказывают будущее. ƒетей в эти дни не наказывают за веселую игру "стук-стук", когда они стучат в дверь и убегают.

¬ √ермании осенью покойников не поминают, но помн€т о ¬альпургиевой ночи - с 30 апрел€ на 1 ма€, - когда немецкие ведьмы слетаютс€ на шабаши, а мертвые встают из могил. ¬  итае поминовение усопших - "в программе" весенних фестивалей возрождени€. ¬ японии душам мертвых посв€щены несколько дней середины лета. ќ русских традици€х мы знаем с детства - –одительский день весной, после ѕасхи, и €зыческий »ван  упала... Ќо и в японии, и в –оссии, и во многих других странах, далеких от кельтских обычаев, ’эллоуин становитс€ все попул€рнее. ќн перестает быть католическим и англо€зычным праздником: чуть ли не в каждой нашей школе дети устраивают маскарады в конце окт€бр€. "јссошиэйтед пресс" сообщает, что продажи в канун ƒн€ ¬сех —в€тых на французских рынках увеличились с 1,8 млн франков в 1997-м до 18 млн в 1998-м году - в 10 раз! Ѕезусловно, это еще раз говорит об американизации мира. Ќо, согласитесь, промозгла€ осень, когда ранн€€ темнота действует на нервы, а холодный ветер навевает мрачные мысли, - самое врем€ рассказывать жуткие сказки и сме€тьс€ над своими страхами!

»стори€ хэллоуинской тыквы

’эллоуина не бывает без тыквы! ”же сотни лет 31 окт€бр€ ƒжек-фонарь светитс€ в каждом окне, отпугива€ нечистую силу. »сторию его по€влени€ рассказывает ирландска€ легенда о пь€нице по кличке —купой ƒжек.

...ќднажды в канун ƒн€ ¬сех —в€тых на пь€ного кузнеца ƒжека, сид€щего в баре, позарилс€ сам дь€вол.  узнец согласилс€ отдать ему душу, но только в обмен на кружку эл€. „тобы купить выпивку, дь€волу пришлось превратитьс€ в монетку. ’итрый ƒжек положил шестипенсовик в карман, туда, где у него лежал серебр€ный крест. «амученный крестом, дь€вол умол€л о пощаде, и ƒжек выпустил его, но сначала выторговал себе дес€ть лет спокойной жизни.

 огда через 10 лет дь€вол €вилс€ снова, ирландец в последней просьбе заикнулс€ о €блочке.  огда дь€вол встал ему на плечи, чтобы достать до €блоневой ветки, ƒжек быстро нацарапал на коре дерева крест. ƒь€вол завис в воздухе и в результате пообещал, что не тронет ƒжека еще дес€ть лет и вообще не заберет к себе его душу.

Ќаконец ƒжек умер. Ѕог, естественно, отказалс€ поселить грешного пь€ницу в раю. ƒь€вол встретил ƒжека на пороге преисподней. "я не могу забрать твою душу", - сказал он, выполн€€ обещание. " уда же мне идти?" - спросил ƒжек. "“уда, откуда пришел", - ответил дь€вол. ¬округ была кромешна€ тьма... ƒжек попросил огн€. » дь€вол, зачерпнув в адовом костре, выдал ƒжеку тлеющий уголь и отправил скитатьс€ по свету. — собой у ирландца была репа. ¬ырезав середину, он вставил туда адский уголек - чтобы не задуло ветром! - и отправилс€ в свое вечное путешествие. ƒжек-фонарь до сих пор бродит по земле в ожидании —трашного суда и €вл€етс€ символом прокл€той души.

¬ »рландии и Ўотландии страшные рожи, в которые потом вставл€ли свечки, вырезали из реп и картофелин, в јнглии - из свеклы. — иммигрантами традици€ перекочевала в јмерику. ќказалось, что идеально на роль ƒжека-фонар€ подходит уроженка континента тыква!

—ейчас в јмерике выращивают 30 тыс€ч гектаров тыквы. ¬ этом году американцы сокрушались по поводу плохих тыквенных урожаев из-за проливных дождей. «начит, ƒжеки-фонари в этом году будут меньше и дороже, чем обычно.

 онкурсы на лучшую тыквенную рожу, выставки фонарей и даже вырезание на тыкве изображений своих родственников очень попул€рны. ј когда праздник пройдет, в некоторых штатах начнутс€ кампании по сбору использованных тыкв, которые потом переработают в удобрени€.

ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



MORE20   обратитьс€ по имени —пасибо большое! ¬оскресенье, 28 ќкт€бр€ 2012 г. 15:01 (ссылка)
ћаленький букетик
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 ќкт€бр€ 2012 г. 07:35 (ссылка)
«амечательный пост,спасибо
odd's-and-sods (260x260, 160Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludvik   обратитьс€ по имени —реда, 31 ќкт€бр€ 2012 г. 22:53 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку