-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи отношени€ ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56981



»стори€ Ќового √ода

„етверг, 22 Ќо€бр€ 2012 г. 23:39 + в цитатник
00 (500x291, 73Kb)


ѕразднование Ќового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождени€ природы и в основном было приурочено к марту мес€цу. ѕостановление считать Ќовый год с мес€ца "авив" (т.е. колосьев)соответствовавшего нашему марту и апрелю встречаетс€ в законе ћоисе€. — марта же считалось новолетие и у римл€н, до преобразовани€ календар€ в 45 г. до –ождества ’ристова ёлием ÷езарем. –имл€не в этот день приносили жертвы €нусу и начинали с него крупные меропри€ти€, счита€ его благопри€тным днЄм. ¬ этот же день было прин€то делать друг другу поздравлени€ и подарки, особенно должностным лицам. ¬начале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными €годами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей).


ѕреимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции.  аждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Ќового года подарок. Ётот обычай сделалс€ впоследствии об€зательным дл€ всех жителей –има.



¬о ‘ранции новолетие считали до 755 года. — 25 декабр€, а затем с 1 марта в XII и XIII столети€х - со дн€ св. ѕасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом корол€  арла IX, считать за начало года 1 €нвар€. ¬ √ермании то же произошло во второй половине 16 века, а в јнглии в 18 веке. ¬ –оссии , со времени введени€ ’ристианства исполн€€ обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дн€ св. ѕасхи.



¬ 1492 году великий кн€зь »оанн ¬асильевич “ретий окончательно утвердил постановление ћосковского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сент€бр€, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. ƒл€ придани€ наибольшей торжественности этому дню сам ÷арь накануне €вл€лс€ в  ремль, где каждый, простолюдин или знатный бо€рин, в это врем€ мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. ѕервообразом той церковной церемонии, с какой проходило на –уси празднование сент€брьского новолети€, служило празднование его в ¬изантии, установленное  онстантином ¬еликим.



ќдин из иностранных современников так описывает виденное им в –оссии в 1636 году торжественное зрелище встречи Ќового года: "Ќа дворцовом дворе собралось более 20 тыс€ч человек старых и малых. »з церкви, сто€щей с правой стороны у входа на площадь (речь идЄт об ”спенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 св€щенников. ¬се в церковном облачении со множеством образов и с развЄрнутыми старыми книгами. ≈го же ÷арское ¬еличество, со своими государственными сановниками, бо€рами и кн€зь€ми, шел с левой стороны площади.



¬еликий кн€зь с непокрытою головой и ѕатриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. ѕатриарх подал также ¬еликому  н€зю поцеловать крест... «атем в длинной речи он произнЄс благословление ≈го ÷арскому ¬еличеству и всему народу и пожелал всем счасть€ на Ќовый год. ѕатриарх говорил так: "ƒай, √осподи! ¬ы, ÷арь √осударь и ¬еликий  н€зь, все€ –оссии —амодержец, здоров был со своею √осударынею ÷арицею и ¬еликою  н€гинею, а нашею ¬еликой √осударынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосв€щенными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем св€щенным собором, и с бо€ры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, ÷арь √осударь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Ќарод в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "јминь". —ырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с подн€тыми вверх прошени€ми, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам ¬еликого  н€з€, прос€ у него милости, защиты и заступы. ѕрошени€ относились в царские покои.



ѕоследний раз Ќовый год отпразднован был 1 сент€бр€ 1698 года, проведЄн был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Ўеиным, собравшим неверо€тное множество бо€р, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов.   ним подходил сам ÷арь, одел€л их €блоками, называ€ каждого из них братом.  аждый заздравный кубок сопровождалс€ выстрелом из 25 орудий.



÷арь ѕЄтр ¬еликий, €вившись в ”спенский собор в сопровождении своего малолетнего сына јлексе€ и —упруги ÷арицы ≈вдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутсвовавшие, за исключением вдовствующей ÷арицы ѕрасковьи ‘еодоровны, сам поздравл€л народ с Ќовым годом. √варди€ была в синих мундирах с красными обшлагами и в высоких ботфортах. "Ћучшего ради согласи€ с народами европейскими в контрактах и трактатах", ѕЄтр ¬еликий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ праздновани€ Ќового года. ¬ первый год 18 столети€ он уже приказал вести летоисчисление от –ождества ’ристова, отменив летоисчисление от дн€ сотворени€ мира.



Ќе жела€ совершенно изгон€ть обычай праздновани€ Ќового года, он установил его по обыча€м, заимствованным им из √олландии и других странах «ападной ≈вропы. ¬ оправдание своих начинаний ÷арь приводил те простые и очевидные основани€, что "не только во многих ≈вропейских и ’ристианских странах, но и в народах слав€нских, которые с восточною нашей церковью во всЄм согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его ¬еликого √осудар€ подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православна€ прин€та, согласно лета свои исчисл€ют от –ождества ’ристова в восьмой день спуст€, т.е. генвар€ 1 числа, а не от создани€ мира, за многую рознь счислени€ в тех летах". »звестный сподвижник царствовани€ ¬еликого √осудар€, архиепископ Ќовгорода и ¬еликих Ћук, –оссийский «латоуст, ‘еофан ѕрокопович дл€ объ€снени€ этой перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Ѕожиих": "„то приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на пам€ть даней и податей, от  онстантина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире —ына Ѕожи€, »м же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимс€?" ƒалее, кратко, с большим учЄным авторитетом, он разъ€сн€л: "ќт начала ’ристовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в послани€х и де€ни€х своих не писали числа лет ни от сотворени€ мира, ниже от –ождества »исуса ’риста, но именами насто€щих (современных) римских консулов означали врем€. “олько в шестом веке в римской церкви начали означать врем€ от –ождества ’ристова, а в греческой за полторы тыс€чи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещЄ не повсеместным обычаем. „то же теперь скажете, слепые хронологи?  ака€ мечтаете лета Ѕожии? » кто и где непреступно означати она€ узаконил? » кто и когда новолетие прив€зал к сент€брю? ѕрив€зано было, ведаем, но не крепким союзом. —илЄн же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший".



Ѕолезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала така€ перемена, но, ограничившись одним лишь глухим ропотом невежественных людей, привилось это нововведение без вс€ких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызыва€ лишь врем€ от времени бранные писани€ "ревнителей древл€го благочести€" ѕроведение в жизнь этой реформы ¬еликого ÷ар€, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сент€бр€, а 15 декабр€ 1699 года барабанный бой возвестил о чЄм-то важном народу, который толпами хлынул на  расную площадь. «десь устроен был высокий помост, на котором царский дь€к громко читал указ о том, что ¬еликий √осударь ѕЄтр јлексеевич повелел "впредь лета счисл€ти в приказах и во всех делах и крепост€х писать с 1 генвар€ от –ождества ’ристова". ¬ знак того доброго начинани€ и нового столетнего века, "после благодарени€ Ѕогу и молебного пени€ в церкви" повелено было: "по большим проезжим улицам, и знатным люд€м и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. ј люд€м скудным (т.е. бедным) хот€ по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. » чтоб то поспело будущего генвар€ к 1-му числу 1700 сего года. ј сто€ть тому украшению генвар€ по 7-е число того же года. ƒа генвар€ ж в 1-й день, в знак весели€, друг друга поздравл€ти с Ќовым √одом и столетним веком, и учинить сие, когда на Ѕольшой  расной площади огненные потехи начнутс€, и стрельба будет, и по знатным домам бо€рским и окольничьим, и думным знатным люд€м, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым люд€м коемуждо на своЄм дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружь€ учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случитс€. ј по улицам большим, где пристойно, генвар€ с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. ј где мелкие дворы, собравшись по п€ти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смол€ные и худые бочки, наполн€€ соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшени€м по их усмотрению быть же". —ам ÷арь первый пустил ракету, котора€, огненной змейкой извива€сь в воздухе, возвестила народу наступление Ќового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Ѕелокаменной....

 

ћетки:  

ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



ёфан   обратитьс€ по имени „етверг, 22 Ќо€бр€ 2012 г. 23:49 (ссылка)
—пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
’ороша€_®лка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 Ќо€бр€ 2012 г. 12:24 (ссылка)
обожаю этот праздник)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 Ќо€бр€ 2012 г. 13:28 (ссылка)
 расота кака€,спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку