-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55048

»нтересные факты о летоисчислении в разных странах

¬оскресенье, 07 январ€ 2018 г. 05:48 + в цитатник

 алендарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. ќтношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и €вл€етс€ выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличаетс€ от другой. ≈стественно, что отношение ко времени внутри отдельно вз€той культуры сказываетс€ прежде всего на календаре.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ќднако календарь €вл€етс€ не только ритмом, но и ритмической пам€тью человечества.

ƒаже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь ƒревнего ≈гипта или солнечно-лунный календарь ¬авилона с их периодически повтор€ющимис€ циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранител€ми пам€ти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

»удейский календарь — €вл€етс€ религиозным календарем и официальным календарем »зраил€. Ёто комбинированный солнечно-лунный календарь. √оды исчисл€ютс€ от сотворени€ мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Ётому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Ќапример, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

¬осточный (китайский) календарь, действующий уже несколько тыс€ч лет во ¬ьетнаме,  ампучии,  итае,  орее, ћонголии, японии и в некоторых других странах јзии, был составлен во времена в середине третьего тыс€челети€ до нашей эры. Ётот календарь представл€ет собой 60-летнюю циклическую систему.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

 итайска€ шестидес€тилетка образовалась в результате объединени€ двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и дес€тиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): п€ть стихий (дерево, огонь, земл€, металл, вода), кажда€ из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетвор€ющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подр€д годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

 

 итайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. √оды имеют имена, которые повтор€ютс€ каждые 60 лет.

»сторически, года отсчитывались с года вступлени€ императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. ¬ соответствии с китайской традицией, первый год правлени€ полулегендарного ∆елтого императора ’уан-ди был 2698 до н.э. јльтернативна€ система основана на том, что перва€ историческа€ запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

Ёта дата считаетс€ датой изобретени€ календар€, и все циклы отсчитываютс€ с этой даты.

Ћетоисчисление в японии — китайское изобретение.  аждый император, восход€ на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. ¬ древние времена император иногда мен€л девиз, если начало правлени€ было неудачным.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

¬ любом случае, начало действи€ девиза императора считалс€ первым годом нового правлени€, и с него начиналась нова€ эпоха — период правлени€ под этим девизом. ¬се девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчислени€.

¬о времена реставрации ћэйдзи (1868 год) была введена едина€ система €понского летоисчислени€, беруща€ свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основани€ императором ƒзимму €понского государства.

јктивно эта система использовалась только до конца ¬торой ћировой войны.

ƒлительна€ изол€ци€ индийских кн€жеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была сво€ местна€ календарна€ система. ƒо недавнего времени в стране примен€лось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших дл€ определени€ времени различных религиозных праздников и обр€дов. —реди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

Ќаиболее попул€рным в »ндии €вл€етс€ самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени св€зана с продолжительностью лунных мес€цев. ƒжавахарлал Ќеру в своей книге «ќткрытие »ндии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календар€. ќн писал, что «на большей части территории »ндии придерживаютс€ календар€ викрам самват». ¬ апреле 1944 г. по всей »ндии широко отмечались торжества, посв€щенные самватскому календарю. ќни были св€заны с исполнившимс€ в то врем€ 2000-летием со времени введени€ эры викрам самват.

“ак как летосчисление по эре викрам самват начинаетс€ с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календар€ соответствует 2067-2068 годам самватского календар€.

¬ южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь —ака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Ќовый год по нему отмечают около 12 апрел€ с расхождением в два-три дн€. 2010 год нашего календар€ соответствует 1932- 1933 годам календар€ —ака.

¬ »ндии долгое врем€ примен€лись и другие эры, как, например, эра  али-юга, котора€ ведет свое начало с 18 феврал€ 3102 г. до н.э.; эра Ќирвана, котора€ ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды —акь€-ћуни. ѕримен€лась и эра ‘азли — одна из последних исторических эр в »ндии. ќна была введена падишахом јкбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Ёпохой этой эры €вл€етс€ дата 10 сент€бр€ 1550 г. н.э.

Ўирокое распространение имеет и григорианский календарь, который в »ндии стали примен€ть с 1757 г. ¬ насто€щее врем€ почти все выход€щие в свет книги, журналы и газеты датируютс€ григорианским календарем, но часто встречаетс€ двойна€ датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому.

«апутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство »ндии вынуждено было провести реформу и ввести ≈диный национальный календарь. ƒл€ этой цели в но€бре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора ћегхнада —аха был создан специальный комитет по реформе календар€. ѕо решению правительства он был прин€т в »ндии с 22 марта 1957 г. дл€ гражданских и общественных целей. ƒл€ выполнени€ религиозных обр€дов не возбран€лось пользоватьс€ местными календар€ми.

 алендарь май€ берЄт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. »менно от неЄ индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Ќачальна€ точка играет у май€ ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «–ождества ’ристова». ѕочему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? —овременна€ наука пока не смогла этого объ€снить. ѕредположительно этот день, в представлени€х май€, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

¬ календаре май€ врем€ разделено на циклы или «—олнца». ¬сего их шесть.  аждый цикл, утверждали жрецы май€, заканчиваетс€ €кобы полным разрушением земной цивилизации. ѕрошедшие четыре «—олнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «ѕервое —олнце» длилось 4008 лет и завершилось землетр€сени€ми. «¬торое —олнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «“ретье —олнце» насчитывало 4081 год — земл€ была уничтожена «огненными дожд€ми», пролившимис€ из кратеров огромных вулканов. «„етвЄртое —олнце» увенчалось наводнени€ми. ¬ насто€щее врем€ земл€не переживают «ѕ€тое —олнце», конец которого придЄтс€ на 21 декабр€ 2012 года. Ўестой цикл в календаре пуст…

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

”же в первые века становлени€ христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и св€щенными событи€ми, описанными в Ѕиблии. ¬ результате проведЄнных подсчЄтов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворени€ мира», или «от јдама», в которых период времени от сотворени€ мира до –ождества ’ристова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Ќаибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийска€ (исходна€ точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийска€ (5969 год до н.э.) и более поздн€€ византийска€.

¬ VI веке в ¬изантии начала использоватьс€ мирова€ эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. —чЄт дней в ней вЄлс€ от јдама, который, исход€ из библейских предпосылок, был создан в п€тницу 1 марта 1 года данной эры. »сход€ из того, что это произошло в середине шестого дн€ творени€, по аналогии было прин€то считать, что »исус родилс€ в середине шестого тыс€челети€, ибо «у √оспода один день, как тыс€ча лет, и тыс€ча лет, как один день» (2 ѕетр. 3, 8).

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

¬ долине Ќила, где в незапам€тные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с ≈гипетской культурой около 4-х столетий. ѕроисхождение этого календар€ св€зано с —ириусом — самой €ркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. »так, —ириус дал ≈гипту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчислени€ всего —тарого —вета, вплоть до насто€щего времени.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ƒело в том, что промежуток времени между двум€ первыми утренними восходами —ириуса, которые одинаково совпадали в ≈гипте с летним солнцесто€нием и разливом Ќила, как раз и составл€ют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. ќднако в качестве длины своего года египт€нами было положено целое число дней, а именно — 365. “аким образом, за каждые 4 года сезонные €влени€ опережали ≈гипетский календарь на 1 сутки. ќчевидно, дл€ того, чтобы —ириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Ќо оп€ть-таки, пам€ту€ о том, что ≈гипетский год короче —олнечного на 1/4 суток (6 часов), то дл€ того, чтобы вернутьс€ точно к той же дате ≈гипетского календар€ —ириусу требовалс€ еще один год (1460+1=1461). Ётот циклический период в 1461 ≈гипетский год и есть знаменитый «—отический период» (¬еликий год —отиса).

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ƒревнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегул€рными правилами интеркал€ции. ѕриблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых п€ть обычных лет по 12 мес€цев сочетались с трем€ годами по 13 мес€цев. ¬ последствие эти правила были заимствованы римским календарем. ќктатерии в √реции продолжали использоватьс€ даже после реформы ёли€ ÷езар€. Ќачало года приходилось на середину лета.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

¬о второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком “имеем и математиком Ёратосфеном было введено летосчисление от первых ќлимпийских игр. »гры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцесто€нию. Ќачинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуни€. ѕри счЄте лет по олимпиадам каждый год обозначалс€ пор€дковым номером игр и номером года в четырЄхлетии. ѕервые ќлимпийские игры открылись 1 июл€ 776 года до н.э. по юлианскому календарю. ¬ 394 году н.э. императором ‘еодосием I олимпийские игры были запрещены. –имл€не называли их «otium graecum» (греческим бездельем). ќднако летосчисление по олимпиадам ещЄ некоторое врем€ сохран€лось.

ѕочему же старый стиль называетс€ ёлианским? ѕерва€ попытка реформировать древний ≈гипетский календарь была предприн€та еще задолго до ёли€ ÷езар€ ѕтолемеем III Ёвергетом, который в своем известном « анопском ƒекрете» (238 г. до Ќ.Ё.) впервые ввел пон€тие високосного года, выравнива€ тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. “аким образом, один год из четырех становилс€ равным 366 суткам.   сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, пон€тие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового ≈гипетского врем€исчислени€, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

“олько в эпоху –имского владычества уже известный нам ¬еликий год —отиса перестал существовать как реальна€ календарно-астрономическа€ мера. √ай ёлий ÷езарь с помощью известного александрийского астронома —озигена заменил –имский календарь реформированным ≈гипетским календарем « анопского ƒекрета». ¬ 46 г. до Ќ.Ё. –им со всеми своими владени€ми перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название ёлианского. »менно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ёлианский календарь оказалс€ недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. ¬ 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. »з-за важности этого праздника дл€ христианского мира католическа€ церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

ѕришедший в 1572 году ѕапа √ригорий XIII провел реформу календар€ 24 феврал€ 1582. ¬сем христианам повелевалось считать 5 окт€бр€ 1582 года 15 окт€бр€.  алендарь стал именоватьс€ √ригорианским.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ќћј– 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов јрабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь. ƒо этого у арабских племен летоисчисление велось от "Ёры слонов«- 570 года, св€занного с нашествием эфиопской армии на ћекку. Ќачало этого календар€ (летоисчислени€) ведЄтс€ от п€тницы 16 июн€ 622 года, когда ћухаммед (ћухаммад, ћагомет, живший в јравии ≈570-632гг) переселилс€ (араб. — хиджра) из ћекки в ћедину. ѕоэтому в мусульманских странах календарь называют календарЄм ’иджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-’иджри).

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

 алендарь ‘ранцузской революции (или республиканский) был введен во ‘ранции 24 но€бр€ 1793 года и отменен 1 €нвар€ 1806. ќн использовалс€ кратковременно снова во врем€ ѕарижской коммуны в 1871. √оды отсчитываютс€ с установлени€ первой ‘ранцузской республики 22 сент€бр€ 1792. Ётот день стал 1 ¬андемьера 1-го года –еспублики (хот€ календарь был введен только 24 но€бр€ 1793).

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

 алендарь у древних слав€н именовалс€ как  ол€ды дар — ƒар бога  ол€ды.

 ол€да — это одно из названий —олнца. ѕосле зимнего солнцесто€ни€ 22 декабр€ бог  ол€да — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

Ќачало летоисчислени€ велось от даты сотворени€ мира в «вездном храме, то есть подписани€ мирного договора в лето «вЄздного ’рама по  руголету (календарю) „ислобога после победы ариев (в современном понимании — –оссии) над империей ¬еликого ƒракона (по современному —  ита€). —имвол этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранилс€. ¬ первоначальном варианте это ѕерун, раз€щий дракона, а с приходом христианизации ѕеруна (всадника) назвали √еоргием.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ƒо прин€ти€ христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Ќачалом года была весна, а наиболее важным сезоном, веро€тно, считалось лето. ѕоэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. ƒревние слав€не пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных мес€цев. Ѕыла и семидневна€ недел€, котора€ называлась седмицей.

 онец X века ознаменовалс€ переходом в ƒревней –уси к христианству. — этим событием св€зано и по€вление здесь юлианского календар€. “орговые и политические св€зи –уси с ¬изантией обусловили прин€тие христианства и юлианского летосчислени€ по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. “ам год начиналс€ 1 сент€бр€. Ќа –уси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Ћетосчисление вели «от сотворени€ мира», прин€в византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э.

Ћишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворени€ мира) начало года на –уси было установлено 1 сент€бр€. ¬виду истечени€ седьмой тыс€чи лет «от сотворени€ мира» и религиозно-мистического истолковани€ этого срока, а возможно, и в св€зи с захватом турками в 1453 г.  онстантинопол€ — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. ѕосле того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, ћосковский церковный собор сразу же в сент€бре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сент€бр€.

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

»з указа ѕетра 1 от 20 декабр€ 7208 г. от сотворени€ мира: «Ќыне от –ождества ’ристова доходит 1699 год, а с будущего √енвар€ (€нвар€) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. ¬преть лета считать не с 1 сент€бр€, а с 1 €нвар€ и не от сотворени€ мира, а от –ождества ’ристова». √од 7208 от «сотворени€ мира» оказалс€ самый короткий и длилс€ всего четыре мес€ца, в то врем€ как на –уси в 1699 г. новый год встречалс€ дважды — 31 августа и 31 декабр€. ¬ 1702 г. в јмстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 €нвар€ и счетом лет от «–ождества ’ристова».

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

“ак же со свойственной ему дотошностью ѕетр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «ѕоелику в –оссии считают Ќовый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы люд€м и считать Ќовый год повсеместно с первого €нвар€. ј в знак доброго начинани€ и весель€ поздравить друг друга с Ќовым годом, жела€ в делах благополучи€ и в семье благоденстви€. ¬ честь Ќового года учин€ть украшени€ из елей, детей забавл€ть, на санках катать с гор. ј взрослым люд€м пь€нства и мордобо€ не учин€ть — на то других дней хватает».

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

ј на григорианский календарь –осси€ перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после ≈вропы. Ѕыла введена поправка в 13 суток: после 31 €нвар€ 1918 года сразу наступило 14 феврал€. Ќо православна€ церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому –ождество у нас празднуют не 25 декабр€, а 7 €нвар€, и с 2100 года, если церковь не перейдет на √ригорианский календарь, разница возрастЄт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесЄтс€» на 8 €нвар€. ÷еркви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Ќам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Ќовый год стали праздновать 1 €нвар€, а через 90 лет –ождество будут праздновать на день позже. ј пока, живЄм и радуемс€, что скоро будет самый весЄлый праздник — Ќовый год, и дед ћороз принесЄт нам кучу подарков.

— наступающим Ќовым годом!

Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран
Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран
Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран
Ћюбопытна€ истори€ календарей разных стран

 

ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Fudoshinkan   обратитьс€ по имени „етверг, 03 январ€ 2013 г. 22:46 (ссылка)
ќчень интересный пост. —только информации! ћерси, забираю на пам€ть!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vasily_sergeev   обратитьс€ по имени „етверг, 03 январ€ 2013 г. 23:22 (ссылка)
«амечательный пост! :)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку