-ћетки

азарт актеры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20470
 омментариев: 34436
Ќаписано: 57144


 азаки-характерники

ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 12:32 + в цитатник

—реди запорожского казачества, на прот€жении всего его существовани€, происходили таинственные, ове€нное легендами действи€. »х реализовывали в повседневной жизни необычные представители большой казацкой массы. »х называли характерники.

ѕроизошло это слово от греческого character, то есть отличительна€ черта. »м называли казаков, которые имели необычайными способност€ми.


„то же их делало отличными от других? ѕрежде всего, тот уклад жизни, который они исповедовали, и стремились выполн€ть каждый день. Ќе один год существовал этот загадочный мир, в котором странным образом переплетались исторические реалии и выдумка народа, каждый день готового к подвигам и сражени€м. Ѕезусловно, опасные и не предсказуемые моменты в жизни казаков, способствовали развитию и существованию, причем не одного поколени€, этого интересного €влени€. ќпределенную часть казаков которые имели сверхъестественные способности, такие как : умение проходить сквозь стены, превращатьс€ в зверей, слышать и видеть на большом рассто€нии, делало их недоступными дл€ понимани€ остальными.


„то сегодн€ мы сегодн€ знаем о них?


»з дошедших до нас письменных источников, рассказов старожилов, вырисовываетс€ своеобразный и неповторимый образ такого казака, способного на непон€тные дл€ окружающих действи€.  азаков –характерников, этих казаков-магов в народе еще называли галдовниками (от украинского «галдовать» — колдовать) или химородниками и заморочниками, потому что они умели напускать на людей морок — туман и сон.


–азница в названи€х зависела от направлений де€тельности казака, а также мастерства и уровн€ его подготовки. Ёто были казаки, которые, по современному определению, обладали экстрасенсорными способност€ми. ” них была хорошо развита телепати€, €сновиденье, способность к гипнотическому воздействию. ¬ладели характерники и тем, что сейчас называетс€ гипнозом, в а старые времена — «отвесть глаз». Ќапример, забавы ради, они могли, загл€нув в шинок, оставить после себ€ множество вопросов. “акой казак мог не только не заплатить за выпитую чарку, но еще и уйти со сдачей с €кобы заплаченных денег. ѕоговаривают, что некоторые из этих запорожцев жили больше ста лет.


 то же такой был характерник?


Ётих казаков готовили практически с колыбели. «на€ традиции и понима€ ситуацию, старшие товарищи могли различать с пеленок то, что заложено в младенце. »менно поэтому такой мальчик на долгие годы становилс€ джурой (служкой) старшего и умудренного опытом казака. Ќо слово «служка» не передает точного значени€ об€занностей мальчика, прежде всего потому, р€дом с учителем он постигал, и это было главным в процессе обучени€, премудрости древних знаний. »менно в этом и заключалс€ главный и не прекращавшийс€ процесс обучени€ молодежи. ѕочему? ƒа потому, что учитель и духовный наставник передавал ученику те знани€, которым он сам был обучен своим учителем.


—ледует отметить тот факт, что этот процесс раст€гивалс€ на многие годы. „то же предлагалось усвоить этому будущему воину?  акие функции полагалось ему выполн€ть в войске? Ёти об€занности были выработаны годами непрерывного труда и познани€ окружающего мира. ќчень часто они выступали в роли лекарей, выполн€€ функции скорой помощи на поле бо€, а так же в процессе последующего лечени€. „тобы вылечить раненого, его сначала необходимо было освободить от душ убитых – так считали они, и делали это с помощью своеобразных ритуалов. Ёто было крайне важно, потому что лекарей в казацких отр€дах не было.


ќни входили в состав казацкой старшины, были хранител€ми культуры войска запорожского, посв€щали в казаки, оберегали древние традиции. »менно их мы должны сегодн€ благодарить за сохранение части нашей истории в былинно-песенном творчестве. »менно так передавалс€ следующим поколени€м духовный опыт предков.


„то же они знали и умели делать


ј знали и умели они многое. ќни были избранными воинами, элитой войска. »ме€ сверхъестественные способности, они могли управл€ть психикой, то есть впадать в такое психическое состо€ние, которое давало возможность делать неверо€тные вещи. Ќапример, наводить «ману» на л€хов и других врагов.


¬ истории многих казацких сражений были зафиксированы неверо€тные случаи. “ак, после одной из битв отр€д казаков преследовали л€хи. ¬округ было чисто поле и казакам негде было укрытьс€. ¬ этом случае характерники демонстрировали свое мастерство. ƒл€ того, что бы сохранить войско, они ставили среди пол€ копь€ по кругу и усилием воли и духа входили в особое психо энергетическое состо€ние. ¬ этом случае их намерение становилось действительностью. „то же происходило? Ћ€хи, которые их преследовали, видели среди пол€ дубовую рощу, в которой укрылись казаки. ќни останавливались и возвращаютс€ назад. Ёто и есть так называема€ ћана.


»звестен в истории и такой случай. ќтважный казацкий полковник »ван Ѕогун сумел провести ночью войско через польский лагерь, да так, что ни одна собака не зала€ла. Ѕыли у казаков и хитрые приемы, с помощью которых удавалось обнаружить врага. ƒл€ этого они изготавливали так называемые «крики». ќни брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. ¬оск запечатлевал крик. “акие камыши разбрасывали по степи, ожида€ вражеского нашестви€.  огда по€вл€лись враги в степи, их кони начинали неистово кричать, наступа€ на предварительно разбросанные камыши.  азак на вахте слышал это и передавал сигнал тревоги.


’од€т легенды и об искусстве запорожцев в морских походах. — маленькой камышинкой они могли долгое врем€ находитьс€ под водой, использу€ дл€ маскировки бочки и даже лодки. ¬последствии это породило слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку(!).
ќгромную магическую силу народна€ молва приписывала и казацким предводител€м. ѕоговаривают, что им достаточно было загл€нуть в особое зеркало, чтобы узнать обо всем происход€щем в лагере врага. ѕостигшие секреты выучки характерники приобретали знание неу€звимости дл€ пуль и сабель. ќни были непревзойденными бойцами, в первую очередь разведчиками.


—пециально обученные казаки во времена запорожского казачества составл€ли отр€ды пластунов. Ёто были отр€ды, в нашем сегодн€шнем понимании, специального назначени€ (спецназ) того времени. ¬ свое врем€ летописец казачества ƒ.яворницкий отмечал, что обыкновенный казак – это не только боевой гопак, а человек свободный по духу, к тому же вооруженный. ѕодчин€тьс€ случайным люд€м было не в его правилах.


»скусные воины, свободолюбивые и отважные, статные и ловкие, крепкие и выносливые, они всегда носили роскошный «оселедец» (длинный чуб) на выбритой голове. ’арактерниками были полковник —емЄн ѕалий, атаманы «ахарий „епега и √ригорий —агайдачный. ’арактерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и знаменитые полковники. —реди них — ƒмитрий Ѕайда-¬ишневецкий, »ван ѕидкова, —амийло  ишка, »ван Ѕогун, —еверин Ќаливайко, ћаксим  ривонис и самый могущественный характерник, кошевой атаман »ван —ирко.


ѕро него рассказывали, что он подставл€л своему слуге руку под удар саблей. ѕосле этого на руке оставалс€ только синий след. √овор€т, что —ирко, оборачива€сь белым хортом (волком), умел наводить на татарских табунщиков сон. —ирко был личностью незаур€дной в истории. »менно при нЄм прославилась «апорожска€ —ечь. ¬ 1646 году, по договорЄнности французов с Ѕогданом ’мельницким, две с половиной тыс€чи казаков под предводительством полковника »вана —ирка добрались до французского порта  але, дабы вз€ть неприступную крепость ƒюнкерк, котора€ находилась в руках испанцев.  репость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ћа-ћанша». ‘ранцузы многократно пытались вз€ть ƒюнкерк, но тщетно. ј казаки «вз€ли» крепость в течение нескольких дней, вручив французам столь желанный «ключ».


—ами запорожцы говорили, что равного —ирку не было, не будет и никогда не может быть. ќ нем в народе сказывали: «—ирко был превеликий колдун. Ќедаром его турки прозвали шайтаном... ƒаже после смерти его долго бо€лись л€хи и басурманы. ¬ важных сражени€х казаки, его отсеченную правую руку везли впереди войска. √де была эта рука – везде была удача в бою.


ќт чего казаков спасали заговоры?


’арактерники знали, что заговорным молитвенным словом можно отвести любую беду, в том числе и ратную. ¬ воинских заговорах они могли «заговорить» чтобы пули были не пули, стрелы не стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать- сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли острые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда казакам не причин€ли. ¬ то же врем€ они выказывали пожелани€, чтобы тело казака было крепче белого камн€, платье крепче панцир€ и кольчуги, и чтоб от каменной одежды той и пул€, и сабл€ отскакивали бы, как молот от наковальни. „тобы в бою железо и сталь вертелись кругом, как у мельницы жернова, но тела казака не трогали. ” них было много разных заговоров не только от пули, но и от опо€ кон€, укуса змеи, кровотечени€ из раны.


ќтдельно в этом р€ду сто€т кашевары, искусство которых в приготовлении пищи было уделом избранных. Ѕолее того, лечебные молитвы и приготовлени€ целебных снадобий так же были уделом кашеваров. ¬ основном это были серьезные люди, в свое врем€ давшие обет безбрачи€ и строго державшие этот обет. ќ том, как серьезно они относились к своему делу, говорит тот факт, что они не давали возможности никому подходить к месту приготовлени€ пищи, так как это считалось уделом избранных. ѕриготовление пищи у кашеваров было действом мистическим, с заговорами, с молитвенным разжиганием «ватры» (живого огн€), доставанием из колодца св€щенной воды. ѕоэтому вс€, приготовленна€ таким образом, казацка€ пища приобретала особую значимость. ƒаже каша или хорошо известный кулеш готовилась, как ритуальное блюдо.

„то не могло спасти казака-характерника.


ќт всего казак-характерник мог спастись, кроме любви. ¬ этом плане они были весьма у€звимы. Ќе так они бо€лись турок, татар, л€хов и прочих врагов, как бо€лись возникшего чувства любви. » на это были свои причины.


Ќа —ечи считалось, что девушка забирает у воина всю его силу и поддавшийс€ этому чувству, он не в состо€нии был сражатьс€ на надлежащем уровне, тер€л бдительность и магическую энергию, так необходимую в бою. ѕоэтому, вступа€ на территорию —ечи, запорожцы символически венчались с единственной невестой и возможной женой казака - это была их свобода.


»звестно, что женщин на —ечи не было, а тот, кто посмел провести туда женщину, рисковал собственной головой. ќднако это не мешало, некоторым из них иметь семьи в приднепровских селах. ’оть казачество исчезло, но маги€ казаков осталась жива.
—оверша€ чудеса во им€ добра, характерники вели непримиримую борьбу с силами зла.


¬ то же врем€, как свидетельствуют историки, их таланты усердно пресекал ѕетр ѕервый, а ≈катерина ¬тора€ запретила само существование —ечи. »мператрица после пугачевского бунта не стала миритьс€ с государством в государстве. ¬ 1775 году войска генерала ѕетра “екели€ были направлены к границам «апорожской —ечи. «ан€в основные стратегические пункты «апорожского войска, с дивизией пехоты и конницы он подошЄл к самой —ечи и выстроил против неЄ артиллерию. «атем он вызвал к себе всех запорожских старшин и сообщил им текст манифеста об ее уничтожении.


ѕод дулами пушек у запорожцев не оставалось выбора: непокорные нашли способ перебратьс€ в “урцию, остальные покорились. ¬ то же врем€, как свидетельствуют историки, его заслуга состо€ла в том, что он сумел убедить запорожцев выполнить распор€жение царицы, не пролив при этом ни единой капли крови. «а проведенную «операцию» ему был пожалован орден св€того јлександра Ќевского.
ј что же запорожцы?  ак таковые они перестали существовать. »х земли были отданы помещикам, а больша€ часть казаков зачислена в русское войско. Ќо все же истинные характерники сумели скрытьс€.


ѕоследнего кошевого атамана «апорожской —ечи ѕетра  алнышевского арестовали, и по именному указу императрицы ≈катерины II он был заточен в монастырь на —оловецких островах в Ѕелом море, где провел 25 лет. ѕосле освобождени€ слепой и немощный он осталс€ жить на —оловках, где и умер в возрасте 112 лет. —уществует мнение о том, что это был последний запорожский казак. ƒумаю, что это не так. ƒо сих пор в ”краине и многих других республиках бывшего ———– можно встретить казаков, обладающих неверо€тной силой духа и воли, позвол€ющей противосто€ть любым жизненным обсто€тельствам.


јлександр Ћ€сковский

ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м

vfulan   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 13:17 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Gerdanka   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 13:20 (ссылка)
Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Valenta045   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 январ€ 2013 г. 10:46 (ссылка)
—пасибо за интересный и познавательный пост.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку