-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20200
 омментариев: 34434
Ќаписано: 56866



ћуранское стекло

ѕонедельник, 28 январ€ 2013 г. 11:37 + в цитатник

ћуранское стекло— незапам€тных времен остров ћурано известен своим уникальным стекольным искусством. »зготовление неповторимых по своей красоте изделий из дутого стекла, созданных и обработанных мастерами-ремесленниками, прославило маленький остров, лежащий в ¬енецианской лагуне, на весь мир.

ћуранские издели€ бесконечны в своем разнообразии: это скульптуры, светильники, бокалы, чаши, кубки и другие предметы дл€ украшени€ - как классических, так и современных направлений. ¬ основе венецианской традиции лежит виртуозное использование пластичности стекла и возможность его надувать и моделировать со всей возможной фантазией мастера.

ћуранское стекло (или ещЄ его часто называют ¬енецианское) всегда было синонимом изысканности и хорошего вкуса, но мало кто знаком с тыс€челетней историей этого искусства.

’от€ издели€ из стекла умели делать финикийцы и египт€не. ¬ ≈гипте были обнаружены остатки старинных стекольных мастерских, которые обрабатывали местные материалы – песок и соду. ¬ ƒревней √реции центром стекольного производства считалась јлександри€: здесь родилась техника гравировки как декоративный элемент на поверхности издели€ из стекла.

«авоевав ≈гипет, римл€не выбрали лучших стеклоделов и увезли их в »талию, где была изобретена стеклодувна€ трубка из железа, используема€ до сих пор. ¬о времена Ќерона стекло в –име уже было предметом повсеместного употреблени€, и, как следствие, стекольное производство распространилось и в других местах империи, где можно было найти подход€щий песок: в »спании, в √аллии.

¬изанти€ подн€ла стекольную технику на высокий уровень развити€ и завоевала мировой стекольный рынок примерно на 500 лет.

–азвитие стекольного дела в ¬енецианской республике

— падением ¬изантийской империи производство и искусство стекла продолжилось в ¬енеции, где оно зародилось около п€ти веков назад.

¬ 1291 году в ¬енеции был издан приказ, согласно которому все печи, работавшие в городе, должны были быть перевезены на остров ћурано.“ака€ мера безопасности была вызвана участившимис€ пожарами, а если учесть, что в ¬енеции того времени большинство построек были дерев€нными, то любой пожар мог легко охватить весь город. ¬се местные стеклодувы вместе со своими мастерскими тоже должны были переселитьс€ на остров.

¬ то же врем€ чтобы защитить ремесло стеклодува, уберечь секреты профессии от распространени€, всем стекольных дел мастерам было строжайше запрещено покидать ¬енецию, а тот, кого обнаруживали за пределами указанного власт€ми местожительства, подвергалс€ жестокому наказанию: его отправл€ли на каторгу или убивали, а у семьи несчастного отбирали все имущество.

— другой стороны, стеклодувы обладали и немалыми привелеги€ми. »х труд очень хорошо оплачивалс€, их имена записывали в ««олотую книгу острова», что давало право им и их дет€м сочетатьс€ браком со знатными венецианцами, и потомки от таких союзов сохран€ли знатное достоинство. ћуранские мастера имели свое управление, свой суд и даже чеканили свою монету. ќсобой привилегией муранских мастеров было право носить два кинжала дл€ защиты от разбойных нападений.

ћуранска€ продукци€ быстро снискала мировую славу. ¬ XIII-XIV веках знатные дома ≈вропы заказывали в венецианских стекольных мастерских бокалы, который по сей день хран€тс€ в музе€х. ¬енеци€ переманила к себе самых лучших мастеров стекла мира того времени и была очень ревнива по отношению к ним: кажда€ попытка покинуть ¬енецию сурово наказывалась.

Ќачав с производства стекол дл€ окон, дверей, витражей, несложных стекл€нных украшений, к 15 веку благодар€ мастерам с высоким техническим и художественным уровнем  ћурано достиг международного признани€ в изготовлении изделий из дутого стекла.   этому времени на острове работало около трехсот стекольных мастерских, а ремесленников с семь€ми насчитывалось примерно 25 тыс€ч.

»скусство стекольного дела достигает своего расцвета в ¬енеции в конце XV – начале XVI века. ¬ следующие века состав смеси дл€ производства стекла продолжает улучшатьс€, что дает возможность получать издели€ необычайной легкости.

 

0 (337x450, 42Kb)

Ћюстра из муранского стекла.

— падением ¬енецианской республики почти полностью прекращаетс€ и муранское стекольное производство, и возрождаетс€ только во второй половине XIX века, тогда же стали формироватьс€ школы дл€ будущих мастеров стекла.

 ак рождаютс€ издели€ из стекла

ѕроцесс производства стекла, на уровне ремесленных мастерских, несмотр€ на прошедшие века, совершенно не изменилс€. Ќичего лучше стеклодувной трубки из железа так и не было придумано, а конечный результат издели€, как и сотни лет назад, зависит прежде всего от мастерства и художественного вкуса стеклодела.

≈сли отправитьс€ в мастерскую, где рождаютс€ издели€ из стекла и понаблюдать за всеми фазами производства (в ћурано мастера-стеклодувы счастливы продемонстрировать публике свое искусство), создаетс€ впечатление перемещени€ на несколько веков назад.

ѕечь разогревают до 1200 градусов. «атем из печи достают тигель со стекольной массой, из которой мастер набирает железной трубкой определенное количество еще раскаленного материала, обычно это больша€ капл€, так называемый bollo. ѕри такой температуре стекло быстро обрабатываетс€ до тех пор, пока его температура не понизитс€ до 750 градусов: стеклодел дует в трубку и одновременно поворачивает ее, моделиру€ желаемый объект и помога€ себе пинцетом и ножницами, которые ему подает подмастерье. ƒальше температура в печи поддерживаетс€ на уровне 600 градусов. ѕри такой температуре изделие должно находитс€ не менее суток, иначе резкое охлаждение могло бы привести к разрушению стекла.

 

1 (450x316, 88Kb)

—теклоделы за работой.

„тобы получить цветное стекло, в смесь добавл€ют небольшое количество оксидов металлов: железо дл€ зеленого, кобальт дл€ голубого, коллоидное золото или медь дл€ красного, олово – дл€ молочного цвета.  

ѕоскольку почти все стадии производства завис€т от импровизации стеклодува и от температуры стекольной массы, каждое изделие всегда остаетс€ неповторимым и уникальным, другого абсолютно такого же не существует.  

“ехнологии муранского стекла

ƒл€ изготовлени€ муранского стекла используютс€ несколько технологий, определ€ющих то, как будет выгл€деть готовое изделие.

јвантюриновое стекло (all’avventurina) получают, добавл€€ к стекольной массе медную крошку, котора€, кристаллизу€сь, придает стеклу красивый «мерцающий» эффект.  

 

2 (367x450, 54Kb)

¬аза с эффектом «all’avventurina».

‘илигранное стекло (a reticello) образуетс€, когда в бесцветную стекл€нную массу ввод€т цветные стекл€нные нити, чаще всего молочного цвета. Ќити укладывают в металлическую форму вдоль стенок, вдувают в эту форму комок стекла, к которому эти нити прикрепл€ютс€. «атем комок еще раз опускают в жидкое стекло и после этого уже формируют нужное изделие, внутри стенок которого остаетс€ сеточка из стекл€нных нитей.  

 

3 (416x450, 83Kb)

Ѕлюдо, выполненное в технике «a reticello».

ћозаичное стекло или «millefiori» (тыс€ча цветов) создают, первоначально спаива€ в один цилиндрический прут разноцветные стекл€нные нити так, чтобы в поперечном разрезе образовалась фигура (например, цветок, круг или звездочка). «атем этот прут нарезаетс€ на тонкие пластинки, которые вплавл€ютс€ в стекл€нную массу. —оздаетс€ впечатление, что изделие соткано из множества мельчайших фигур.

 

4 (318x450, 49Kb)

¬азы в технике "миллефьори".

 ракеллаж или лед€ное стекло (a ghiaccio) – эта техника заключаетс€ в погружении раскаленного стекла в холодную воду. “ермический перепад приводит к по€влению многочисленных трещинок на поверхности стекла, а изделие кажетс€ созданным изо льда.

 

5 (450x411, 68Kb)

“ехника «а ghiaccio».

ѕохожа€ техника – пулегозо – состоит в образовании в стекле пузырьков воздуха при погружении гор€чего стекла в холодную воду и быстром возвращении его обратно в печь.

ћузей стекла

ћузей стекла на острове ћурано был открыт в 1861 году старани€ми аббата ¬инченцо ƒзанетти. ¬ 1862 году он основал при музее и школу, которую стеклодувы посещали по выходным, изуча€ рисунок и стекл€нные шедевры мастеров прошлого, хран€щиес€ в музее.

 

6 (450x299, 63Kb)

ћузей стекла на острове ћурано.

ѕредставленные в музее коллекции расположены в хронологическом пор€дке: археологический раздел включает в себ€ интересные находки римского периода, относ€щиес€ к I-III векам; помимо того в музее представлены издели€ стеклоделов XV-XX веков, среди которых – немало стекл€нных произведений мировой известности.

ѕосле вхождени€ в 1923 году острова ћурано в состав комуны ¬енеции музей стал одним из муниципальных музеев города. ≈го собрание расширилось за счет коллекций  оррер, „иконь€ и ћолин, обновивших экспозиции произведени€ми периода ¬озрождени€. —овременный раздел сегодн€ пополн€етс€ в том числе и за счет мастеров острова, принос€щих в дар музею свои произведени€ из стекла.

 

7 (450x337, 65Kb)

Ёкспонаты музе€ стекла

ѕопул€рность муранского стекла с годами не уменьшаетс€, а только возрастает. ќригинальные и неповторимые издели€ местных стеклоделов продолжают пользоватьс€ неизменным спросом во всем мире. ¬озможно, секрет их привлекательности в том, что каждый предмет хранит в себе следы не только кропотливого труда, но и тыс€челетней истории этого уникального искусства.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



anna6   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2013 г. 15:49 (ссылка)
 расотища кака€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћедитата   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2013 г. 16:20 (ссылка)
я была в ¬енеции, видела как делают красивые фигурки из стекла.  ласс, виртуозно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 январ€ 2013 г. 07:04 (ссылка)
 расота,одним словом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку