-Метки

азарт актёры алкоголь биография блюда вещи вкусно вред вредно высказывания демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство история казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинария кухня лайфхаки люди мифы мужчины мясо напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психология работа развлечение развлечения религия ретро рецепт рецепты россия русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор язык

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в angreal

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 57171


Традиционные забавы в во время празднования Троицы

Суббота, 22 Июня 2013 г. 11:21 + в цитатник

Традиционные забавы в во время празднования Троицы

Троица – зеленая, весенне-летняя, изукрашенная березовыми ветками, цветочными венками, устланная травой. Троица – двунадесятый праздник православного календаря, десятый день после Вознесенья, пятидесятый после Пасхи. Троица – чествование Святой Троицы, празднование сошествия Святого Духа на апостолов. Троица – веселая, народными гуляньями и забавами славная. 

Обход селения с березкой

Березку, «заломанную», выбранную девушками на Семик, седьмой четверг после Пасхи, на Троицу выносили из лесу и всем миром наряжали, словно красну девицу. Украшали заранее приготовленными и купленными в складчину нитками, лоскутами, конфетами. Наряжали и лентами, бусами, поясами, цветочными венками, которые девушки снимали прямо с себя – для березоньки, «кумушки», «белой голубушки» ничего не жаль! Обряжали кудрявую так, что ни одного листочка не было видно! С украшенной березкой девушки и молодые женщины ходили по деревне, заходили в дома участниц обрядового шествия – так «березка к девушкам в гости ходила». Выбирали обычно девочку-подростка лет 10-12, она пряталась под юбкой березки и, держа само деревце, двигалась впереди хоровода девушек, окруживших березку со всех сторон. Порою все девушки прикрепляли к верхушке дерева по ленте, а затем, держась каждая за свою, кружась вокруг березки, вращали ее.

 
Чучело

Devichiy-obryad-zavivaniya-beryoz-na-Troitsu

Березку могли не просто украшать, но и, подобно масленичному чучелу или чучелу Костромы, наделять ее человеческими чертами. Дерево одевали в самое лучшее девичье платье, приплетали из кудели косу, две вершины свивали венком, а на него накладывали кокошник или платок, на две ветви с боков дерева надевали кофту, поверх ствола юбку и фартук – вот и девушка готова! А в Сибири и вовсе наряжали две березки – в виде молодца и девицы.

 
Кормление березки

троица

Как же без яств! Как без пиршеств! Под березой, установленной в центре молодежных гуляний, будь то лесная поляна или деревенская улица или ржаное поле, устраивали обязательную трапезу, главным блюдом которой были яйца и яичница, а так же каша, лепешки и пироги. Все продукты собирались девушками в складчину или при обходе домов односельчан с деревцем, а затем  раскладывали их около березы, а яичницу готовили тут же из принесенных яиц. Но прежде чем самим приступить к угощению, первую ложку каши давали березке, так поступали и с остальными яствами. Кроме того на земле возле кудрявой обязательно оставляли «куличики» и «козули» — печенье в форме венка, в центре которого нередко запекали яйца.

 
Хождение в жито

3919

«Рожь к овину, а трава к лесу», — так, катаясь по земле, приговаривали девушки и женщины, отправлявшиеся в поля смотреть посевы озимой ржи, пшеницы, льна. Осмотрев поля, участницы обряда собирались на поляне, ели пироги, разводили костер, на котором жарили из принесенных с собой яиц опять же яичницу – обязательное блюдо, символизирующее и одновременно стимулирующее возрождение, рождение, рост, что так необходимо земледельцу. Закончив с трапезой, девушки разбрасывали остатки яичницы и вареных яиц по полям и  подбрасывали вверх на ложках яичную скорлупу со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется».

 
Раскумление

a3a36060f8272c2d5f21e5a276c41fdab2d848121032438

На Семик девушки и молодки кумились: через венки целовались, крестиками менялись, подарками обменивались, «кумушками» становились. А на Троицу наставала пора раскумляться: «Раскумимся, кума, разбранимся, душа!». Собираясь в том же месте, где «завивали» березку и роднились, кумились, девушки теперь возвращали друг другу подарки, снимали обет кумовства-посестримства. Раскумлялись не только с подругами, но и с березкой, «гостейкой»: ее развивали, раздевали, выплетали из ветвей ленты, снимали украшения и крестики.

 
Уничтожение березы

59375958_troica_08_1

Березка, раньше всех зеленеющая, покрывающаяся густой листвой, когда остальные деревья только начинают показывать почки, — вместилище растительной, плодородной силы, в которой так нуждаются поля, засевы в весенне-летний период. Поэтому зеленую, кудрявую, уже разряженную, развитую, с обломанными ветвями, березку, главную героиню Семицко-Троицких гуляний, «провожали» в поле, где дерево уничтожали, разрывали, растерзывали, подобно масленичному чучелу. Брошенная во ржи, березка способна была предохранить посевы от града, заморозков, обеспечить земле плодородие, а утопленная в реке, способствовала обеспечению влаги в почве, что опять же гарантировало богатый урожай.

 
Гадания

Ничто не было так любимо девушками, как гадания, ничто так не манило, как возможность узнать свою дальнейшую судьбу: быть в этом году замужем или сидеть в девках? Вот и на Троицу девушки не могли не воспользоваться случаем, предписанным традицией, позволявшим гадать на разные лады при помощи березы. На ночь девушки сплетали ветки березы с травой в косу, наутро смотрели: если расплелась, быть замужем в этом году, а нет – остаться в невестах. Закидывали венки на березу, и по тому, зацепится венок за ветви или нет, судили, быть замужеству или нет. Венки из березовых веток также бросали в реку: утонет – к смерти, прибьется к своему берегу – ждать продолжения девичества, а уплывет к чужому – быть свадьбе. Если, устраивая проводы, березу не бросали в поле, а потопляли в реке, то гадали на судьбу девушки, которой было поручено топить дерево: начнет «гостейка» сразу тонуть, значит быть беде — не проживет девушка и года. Иногда вслед за деревцем пускали на воду и березовые ветки, обвитые лентами и загадывали не только на себя, но и на родных: плывет – к добру, тонет – к лиху.

Юлия Пенегина

 

Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 2 пользователям

vasily_sergeev   обратиться по имени Суббота, 22 Июня 2013 г. 12:39 (ссылка)
Замечательный пост! :)))
Ответить С цитатой В цитатник
OLQA_IVANOVNA   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2013 г. 21:00 (ссылка)
angreal, интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку