-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 57166


‘илософска€ часть культуры японии - Cумо

ѕ€тница, 12 »юл€ 2013 г. 13:10 + в цитатник

я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре японии. ќна интересна, хот€ и не всегда пон€тна европейцу, а иногда кажетс€ просто парадоксальной.

ќдной из составных частей культуры этого островного государства €вл€етс€ сумо. ќткровенно говор€, люблю этот вид философии. »менно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это прин€то считать. Ѕлаго, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипети€ми басЄ, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

ѕоразительно, но если € в разговоре упоминаю, что €вл€юсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакци€ у наших людей одинакова€: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толст€ков» или «цирк уродов». ¬ лучшем случае, «сумо — это не эстетично».

—читаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохЄ, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно прин€ть мысль о том, что сумотори — не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы.

я не тешу себ€ иллюзи€ми относительно того, что мо€ стать€ может что-либо изменить в общественном сознании, но, во вс€ком случае,  попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. »так, давайте начнем с основ — с истории.


‘илософска€ часть культуры японии - Cумо
ƒревние суматори
—умо — это, прежде всего, религиозный ритуал. ¬ японии развилась собственна€, достаточно интересна€ философи€, впоследствии превративша€с€ в религию, котора€ получила название синто. Ќе буду сейчас подробно останавливатьс€ на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. —кажу лишь, что пор€док проведени€ нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки дл€ единоборств €вл€ютс€ не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. ѕо сути своей, даже поединок двух бойцов €вл€етс€ аллегорией сост€зани€ духов, человека и бога, хтонических сил природы.

¬первые о сумо упом€нуто в письменных источниках  VIII века. ѕримерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») €вл€етс€ непременным атрибутом церемоний «’ризантемового трона» (€понской императорской династии). ¬ то же врем€ разрабатываетс€ и свод правил, которые действуют до сих пор. ќднако попул€рность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. —тихийно начало развиватьс€ «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии ћэйдзи все слои населени€ смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Ёто боевое искусство и философи€ глубоко традиционны дл€ €понцев, а насколько эта наци€ уважает свои традиции, вам, наверно, известно. .

Ѕорцы.

Ћюди, занимающиес€ сумо, называютс€ рикиси, или сумотори. ѕрофессиональное   сумо существует только в японии, и чтобы заниматьс€ им, надо поступить в так называемое хэ€ (школу сумо). Ќикаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъ€вл€етс€, однако поступить в хэ€ трудно, так как руководители школ, называемые о€ката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараютс€ вы€вить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. ≈сли отсутствует одно из этих качеств,  о поступлении в школу мечтать не приходитс€. 

“ренировка в хэ€


’э€ представл€ет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируютс€, работают и учатс€, пор€дки напоминают монастырские.  роме рикиси, в хе€ также обычно проживают сисЄ (владельцы школы), Єбидаси (ассистенты-помощники), токо€ма (парикмахеры), а также о€ками-сан - супруги о€ката,которые выполн€ют   административные  функции.
„тобы получить привилегии и послаблени€ в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэ€, надо достичь определЄнных успехов, а именно, статьхэ€гасира (старшим по званию борцом) или еще лучше - сэкитори. 
 то такие сэкитори? ¬  профессиональном  сумо сейчас шесть дивизионов. Ќизший, 6-й, называетс€ дзенокути, п€тый - дзЄнидан, четвертый — сандаммэ, третий - макусита. ¬се сумотори, обучающиес€ в этих низших дивизионах, нос€т названи€ деси. ј вот борцы двух главных дивизионов, дзюрЄ и макуути, и называютс€ сэкитори. Ќаибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера провод€т свои поединки именно в этом дивизионе.
«аканчива€ рассказ о хэ€, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Ѕольше быть не может, а вот меньше — сколько угодно. ¬ данный момент насчитываетс€ 52 хэ€, наиболее известными в последнее врем€ €вл€ютс€ ћи€гино, јзумазэки и »сэгахама

о€ката ћи€гино со своим подопечным йокодзуна ’акухо

ѕлощадка дл€ проведени€ поединка, требовани€ и ритуалы.

ѕоединки провод€тс€ на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и нос€щем название дохЄ. ¬ысота дохЄ в переводе на нашу метрическую систему составл€ет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посв€щенным. √лину доставл€ют за трое суток до проведени€ басЄ и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. —ам дохЄ обычно пр€моугольной формы, но соревновательна€ площадка представл€ет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью  так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. ѕеред тем, как проложить тавара, судьигЄдзи, провод€т синтоисткий ритуал. ¬ дохЄ закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). ¬округ ритуального «посева» этих предметов набрасываетс€ тавара, получившийс€ круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. ѕо правилам, на дохЄкатегорически запрещено ступать женщине.

ƒохЄ

¬нутри круга провод€тс€ две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Ќад дохЄ возводитс€ специальный навес, называемый €ката, похожий на крышу синтоисткого храма. “уда вешаютс€ специальные флаги и четыре разноцветные кисти по кра€м‘лаги символизируют посто€нное движение небес, а  кисти — четыре стороны света и четыре  времени года.  исти имеют определенный цвет: бела€ означает осень, черна€ — зиму, зелена€ — весну,  красна€ — лето.

“урниры
“урниры борцов называютс€ басЄ. «а год обычно проводитс€ шесть басЄ: €нварское (место проведени€ - “окио), мартовское (ќсака), майское (“окио), июльское (Ќаго€), сент€брьское (“окио), но€брьское (‘укуока).
ѕервым днем турнира €вл€етс€ первое или второе воскресенье мес€ца. ѕродолжительность его – 15 дней. ѕоединки организуютс€ так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже – с противниками послабее. √лавное, чтобы на дохЄ не могли встретитьс€ ученики одного хэ€.
ѕо итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). ≈сли высшие показатели оказываютс€ у двух или нескольких борцов одновременно, объ€вл€ютс€ дополнительные поединки, в том числе и дл€ «великих чемпионов», и дл€ представителей одного хэ€. ѕровод€тс€ они по завершении всех встреч последнего дн€ турнира. ќт количества побед зависит, какое место в иерархиимакуути будет занимать рикиси перед началом следующего басЄ, а также определ€етс€ победитель турнира, который получает специальный приз -  убок императора.

 

 

»ерархи€

¬се борцы макуути дел€тс€ на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Ќижним р€довым бойцом считаетс€ маэгасира (их считают по ранжиру - с шестнадцатого по первый). Ќапример, наш јлан сейчас п€тый маэгасира востока. —ледующа€ ступень — кумусуби (подающий надежды)затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион)после него второй по значимости титул - озэки (чемпион)и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

озеки Ѕалт.

Ѕорцы получают тот или иной титул по решению €понской ассоциации сумо. ѕередвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с п€той на третью, зависит от выступлени€ на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. ƒл€ звани€ сэкивакэ рассматриваетс€ преобладание побед уже на двух турнирах. ѕолучение ранга озэки еще труднее. Ќадо успешно выступить на трех турнирах подр€д, притом, что количество поражений должно быть минимально. ѕотер€ть это звание  легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подр€д количество поражений превышало число побед, тогда ассоциаци€ сумо примет решение о лишении звани€.
¬ысшим званием в иерархии сумо €вл€етс€ йокодзуна. „етких правил присвоени€ звани€ нет. „то абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки,наибольшее число побед и завоеванных  убков императора на прот€жении трех турниров подр€д. ќбщему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, из€щества, искусства и поведени€ претендента. —оответствовать всем этим требовани€м очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Ќынешний «великий чемпион» ’акухо —Є (монгол ƒавааджаргал ћунхбат) - всего лишь 69-й по счету начина€ с XVII столети€, а многие заслуженные бойцы, например, озэки  айо ’ироюки, несмотр€ на огромную попул€рность, более 100 проведенных басЄ и п€ть выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна. 
ќсталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъ€ку.

 

»ндивидуализаци€ борца.

Ќачнем с самого главного — с имени. ѕри поступлении в хэ€ человек мен€ет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). —иконатакже содержит им€ и фамилию, причем фамили€ пишетс€ первой и €вл€етс€ именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Ќапример, 68-й йокодзуна, монгол ƒолгорсурэнгийн ƒагвадорж вз€л себе сикона јсасЄрю јкинори и вошел в историю именно как јсасЄрю.

—ледует упом€нуть о прическах. –икиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растени€ гингко билоба.
 
ѕрическа рикиси.


Ёто кропотлива работа, занимающа€ много времени, поэтому-то в хэ€ и живут токо€ма (парикмахеры).  роме прически, каждый сумоториимеет специальный шелковый по€с маваси. ќн очень длинный (до 10 метров) и оборачиваетс€ вокруг талии и бедер несколько раз, зав€зыва€сь особым узлом за спиной. Ќа маваси обычно креп€т так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. ÷вет маваси зависит отхэ€ бойца.  роме  по€сов дл€ поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный по€с, используемый дл€ ритуалов и напоминающий фартук. ќн  называетс€ кэсе-маваси.
 
кэсе-маваси 

Ёто очень красивые издели€, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камн€ми. –исунок, цвета и стоимость завис€т исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. ≈динственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий —траны ¬осход€щего –остка (одно из самоназваний японии).

 

ќтдельного упоминани€ достоин нар€д йокодзуна. ѕоверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна.  анат может быть 20 кг весом и символизирует т€желую ношу чемпиона.

–итуалы перед проведением поединков.

–итуал, который открывает любое басЄ, называетс€ дохЄ-ири (вступление на помост). Ѕорцы в кэсЄ-маваси по€вл€ютс€ в строгом соответствии со своим рейтингом. —начала выход€т сумотори востока, а затем - запада.

танец йокодзуна.

ќни выстраиваютс€ вдоль дохЄ и громко хлопают в ладоши дл€ того, чтобы отогнать злых духов.
ѕотом настает врем€ йокодзуна. ќн идет в сопровождении двух оруженосцев, вынос€щих церемониальный меч. «¬еликий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши дл€ привлечени€ божеств и духов предков, потом выт€гивает руки в стороны ладон€ми вверх, демонстриру€, что у него нет ни оружи€, ни темных тайных мыслей.  ѕосле этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начина€ ритуальный танец. ѕроцедура танцайокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стил€, но € намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествовани€.
»так, процедура изгнани€ злых духов за пределы дохЄ закончена. “еперь на помост могут подн€тьс€ гЄдзи. ќни облачены  в роскошные, дорогие шелковые одежды. ћожно начинать поединки.  аждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль -  дл€ очищени€ себ€ и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношени€» небесам, чтобы они даровали победу.
÷еремони€ окончани€ каждого дн€ басЄ тоже очень красочна. ќдин из сумотори выходит на помост и исполн€ет так называемый «танец с луком». “акова древн€€ традици€ сумо.

 

ѕравила поединка.

— одной стороны, они выгл€д€т несложными, с другой, как всегда у €понцев - не все так просто, как кажетс€. 
ѕроигрывает тот, кто:
а) коснетс€ дохЄ любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп;


¬еликий чемпион “аканохана

б) коснувшийс€ дохЄ за пределами круга даже стопами;
в) потер€вший свое маваси за врем€ поединка.
 азалось бы, что трудного? “от, кто т€желее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Ќо € не зр€ упом€нул вначале о том, чторикиси - люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. ѕростое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраиваетс€ и использует твои же преимущества в весе и габаритах против теб€. —уществует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и св€зок дл€ достижени€ победы, и, поверьте, санъ€ку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновени€ оценить возможность противодействи€. ѕричем, есть такие интересные комбинации, как идзори - опрокидывание соперника броском назад. —умотори подсаживаетс€ под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. »ли, скажем, какэдзори - бросок соперника назад после подныривани€ под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. ≈стественно, такие приемы используютс€ не очень часто, хот€ все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на но€брьском басЄ 2000 года  айо победил йокодзуна ћусасимару  великолепным  броском через спину c захватом руки. ¬ сумо такой прием называетс€ иппондзой и проходит очень редко. ќсобую пикантность этой победе придает то, что габариты  айо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у ћусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). “ак что, глубоко заблуждаетс€ тот, кто считает, что победа в сумо достаетс€ самым т€желым и массивным.

 

Ћичности

 аждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». —ейчас мир сумо очень разнообразен. Ќесмотр€ на достаточно молодой возраст,  попул€рен уже упом€нутый мной  айо …окодзуна ’акухо. ¬ 26 лет он уже 18 раз выиграл  убок императора. ƒва европейца нос€т высокое звание озэки. Ёто добродушный эстонец  айдо ’Євельсон, именуемый Ѕалт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин  ало€н —тефанов ћахл€нов, выступающий под сикона  отоосю.

победивший 1046 поединков, но так и не ставший йокодзуна легендарный  айо.

≈сть трое грузин — √агамару, “отиносин и  оккай, много монголов, восход€ща€ звезда, бразилец  айсэй. Ќу и, безусловно, надо «болеть» за нашего јлана √абараева. ≈му трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.
 ак болельщик, € отдавал предпочтение первым йокудзуна - не €понцу јкебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни јсасЄрю. Ќо мой главный фаворит -  мастер, который был великим не только на дохЄ, но и за его пределами. ќн  известен в истории как “аканохана. ¬еликий сумотори!

Ќадеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взгл€нете на сумо и понаблюдаете хот€ бы за одним  днем соревнований. ћожет быть, вам даже понравитс€.

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м

Piligrim   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 »юл€ 2013 г. 19:01 (ссылка)
—пасибо, очень интересно. я тоже до сих пор не понимал этой системы. Ќе мог пон€ть почему она до сих пор существует.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку