-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56867



7 шедевров ƒиониси€

¬торник, 06 јвгуста 2013 г. 15:46 + в цитатник

6 августа 1502 года ƒионисий начал роспись ‘ерапонтова монастыр€. »сточники, в которых упоминаетс€ ƒионисий, полны восхищени€ его мудростью и талантом. ѕоследний из величайших иконописцев ƒревней –уси, представитель «олотого ¬ека русской иконописи.

–адостное страдание
 
 
 

7 шедевров ƒиониси€

 

«–асп€тие» — икона праздничного чина. ¬ ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресени€, искуплени€ грехов всех людей. ¬с€ эта икона – движение по вертикали, начина€ с необычайно выт€нутой фигуры ’риста, символа прорыва из земной сферы в небесную. Ётот прорыв совершаетс€ через крест, который €вл€етс€ одним из важнейших христианских символов. ѕлоскость иконы мысленно делитс€ по вертикали на три зоны: нижн€€, сама€ узка€, означает преисподнюю, средн€€ – мир человека на земле, верхн€€ – небо. «десь совмещаютс€ две перспективы: традиционна€ дл€ живописи (весь мир) и традиционна€ дл€ иконописи – обратна€ (фигура ’риста). √лавный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижени€ и страдани€ Ѕогочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмерти€. ¬от что пишет јлпатов о «–асп€тии» ƒиониси€: «¬ис€щий ’ристос кажетс€ пар€щим… Ѕогоматерь выситс€… » вместе с тем врем€ остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов быти€». —ейчас эту икону можно увидеть в “реть€ковской галерее в ћоскве.

∆итие на двоих
 

 

7 шедевров ƒиониси€

 

ƒионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита ѕетра с митрополитом јлексием, хот€ ни биографически, ни хронологически эти св€тые св€заны не были. ¬ его времена ѕетр уже давно чтилс€ как первый митрополит московский, а јлекси€ канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Ќо ƒионисий «рифмует» их иконы, создава€ в них множество параллелей друг другу и перекличек. ‘игуры и жесты митрополитов как бы повтор€ют друг друга, а клейма икон перекликаютс€: одинаковые моменты житий св€тых ƒионисий опускает и оставл€ет то одному, то другому св€тому, заставл€€ зрител€, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. ¬ клеймах иконы ѕетра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери ѕетра, предсказание победы в ÷арьграде, чудо при перенесении тела ѕетра в храм и другие), в клеймах же иконы јлекси€, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенос€ его на чудеса, совершенные самим св€тым. Ётими приемами ƒионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от ѕетра к јлексию. ќб авторском стиле ƒиониси€ в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи ћ.¬. јлпатов: «ѕо своему живописному мастерству эта икона представл€ет собой одну из вершин древнерусского искусства. ќграничива€сь ќбобщенными силуэтами, ƒионисий избегает резкой светотени и чЄтких контурных линий. ¬сЄ строитс€ на тончайших соотношени€х цветовых п€тен…¬ последних клеймах, где рассказываетс€ о событи€х после смерти јлексе€, краски приобретают акварельную прозрачность… ¬с€ икона выгл€дит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».

 
÷арственные нищие
 
 
 

—обор –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€ ƒионисий с двум€ своими сыновь€ми расписывал, уже будучи глубоким стариком. ”дивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновл€лись. Ќичего не исчезло из росписи монастыр€, и мол€щиес€ в рождественском храме в XXI веке вид€т то же, что видели в самом начале XVI-го. ¬ арке —еверного входа сохранилась надпись, глас€ща€, что роспись храма сделана иконником ƒионисием «со своими чады» в 1502 году, и что зан€ла эта роспись 34 дн€. ‘рески ƒиониси€ отличаютс€ необычайным богатством тонов, м€гкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорци€ми и формой храма). –осписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «–ождество Ѕогородицы». “аким образом, истори€ жизни Ѕогородицы начинаетс€ у входа в храм и продолжаетс€ внутри него. »зображены ƒионисием и песнопени€ в честь ƒевы ћарии – «ќ тебе радуетс€», «ѕохвала Ѕогородице». ¬се фрески этого храма объединены темой прославлени€ Ѕожьей ћатери, ее милосерди€ и величи€. ƒионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.

 
—трога€ царица
 
 
 

 

«Ѕогоматерь ќдигитри€ (ѕутеводительница)». —трога€ и царственна€, даже холодна€ Ѕогоматерь с младенцем, котора€ не умил€етс€ и не прижимает ребенка к себе, а как бы €вл€ет ≈го миру. “оржественно лежит золота€ кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную пов€зку. »злом ее складок надо лбом Ѕогоматери словно вспыхивает золотой звездой шить€ и кажетс€, будто это корона венчает чело ћарии. ≈Є рука, поддерживающа€ ћладенца, кажетс€ не заботливой рукой ћатери, а неким подобием ÷арского трона… ј нижн€€ кайма накидки, спадающей с левой руки ћарии, словно образует подножие этого трона. ∆ест руки Ѕогоматери, показывающей на своего —ына, трактуетс€ и по-другому: как мольба, обращенна€ к Ќему. » —ам ’ристос обращаетс€ на этой иконе не к смотр€щим, а благословл€ет —вою мать. ¬се это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, раздел€ющую его и —пасител€, и может обратитьс€ к √осподу через ≈го св€тую ћатерь как посредницу и «лествицу».

 
ƒотронутьс€ до чуда
 
 
 

»кона «”верение ‘омы» 1500 г. основываетс€ на сюжете из Ќового «авета: ‘ома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом €влении ’риста по ≈го ¬оскресении хочет уверитьс€ в этом, «прикоснутьс€» к чуду. Ќе отворив дверей, €вившись чудесным образом, ’ристос потребовал от ‘омы дотронутьс€ до ран, оставленных на его теле копь€ми. ¬ ответ ‘ома провозгласил свое исповедание веры: «√осподь мой и Ѕог мой!».

Ѕлагоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе ‘омы. ≈го рука пот€нулась за рукой ’риста, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки ’риста. ‘ома – под ≈го рукой, под ≈го властью, под ≈го милостивым и понимающим взгл€дом. «а фигурой ’риста изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Ёта дверь напоминает зрителю и о словах —пасител€: «јз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасетс€, и внидет и изыдет и пажить обр€щет». Ќа переднем плане слева — апостол ‘ома, прот€гивающий десницу к —пасителю и прикасающийс€ к ≈го ребрам, его фигура выделена в композиции €рким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

 
ѕобеда света над тьмой
 
 
 

»кона «—ошествие во ад». —южеты сошестви€ в ад и ¬оскресени€ тесно св€заны, и в этой иконе они представлены оба. ¬ окружении небесных сил, попира€ ногами скрещенные врата ада и будто пар€ над его черной разверзтой бездной, стоит ’ристос. ќн изводит обеими руками из открытых гробниц јдама и ≈ву. —тоит ќн на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. —вет побеждает тьму, эта тема развиваетс€ в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надпис€ми, именующими все темные силы. —трасть, истление, горесть, отча€ние, ненависть, вражда, отча€ние – эти демоны пытаютс€ пронзить красными копь€ми си€ющую мандорлу —пасител€. ѕо обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. ¬верху, между расступившихс€ скалистых гор, — ангелы, вознос€щие и славослов€щие голгофский крест. «—мерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жити€ вечного начало», — поетс€ в “риоди цветной. Ёта икона празднует победу жизни над смертью.

 
ћножество миров в одном
 
 

 

»кона «—пас в силах» ƒиониси€ висит в “реть€ковской галерее в одном зале с иконой «—пас в силах» јндре€ –ублева.  омпозици€ иконы работы ƒиониси€ почти повтор€ет –ублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.
«—пас в силах» — центральна€ икона в иконостасе православного храма, богата€ символикой. „ем дольше зритель всматриваетс€ в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Ќапример, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека).  вадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. ¬ левой руке —паса – ≈вангелие с цитатой на церковнослав€нском: «ѕриидите ко мни вси труждающиис€ и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитес€ от мене, €ко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Ёта икона —паса — насто€щий богословский трактат в красках. ≈е сюжет опираетс€, в основном, на ќткровение »оанна Ѕогослова, и образ показывает ’риста таким, каким ќн €витс€ в конце времен.

≈катерина ќаро

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку