-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55255

“ельн€шка. ѕочему она така€ и кто еЄ носит?

—реда, 07 ћа€ 2014 г. 09:19 + в цитатник

“ельн€шка. ѕочему она така€ и кто еЄ носит?

19 августа морские волки отмечают день рождени€ русской тельн€шки. ¬ этот день 1874 года полосата€ фуфайка высоким  »мператорским указом получила официальный статус части амуниции русского мор€ка. ѕришло врем€ раскрыть главные загадки «морской души».

ƒл€ начала небольшой пролог. ≈сли до этого вы что-то читали о происхождении тельн€шек, то считайте, вы потер€ли врем€. “о, что написано на русском €зыке, €вл€етс€ ущербной компил€цией компил€ции. —егодн€, в неофициальный день рождени€ русской тельн€шки, у вас по€вилась счастлива€ возможность узнать Ќ≈„“ќ об этом элементе «морского» гардероба, если вам, конечно, это вообще зачем-то нужно.

“еперь собственно сам пролог. Ћюбой человек €вл€етс€ кровь от плоти сыном своей земли. Ќосителем ее €зыка, культуры, стереотипов, заблуждений и глупости. Ќо однажды этому до мозга костей земному существу, «сухопутной крысе», экзистенциальному «корнеплоду»  выпадает случай отправитьс€ в открытое море. √равитаци€ уменьшаетс€, репка выт€гиваетс€ и «корнеплод» умирает, а вместо него по€вл€етс€ на свет тот, кого называют «перекати поле», «оторви да выбрось»,

ћорска€ культура — это первый опыт глобализации. ћор€кам всего мира плевать на флаги, государственные границы, на религию. ¬се сухопутное тер€ет дл€ них ценность сразу после того, когда они переборют морскую болезнь и пересекут экватор. ѕосле этого они уже знают, что жизнь, в которой ты ощущаешь под ногами твердую плоть, есть иллюзи€, обманка, фуфло. ¬с€ правда, подлинна€ реальность творитс€ в море, где не видно берегов. ¬место прошлого ковыл€ни€ по глинозему, человек приобретает плавающую, м€гкую поступь, в которой сквозит легкое пренебрежение ко всему, что тверже палубной доски и что поглощает щегольской стук каблуков.

ћор€ки – это инопланет€не на нашей планете, глобальна€ альтернатива «почвенному бытию»,  антисистема дл€ «земл€ного пор€дка». »менно в такой культуре мог родитьс€ странный и в то же врем€ очень глубокий по смыслу культ вещи, которую западный мир называет breton shirt (бретонска€ рубаха), а мы, русские, — «тельн€шкой».


ѕочему она полосата€?

 аждый юнга до недавнего времени знал, что море насел€ют не только рыбы и водные гады, но и духи. ћножество духов! Ќаладить с ними нормальный контакт, найти взаимопонимание — это залог не только благополучного плавани€, но и гарант продолжительности жизни мор€ка. ћать-судьба правит в море напр€мую, без посредника в виде «здравого смысла». ¬ св€зи с этим главна€ задача любого человека, наход€щегос€ в открытом море, —  не спровоцировать судьбу на лихо. «а многие тыс€челети€ эта цель сформировала вокруг себ€ целую систему знаний, насто€щую науку, которые зависимые от земной тверди люди беспечно именуют морскими суевери€ми.

ћор€ки не люб€т провер€ть аксиомы с помощью личного опыта. ≈му чужды эксперименты физиков и беспечное любопытство лириков. ¬се, что он должен делать, это четко следовать традиции, ибо утопленникам сложно учитьс€ на собственных ошибках.

Ќе брать женщину на корабль, не свистеть, не убивать чаек, купатьс€ после пересечени€ экватора; серьга в ухе, чтобы не утонуть, татуировка, чтобы не стать призраком после смерти,  – все несет свой конкретный смысл, где функциональность соседствует с мистицизмом, защитной магией.

»спокон веков бретонские рыбаки, отправл€€сь в море, надевали на себ€ полосатые (черно-белые) робы. —читалось, что роба оберегает их от агрессии  ундин, русалок и прочей нечисти. ¬озможно, бретонска€ тельн€шка исполн€ла роль подводного камуфл€жа, защищающего от взгл€да морских бесов. ј, может быть, чередующим горизонтальным полосам приписывалась бретонскими рыбаками друга€ функци€: одно можно сказать точно, полосата€ рубаха играла роль оберега.

¬ период ¬еликих географических открытий, когда в мире сто€л острый кадровый дефицит,  многие бретонские рыбаки пополнили европейские флотилии. Ќо больша€ часть бретонцев, как не странно, оказалась на голландских, а не французских корабл€х. ћожет быть, потому, что там хорошо платили, может быть, потому, что  бретонцы не очень любили французских узурпаторов, а, может быть, либеральные по природе голландцы не запрещали носить бретонцам их вызывающие полосатые нар€ды. Ёто было начало XVII века; к концу столети€ тельн€шка станет мировым fashion-трендом дл€ всех европейских мор€ков.


—колько полосок на тельн€шке?

–усский мор€к в  онстантинополе

 онечно, можно банально посчитать полоски на тельн€шке того же десантника, но и здесь нас ждет разочарование. ¬ –оссии с советского периода количество полосок на тельн€шках зависит от габаритов конкретного мор€ка, морского пехотинца ил пограничника. ”словно говор€, на 46-м размере их будет 33, а на 56-м – 52. Ќумерологическую проблематику тельн€шки можно было бы спустить на тормозах, если бы не было точно известно, что числовой символизм в «бретонской рубахе» все-таки существует. Ќапример, в прин€том на французском флоте в 1852 году стандарте тельн€шка должна была составл€ть 21 полосу – по числу великих побед Ќаполеона. ќднако это верси€ дл€ «сухопутных крыс». 21 – это число успеха, удачи в культовой карточной игре мор€ков Vingt-et-un (она же – «Ѕлэкджек», она же «ќчко»). Ќумерологическа€ составл€юща€ в количестве полос была у голландцев и англичан.  “ак, в середине XVII века команды кораблей, ангажированные голландской ќст-»ндской компанией, предпочитали «бретонские свитера» с двенадцатью горизонтальными полосами – по числу ребер у человека. “аким образом, как объ€сн€ют некоторые знатоки морской традиции, мор€ки обманывали лихую судьбу, показыва€, что они уже умерли и стали скелетами-призраками.


 ак breton shirt стала «тельн€шкой»

–усские мор€ки в Ќью-…орке в 1850-е гг. ѕока без "морской души"

–усские мор€ки в Ќью-…орке, 1850-е. ≈ще без тельн€шек

¬первые русский человек увидел тельн€шку, скорее всего, во второй половине XVII века, когда в ’олмогоры и јрхангельск повадились голландские торговые суда. ћорские волки из Ќидерландов, нар€ду с англичанами, были главными законодател€ми мод в области морской амуниции. Ќе случайно ѕетр I полностью перен€л дл€ зарождавшегос€ русского флота голландскую морскую форму. ѕравда, без «бретонских рубашек». ѕоследние фрагментарно по€вились в –оссии в 40-50-ых годах XIX века: в тельн€шках щегол€ли мор€ки торгового флота, обмен€вшие или купившие их в каком-нибудь европейском порту.

≈сть байка, что в 1868 году великий кн€зь и адмирал  онстантин Ќиколаевич –оманов принимал экипаж фрегата «√енерал јдмирал». Ќа встречу все мор€ки пришли в полосатых рубахах, купленными ими в ≈вропе. ћорские волки так расхвалили им функциональность и удобство полосатых фуфаек, что через несколько лет, в 1874 году, кн€зь принес на подпись императору указ, официально включающий тельн€шку в морскую амуницию.


 ак родилась «морска€ душа»?

ќднако культом тельн€шка стала немного позднее. ѕосле русско-€понской войны демобилизовавшиес€ матросы заполнили русские города. ќни напоминали жителей нью-йоркского Ѕронкса, только вместо хип-хопа они танцевали танцы, вроде «яблочка», рассказывали о том, как сражались за ѕорт-јртур,  и искали приключени€ на свою голову. √лавным атрибутом этих лихих матросиков, «душа нараспашку», €вл€лась тельн€шка, которую именно в то врем€ стали называть «морска€ душой». »менно в это врем€ произошло первое массовое знакомство «морской души» с коллективной –усской душей. —оединение же «двух одиноких душ», которое произошло в 1917 году, дала смесь, котора€ взорвала –оссию. Ѕольшевики, которые активно использовали мор€чков в своем захвате власти в качестве естественной антисистемы к любому «сухопутному» пор€дку, в 1921 году, подавив  ронштадтский м€теж, окончательно избавили себ€ от нежелательной рефлексии «морской души».


«ачем тельн€шка десантнику?

ѕрага, 10 сент€бр€. —оветские десантники маршируют по улице ѕраги. ƒебют тельн€шки ¬ƒ¬

ѕремьера тельн€шки ¬ƒ¬ в ѕраге, 1968 год

“ельн€шка всегда св€зывалась с водной стихией, но никак не с воздушной.  ак и почему  парашютист в голубом берете обзавелс€ тельн€шкой? Ќеофициально в гардеробе десантников «бретонские рубашки» по€вились в 1959 году. “огда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. ќднако вр€д ли эта  второстепенна€ традици€ могла вырасти в «полосатый» культ, который со временем возник в ¬ƒ¬. √лавным де культиватором тельн€шки в ¬ƒ¬ стал легендарный командующий ¬ƒ¬ ¬асилий ћаргелов. »менно благодар€ его неистовому энтузиазму полосата€ фуфайка официально вошла в essentials гардероба десантника.

ѕохищению «морской души» «парашютистами» вс€чески сопротивл€лс€ главнокомандующий ¬ћ‘ ———– —ергей √оршков. ќднажды, согласно легенде, на одном совещании он вступил в открытую перепалку с ¬асилием ћаргеловым, назвав €вление десантника в тельн€шке непри€тным словом «јнахронизм». ¬асилий ‘илиппович тогда жестко осадил старого морского волка: «я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что — нет!»

ќфициальна€ премьера тельн€шек с голубыми полосками пришлась на пражские событи€ августа 1968 года: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении ѕражской весны. “огда же состо€лс€ дебют и знаменитых голубых беретов. ћало кто знает, что новый look десантников не был прописан ни одним официальным документом. Ѕоевое крещение они получили по свободной воле «патриарха» ¬ƒ¬ – без вс€кой лишней бюрократической волокиты. «нающие люди, умеющие читать между строк, увидели в пражском fashion-показе советских десантников скрытый вызов командующего ¬ƒ¬ главнокомандующему ¬ћ‘. ƒело в том, что ћаргелов увел у мор€ков не только тельн€шку, но и берет.

ќфициальна премьера беретов была назначена на 7 но€бр€ 1968 года – парад на  расной площади. Ќо главное – береты должны были быть черными и венчать головы подведомственных ¬ћ‘ морских пехотинцев. ѕраво первой ночи ¬ћ‘ получил специальным ѕриказом ћинистерства ќбороны ———– є 248 от 5 но€бр€ 1963. Ќо п€ть лет тщательной подготовки пошли насмарку из-за пиратского fashion-рейда «десантуры», у которой тогда и формального права-то не было ни на ношение берета, ни на тельн€шку. Ћегитимность новый нар€д десантников получил почти через год после пражских событий благодар€ ѕриказу ћќ ———– є 191 от 26 июл€ 1969, который ввел очередные правила ношени€ военной формы одежды.  то бы посмел запретить бойцам ¬ƒ¬ носить тельн€шку и берет после того, как они фактически в одиночку продлили жизнь «развитому социализму» в ¬осточной ≈вропе.

 орни страсти ¬асили€ ‘илипповича к атрибутам ¬ћ‘ злопыхатели видели в желании насолить оппоненту из ¬ћ‘ и ревностью к морской пехоте, в которой служил ћаргелов во врем€ войны. ’очетс€ верить, что у командующего ¬ƒ¬ были более серьезные причины – например, вера в суперсилу тельн€шки, понимание «полосатой» души, о чем он узнал, когда бок о бок воевал с «клешЄными» мор€ками во врем€ войны.

≈сть очень забавна€ гипотеза, что страсть к горизонтальным полосам, у главного десантника родилась на волне попул€рности в среде советской военной элиты британского фильма «“акова спортивна€ жизнь» (англ. This Sporting Life). Ёта депрессивна€ драма повествует о суровом мире английских регбистов.  артина, выпущенна€ в 1963 году, по какой-то загадочной причине стала культовой у военноначальников. ћногие командующие войсками лоббировали создание подведомственных регбийных команд. ј ¬асилий ‘илиппович вообще распор€дилс€ ввести регби в программу подготовки десантников.

‘ильм сложно назвать зрелищным; эпизодов, где играют в регби не очень много, поэтому составить мнение о тонкост€х игры весьма сложно. ƒумаетс€, главное впечатление на ћаргелова произвел один из самых брутальных моментов картины, когда главному герою наносит умышленную травму игрок противоположной команды. »грок этот команды одет в полосатую форму, котора€ напоминает тельн€шку.


«Ќас мало, но мы в тельн€шках»

ћорские пехотинцы ¬еликой ќтечественной

«ѕолосатые дь€волы». ћорские пехотинцы на ¬еликой ќтечественной

Ёто не пуста€ бравада. √оризонтальные полосы создает оптический эффект большего количества, чем он есть на самом деле. »нтересно, что советских мор€ков и морских пехотинцев, которые участвовали в батали€х на суше во ¬рем€ ¬торой мировой войны, немцы называли «полосатыми дь€волами». Ётот эпитет св€зан не только с шокирующими боевыми качествами наших воинов, но и с западноевропейским архетипным сознанием. ¬ ≈вропе полосата€ одежда на прот€жении многих веков была уделом «прокл€тых»: ее об€заны были носить профессиональные палачи, еретики, прокаженные и прочие изгои общества, не имеющие прав горожанина.  –азумеетс€, €вление советских мор€ков в тельн€шках в «сухопутной» обстановке у неподготовленных немецких пехотинцев вызывало первобытный страх.


„то означают все эти цветные полоски?

6925-1354261001-1

—егодн€ практически каждый род войск в –оссии имеет свою тельн€шку с полосами уникального цвета. ћайки с черными полосами нос€т морские пехотинцы и подводники, со светло-зелеными – пограничники, с краповыми  - спенцазовцы ¬нутренних ¬ойск ћ¬ƒ, с васильковыми – бойцы ѕрезидентского полка и спецназа ‘—Ѕ, с оранжевыми – сотрудники ћ„— и т.д.

 ритерии выбора конкретного цвета конкретным родом войск, веро€тно, €вл€етс€ военной тайной. ’от€ очень было бы любопытно узнать почему, скажем, бойцы спецназа ‘—Ѕ щегол€ют в тельн€шках с васильковыми полосками. Ќо пройдет врем€, и тайное все равно станет €вным.

јлексей ѕлешанов

 

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку