-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56887



–айкин јркадий »саакович

„етверг, 24 ќкт€бр€ 2013 г. 21:51 + в цитатник

–айкин јркадий »саакович

–айкин јркадий »саакович
24 (10) окт€бр€ 1911 года - 20 декабр€ 1987 года

»стори€ жизни

ќднажды јркадий –айкин выступал в одесском «еленом театре. «акончив выступление, он сказал «Ќу, вот и все! »дем домой!» —пустившись по лесенке в зрительный зал, он пошел по проходу. ѕублика подн€лась и устремилась за ним. “ак они и прошли по улицам ќдессы до самой гостиницы — впереди –айкин, а за ним все его зрители.


Ќа следующий вечер –айкин решил повторить то же самое. —пектакль закончилс€. –айкин спустилс€ в зрительный зал, и, как и вчера, публика снова пот€нулась за ним. ¬друг –айкина кто-то сзади дернул за пиджак, он обернулс€. ћальчик лет дес€ти - двенадцати говорит ему «“оварищ –айкин! ” нас в ќдессе вчерашн€€ хохма сегодн€ уже не хохма». » больше этот трюк –айкин, естественно, не повтор€л.
јркадий »саакович –айкин родилс€ 24 окт€бр€ 1911 года в –иге. ќтец, »саак ƒавидович, работал лесным бракером в –ижском порту, а мать, ≈лизавета Ѕорисовна, была домохоз€йкой и занималась воспитанием детей. јркадий был самым старшим из детей, кроме него в семье росли еще две девочки — Ѕелла и —офь€, и самый младший брат ћаксим, он родилс€ в 1930 году. ¬ 1922 году –айкины переехали на жительство в ѕетроград, где у них были родственники.


— юных лет јркадий мечтал только о театре. ќн часто ходил в бывший јлександринский театр на спектакли, в школе занималс€ в драмкружке. ќ детстве јркади€ вспоминает его сестра Ѕелла «ћы жили на шестом этаже (в доме на теперешней улице ћа€ковского). —начала занимали всю квартиру — п€ть комнат, потом нас уплотнили и оставили только две. јркаша озорник такой был. ќн ведь что придумал с при€тел€ми они перекинули по улице доску из окна одной комнаты, что была угловой, в другую и бегали по ней, как в цирке. јркаша с детства интересовалс€ театром. ¬ јлександринку бегал чуть ли не каждый вечер. ƒенег у родителей не было на билеты, и он втихую книжки и тетрадки продавал. ¬ театре его все контролеры знали и любили. ѕотом уже так пускали, безо вс€кого. » волевой был очень когда отец ему всыпал как следует (рука у него была т€жела€), то јркаша только зубы сжимал, и слезинки из него не выходило».


Ќесмотр€ на мечты о театре, јркадий –айкин в 1929 году устроилс€ работать лаборантом на ќхтенском химическом заводе, — чтобы поступить в институт, надо было иметь год рабочего стажа.


¬ 1930 году јркадий поступил в Ћенинградский институт сценических искусств, на кинофакультет. –одители были категорически против актерской профессии сына.  онфликт с родител€ми был настолько серьезным, что јркадий ушел из дома в общежитие.


—вою будущую жену –уфину (или –ому) »оффе јркадий встретил в своем же институте, в 1934 году. ќб этой встрече –айкин вспоминает «≈ще мальчиком, занима€сь в самоде€тельности, € был приглашен выступать в соседней 41-й школе. Ќе помню, что € играл, но €сно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена пр€дь черных волос. Ёто было оригинально и осталось в пам€ти. „ерез несколько мес€цев € встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. ќна была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь...


“ем не менее, € прошел мимо, не остановилс€, стесн€€сь заговорить с незнакомой особой на улице. ѕрошло несколько лет, € стал студентом Ћенинградского театрального института. Ќа последнем курсе € как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. ќбернувшись, увидел, что за мной стоит она. ќна заговорила перва€, и этот разговор € помню дословно. «¬ы здесь учитесь  ак это прекрасно!» — «ƒа, учусь... ј что вы делаете сегодн€ вечером» — «Ќичего...» — «ѕойдемте в кино»  огда мы вошли в зал кинотеатра, зан€ли свои места и погас свет, € тут же сказал ей «¬ыходите за мен€ замуж...» ¬ 1935 году, они поженились.

1 (428x635, 157Kb)


»нститут –айкин закончил в том же 1935 году. ѕочти весь его курс, как и самого јркади€, распределили в Ћенинградский “–јћ — “еатр рабочей молодежи, переименованный затем в Ћенком.


¬ 26 лет –айкин неожиданно поседел. Ћетом 1937 года он перенес острый приступ ревматизма, болезнь дала осложнение на сердце. «а врем€ приступа –айкин и поседел, потом вынужден был красить волосы.


ѕосле болезни јркадий перешел из “–јћа в Ќовый театр — будущий Ћенсовет, в котором проработал год. »з Ќового театра –айкин решает уйти на эстраду. ќдновременно его интересует и кино.


¬первые јркадий –айкин сн€лс€ в кино в 1938 году, в картине «ќгненные годы» (1939), сразу же после дебютных съемок он снимаетс€ в фильме «ƒоктор  алюжный» (1939). ”вы, фильмы прошли довольно незамеченными.


–азочаровавшись в кино, –айкин полностью переключаетс€ на эстраду. ќн много выступает с эстрадными номерами в ƒомах культуры и ƒворцах пионеров, ведет конферанс. » каждое выступление проходит у молодого актера все с большим успехом. —емимильными шагами –айкин приближаетс€ к славе, за которой не замедлила прийти и всенародна€ любовь.


Ќа 1-м ¬сесоюзном конкурсе эстрады, который проходил в но€бре 1939 года, –айкин выступил с номерами «„аплин» и «ћишка». Ёто был переломный момент в его жизни. ¬се мэтры эстрады сразу же обратили на молодого артиста внимание.


ѕосле успеха на конкурсе семье –айкина дали комнату в коммунальной квартире. ≈го стали приглашать на радио, но главным «призом» в победе на конкурсе было то, что он стал одним из руководителей Ћенинградского театра эстрады и миниатюр.

2 (406x635, 103Kb)
Ќачалась ¬елика€ ќтечественна€ война. –айкин со своими актерами часто выезжал на фронт. »менно на фронте впервые по€вились у него сатирические миниатюры, в основном на политическую тему. ¬ 1942 году, оказавшись с концертами на ћалой земле, –айкин познакомилс€ с полковником Ћ.». Ѕрежневым.


¬ 1942 году семь€ –айкиных переехала в другую коммунальную квартиру на √реческом проспекте, где им дали три комнаты. ј этажом ниже жила мать јркади€, две сестры и брат ћаксим. ќтец к тому времени уже умер. —оседка –айкиных по коммуналке на √реческом ¬. ћаркова вспоминает «ќчень хорошие люди были. ќни три комнаты занимали — столовую, спальню и комнату дл€ н€ньки. ѕравда, жили здесь от силы четыре мес€ца в году. ј так по гастрол€м мотались. јртисты к ним приходили „еркасова € видела, ”тесова, ÷еликовскую. ѕриходили в основном ночью, после спектакл€, и никакого шума, крика не было. ¬се прилично было. ƒобрые они были люди. Ќеудобно говорить, но –уфь ћарковна отдавала моему мужу рубашки и галстуки јркади€ »сааковича. » пес у них был прекрасный — черный пудель  уз€, здоровый такой и умный»...


ѕосле войны в “еатре миниатюр по€вл€ютс€ новые спектакли, написанные талантливым писателем-сатириком ¬. ѕол€ковым «ѕриходите, побеседуем» (1946), «ќткровенно говор€...», «Ћюбовь и коварство» (1949).


¬ июле 1950 года у –айкиных родилс€ сын  ост€. ’оть война давно кончилась, но жизнь у семейства –айкиных по-прежнему была т€желой. јркадий »саакович вспоминал « ак всегда, театр был в посто€нных разъездах. —лучалось, что € просыпалс€, не понима€, где нахожусь. ѕримерно на два мес€ца ежегодно приезжали в ћоскву, несколько дольше работали в Ћенинграде, по мес€цу гастролировали в разных городах. ” мен€ был посто€нный номер в гостинице «ћосква», где мы оставл€ли  остю на попечение бабушки. ћаленького  остю таскали за собой, можно сказать, в рюкзаке за плечами. ¬ гостинице «ћосква» прожили 25 лет, начина€ с первых гастролей театра в 1942 году. ¬ Ћенинграде у нас были три комнаты в большой квартире в доме на √реческом проспекте, где, кроме нас, обитало шесть жильцов. ѕозднее, когда  ост€ подрос, он училс€ то в ленинградской, то в московской школе».


ј вот что рассказывает  онстантин –айкин «Ќикакого особенного благополучи€ у нас не было... ѕапа играл двадцать спектаклей в мес€ц, получал по сорок рублей за спектакль это было много, это была зарплата академика, но это не богатство... ћашина у нас когда-то по€вилась, дачи так никогда и не было... ѕапа очень спокойно относилс€ к житейским благам, мама тоже, и мен€ они не баловали. я ходил в спортивную школу, хорошо училс€, дралс€...»

3 (635x476, 195Kb)
¬ 1950 году –айкин расстаетс€ с драматургом ѕол€ковым. Ќо в театре по-прежнему один за другим выход€т спектакли «„еловек-невидимка», «Ѕелые ночи», «Ћюбовь и три апельсина». ¬ них –айкин становитс€ намного злее как сатирик.


ѕервые зарубежные гастроли театра состо€лись в конце 1950-х годов. ”спех за рубежом был такой же триумфальный, как и на родине.


¬ 1964 году на английском телевидении был сн€т фильм о –айкине и его театре.  ритик лондонской газеты «“аймс» писал об этом телефильме «Ѕи-би-си впервые показало нам прославленного русского комика јркади€ –айкина. Ёто было насто€щее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. ќдна из самых больших заслуг –айкина состоит в том, что он представл€ет собой полную противоположность отвратительным, «смешным до тошноты» комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из —оединенных Ўтатов. ” –айкина есть что-то от „арли „аплина удивительна€ способность живо и нагл€дно выражать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаютс€ в по€снении. ћне никогда не приходилось видеть такой игры!»


¬первые –айкин и ∆ванецкий познакомились в I960 году в Ћенинграде. ∆ванецкий тогда училс€ в ќдесском институте инженеров морского флота и много времени посв€щал самоде€тельности. ¬ 1961 году –айкин исполнил первую интермедию ∆ванецкого, котора€ называлась «–азговор по поводу». ј три года спуст€ –айкин привлек ∆ванецкого к работе над новой театральной программой, котора€ стала называтьс€ «—ветофор». ¬ этой программе –айкин впервые сыграл миниатюры ∆ванецкого «јвас», «ƒефицит», «¬ек техники».


» в 1967 году –айкин вз€л ∆ванецкого в штат театра, сначала артистом, потом заведующим литературной частью. Ќо два выдающихс€ юмориста и сатирика недолго смогли проработать вместе. ¬ начале 1970-х –айкин рассталс€ с ћихаилом ∆ванецким. ќ том, как это было, вспоминает ћ. ∆ванецкий «ќднажды в разгар моих успехов директор театра мне сказал «јркадий »саакович решил с тобой расстатьс€». Ёто был не просто удар, не катастрофа, это была гибель. я пришел к нему, подложив за€вление об увольнении в конец новой миниатюры. ќн спокойно прочитал и сказал, подписав «“ы правильно сделал...» я не хотел говорить ему, каким ударом дл€ мен€ был разрыв с театром. ћы расстались в отношени€х враждебных...


ѕозднее € что-то еще писал. Ќо мне было т€жело по€вл€тьс€ даже возле театра. —о временем € пон€л закономерность смены авторов в театре –айкина. Ёто был естественный процесс развити€ художника.  аждый автор в этом театре имеет свой век — золотой, потом серебр€ный, бронзовый... ћы виделись редко, при встречах были фальшиво дружественны. ¬ этом тоже его сила. ќн очень сильный человек».


“олько 1968 году –айкину присвоили звание Ќародного артиста ———–, после 33 лет непрерывной работы театра и самого јркади€ –айкина, после того, как его театр объездил все уголки —оветского —оюза.


ќ последующем нелегком периоде в жизни јркади€ –айкина вспоминает Ћ. —идоровский «...—пектакль «ѕлюс-минус» был впервые показан на невских берегах весной 1970-го. ¬ ту весну, как известно, пышно отмечалось столетие со дн€ рождени€ Ћенина, и –айкин, отталкива€сь от этой даты, решил сотворить действо особой остроты, особого накала... јртист стремительно выбегал на сцену и с ходу начинал монолог «ќстроумна€ манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе...» ¬ зале — звен€ща€ тишина... ј артист после секундной паузы добавл€ет «¬ладимир »льич Ћенин. «‘илософские тетради»...


Ётот монолог сочинил сатирик, писатель Ћеонид Ћиходеев, причем он нашел у Ћенина еще несколько таких же, никому в зале не известных цитат, которые тогда, в семидес€том, ревностным охранител€м «системы» казались пр€мо-таки «контрреволюцией»...


—пектакль зрители принимали восторженно... Ќо осенью как-то за€вилс€ в столичный “еатр эстрады секретарь ¬олгоградского обкома партии, и ему очень не понравилось, что говорит со сцены –айкин и как на это реагирует народ. –азгневавшись, вмиг накатал в ÷  донос, и оттуда столь же быстро последовало в театр распор€жение «ѕервый р€д не продавать!» » каждый вечер стала располагатьс€ на тех стуль€х комисси€...

4 (635x476, 160Kb)
јркадий »саакович позже мне рассказывал « остюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица непроницаемые... ¬се пишут, пишут...  ака€ тут, к черту, сатира  акой юмор..»


ј через неделю вызвали артиста в ÷ , и там небезызвестный Ўауро стучал по столу кулаками и советовал –айкину «помен€ть профессию»... ” –айкина случилс€ инфаркт, после которого он стал совершенно седым.


¬ ћоскве и Ћенинграде ему запретили выступать. “еатр отправили на длительные гастроли в ѕетрозаводск. Ћишь в 1971 году –айкин вернулс€ в Ћенинград — приближалось его 60-летие.


ќ продолжавшихс€ непри€тност€х јркадий –айкин вспоминал «Ѕыла запущена така€ сплетн€ будто € отправил в »зраиль гроб с останками матери и вложил туда золотые вещи! ¬первые € узнал это от своего родственника. ќн позвонил мне в Ћенинград и с возмущением рассказал, что был на лекции о международном положении на одном из крупных московских предпри€тий. ƒокладчика — лектора из райкома партии — кто-то спросил «ј правда ли, что –айкин переправил в »зраиль драгоценности, вложенные в гроб с трупом матери» » лектор, многозначительно помолчав, ответил «  сожалению, правда».


∆ена тут же позвонила в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала, чтобы тот публично извинилс€ перед аудиторией за злостную дезинформацию, в противном случае она от моего имени будет жаловатьс€ в  омитет партийного контрол€ при ÷   ѕ—— — председателем его тогда был ј.я. ѕельше. ≈е требование обещали выполнить и через несколько дней сообщили по телефону, что лектор был снова на этом предпри€тии и извинилс€ по радиотрансл€ции. якобы этот лектор отстранен от работы.


’очетс€ верить, что так оно и было на самом деле. Ќо на этом, к сожалению, не кончилось. я в очередной раз слег в больницу. “еатр уехал без мен€ на гастроли. » вот удивительно, всюду, куда бы наши артисты ни приезжали, к ним обращались с одним и тем же вопросом «Ќу, что же шеф-то ваш так оплошал ќтправил в »зраиль...» —ловом, всюду — в ћоскве, ¬орошиловограде — одна и та же верси€. —читали, что € не участвую в гастрол€х отнюдь не из-за болезни. „то чуть ли не в тюрьме...


¬ыйд€ из больницы, € пошел в ÷ , к ¬. ‘. Ўауро.


— ƒавайте сыграем в открытую, — предложил €. — ¬ы будете говорить все, что знаете обо мне, а € о вас. ћы оба занимаемс€ пропагандой, но не знаю, у кого это лучше получаетс€. ¬ы упорно не замечаете и не хотите замечать то, что вид€т все.  ак растет бюрократический аппарат, как берут вз€тки, расцветает коррупци€... я вз€л на себ€ смелость говорить об этом. ¬ ответ звучат выстрелы. ќткуда пошла сплетн€ ѕочему она получила такое распространение, что звучит даже на партийных собрани€х


ќн сделал вид, что не понимает, о чем речь, и перевел разговор на другую тему. Ќо самое смешное — это помогло.  ак возникла легенда, так она и умерла...»


¬ 1974 году ÷ентральное телевидение наконец обратило внимание на –айкина. — его участием начались съемки сразу двух телефильмов «Ћюди и манекены» (чеытырехсерийный фильм) и «јркадий –айкин».


¬ 1980 году –айкину была присуждена Ћенинска€ преми€. ¬ 1981 году он удостоилс€ звани€ √еро€ —оциалистического “руда.


—о своей женой јркадий »саакович прожил без малого 50 лет. ∆или душа в душу, как говоритс€, но все же иногда случались и ссоры.


ѕод конец жизни –айкин решил сменить место своего жительства — переехать вместе со своим театром в ћоскву. ќн обратилс€ к Ћ.». Ѕрежневу (с которым встречалс€ во врем€ войны на ћалой земле) с просьбой о переводе Ћенинградского государственного театра миниатюр в столицу. –айкин мотивировал свое желание переехать тем, что сын  онстантин и дочь ≈катерина давно живут в столице (≈катерина –айкина тогда работала в “еатре имени ¬ахтангова и была замужем за ёрием яковлевым). ∆ена –айкина к тому времени была т€жело больна, у нее случилс€ инсульт, и она подолгу лежала в московских клиниках. Ѕрежнев пообещал помочь с переездом.


¬ 1981 году театру –айкина было разрешено переехать в ћоскву, дл€ театра было выделено помещение — кинотеатр «“аджикистан». » меньше чем через год после переезда по€вилс€ новый спектакль, теперь уже московского театра –айкина «Ћица» (1982), а в 1984 году — «ћир дому твоему».

0 (675x450, 144Kb)


¬ свои 70 лет –айкин работал на сцене довольно неплохо. Ќо бывали все же и курьезы (он начинал забывать на сцене текст), об одном из них рассказывает ¬. ћихайловский «Ѕыла у нас миниатюра про до€рку, которую послали в ѕариж делитьс€ опытом. ¬ыходит –айкин на сцену и говорит «ѕоехали наши на выставку и вз€ли с собой до€рку с аппаратом, чтобы она показывала, как надо давать...» “ут –айкин задумалс€ и поправилс€ «“о есть доить...» » зал, и все за кулисами легли от хохота. Ќо самое страшное — сам јркадий »саакович чуть не вдвое согнулс€ и вот-вот расхохочетс€. ќн ведь очень был смешливый, из-за ерунды сме€лс€ до слез и не мог остановитьс€»...


Ќезадолго до смерти –айкин поехал в турне по јмерике. √оворил на сцене он уже довольно плохо и тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый –айкин, которого, естественно, все русско€зычные американцы прекрасно знали. » где бы –айкин ни выступал, везде, как только он по€вл€лс€ на сцене, зрители в зале вставали и начинали плакать, они понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увид€т.

6 (422x635, 392Kb)
—кончалс€ јркадий »саакович 20 декабр€ 1987 года на 77-м году жизни.

 

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку