-ћетки

азарт актеры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты рождество росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 7) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 57142


»з истории русского кружева

—реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 11:08 + в цитатник

»з истории русского кружева

¬ последнее врем€ интерес к русской традиционной культуре значительно возрос. Ќаходки и открыти€ последних лет сильно изменили общественное мнение, заставив многих углубитьс€ в изучение быта и менталитета наших предков. » когда кажетс€, что каждый их шаг, каждое слово и кажда€ вещь были окружены суеверием и наполнены глубоким сакральным смыслом, странно встретить искусство столь же старинное, сколь декоративное, лишЄнное «двойного дна».

—редневекова€ ≈вропа – родина кружева. ¬ –оссии его стали производить, ориентировочно, с XVII века, и с тех пор это доходное мастерство укоренилось настолько, что нашло своЄ место не только на одеждах знати, но и в самых скромных кресть€нских домах. ≈стественно, первоначальные, заимствованные с «апада технологии и орнаменты сильно обрусели. ѕопробуем описать, к чему это привело.

–азговоры коклюшек
—евер€не – люди молчаливые и наблюдательные. —тоит морозу прихватить тЄплые изнутри окна их домов, как расцветающие зимние узоры своим причудливым видом заставл€ют оживать сколки и коклюшки.

¬ ¬ологде говор€т, что местное кружево (брюггское по своему истинному происхождению) выдумывает сам мороз, прорисовыва€ се лини и оставл€€ дл€ фантазии мастера не так уж много места. Ёти формы всегда и везде узнаваемы: круги, зме€щиес€ дорожки, сеточки. “радиционное коклюшечное кружево – вологодское, в€тское, елецкое, мценское различаютс€ почти неуловимо дл€ неопытного глаза, как характер самой зимы в разных част€х страны.

 

ќсобн€ком стоит михайловское, с цветными нит€ми в основе. ¬ –€занской губернии, с еЄ €рким цветным ткачеством, «сапожковскими закладами» и павлиньими перь€ми в головных уборах, оно пришлось ко двору, и то, что было бы немыслимо на сдержанном —евере, нашло своЄ место среди текстильных русско-эрз€нских традиций.

÷ветное кружево такого толка можно найти ещЄ —ловакии и на Ѕалканах.
ѕриспособлени€ дл€ этого мастерства нехитры: нитки, булавки, дерев€нные палочки, валик на козлах, но каково искусство!  огда на этнографических фестивал€х разбивают города мастеров, вокруг кружевниц образуютс€ целые толпы. «ƒа ничего сложного, это по началу трудно, — говорит мастерица, — а вообще, многое от древесины зависит. ¬от эти коклюшки – самые звонкие, € их больше всех люблю, разговаривают они со мной».

 

–еволюци€ с этим промыслом поступила так же беспощадно, как и с бархатоткачеством, но ему удалось выжить. »сторию этой борьбы можно увидеть в удивительном музее кружева в центре ¬ологды. ѕересмотрев потенциал коклюшек, стали выплетать огромные панно, салфетки и скатерти на темы, близкие пролетариату: серпы, молоты, упитанные порос€та и даже дедушка Ћенин. ќднако, это позволило промыслу получить «сarte blanche» и в прекрасном состо€нии дожить до наших дней.

¬енецианские пузыри

« ак это сделано?».  огда впервые смотр€т на ивановское и €рославское кружево, его происхождение кажетс€ необъ€снимым.  рючок и коклюшки его не касались, это заметно по отсутствию вил€ющих широких дорожек и характерных в€заных косиц. Ќа самом деле, дл€ основы используетс€ туго нат€нутое на огромные п€льца полотно и нитки, самые обычные, льн€ные и хлопковые. Ќа ткани, аккуратно подсека€ и выдергива€ нити, вырезают сетку нужного размера, затем, начинают обвивать каждый элемент. »голка здесь нужна коротка€ и тупа€, чтобы удобнее подхватывать еЄ снизу и тут же выт€гивать сверху, иначе процесс рискует сильно зат€нутьс€. ѕространство сетки быстро обрастает штопками, прот€жками и диковинными лепестками. ¬ таком кружеве цветна€ нить приветствуетс€ нар€ду с белой.

–азнообразное «шитьЄ по выдергу», привезЄнное ѕетром I из ¬енеции, очень органично вписалось в русский быт. “олстые и грубые льн€ные холсты приходилось долго разм€гчать и трепать, разнашивать, чтобы одежда лучше сгибалась и сидела в нужных местах. Ќо если слегка прор€дить ткань, то задача будет куда проще, а уж если сделать это красиво… “ак по€вились тверска€ и крестецка€ строчки.

 

–азным техникам и приЄмам такого кружева присваивали весЄлые и красивые названи€: «вологодское стекло», «мыльный пузырь», «паучок», «тарлата», «рассыпной гипюр», «голубиный глаз». Ќа ”краине и в Ѕелоруссии особенно любили сочетание гипюра с вышивкой белой гладью, вещица получалась скромной, нежной. Ќаши дни похожее искусство чаще всего можно встретить под норвежским названием «хардангер», у рукодельниц оно пользуетс€ особым успехом.

‘иле птицы с розами

”голки!… “е самые белые зубчатые кружева бабушкиных подзоров и полотенец. –одные, простые, доступные каждому, кто умеет в€зать крючком. Ўтучку-два зубчика за вечер точно можно успеть. Ѕыстро расходуетс€ катушечна€ швейна€ нитка, вырастают из €чеек городки, рису€ звЄзды, розы, птиц. ¬€заное кружево совсем непохоже на плетЄное или игольное, оно значительно проще по выполнению: пустые клеточки, образованные «столбиками» чередуютс€ с заполненными, вот и весь секрет.

 

¬ любом краеведческом музее можно встретить его, в хорошем состо€нии, на вышитых крестиком полотенцах, потому что самый пик попул€рности такого кружева пришЄлс€ на начало XX века. ¬о ‘ранции это в€зание называли filet, «сетка», и сегодн€ большинство в€зальщиц знакомы с этим словом. —трогий учЄт каждой петли не смущал кресть€нок, привычных к сложной счЄтной вышивке. ѕосле того, как полотенце или подзор уже полностью готовы, то кружевна€ отделка кажетс€ развлечением, последним при€тным штрихом.

 онечно, это не всЄ. ѕочти в каждой русской деревне склонны слегка мен€ть технологии и присваивать себе те или иные виды кружев, так же как и по€сов, ткачества, вышивки. Ёто говорит о том, что не каждое заимствование порочно. ¬идимо, была в нашей культуре незаполненна€ ниша, хотелось божественной лЄгкости, прозрачности и простоты среди суровь€ зим, т€гот войн и мотыжной рутины кресть€нских дней. Ќе дл€ роскоши существовало это кружево, но дл€ тех, кто отдыхал, любу€сь.

Ѕерана ѕустельга

 

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку