-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи отношени€ ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20306
 омментариев: 34438
Ќаписано: 56978



”мирающие шедевры ценинников

ѕ€тница, 15 Ќо€бр€ 2013 г. 12:54 + в цитатник

”мирающие шедевры ценинников

«¬а€телю удивлюсь € не столько тогда, когда он делает прекрасную статую из золота, столько тогда, когда он из распадающейс€ глины, силою искусства, сможет образовать удивительную и невообразимую красоту художественного произведени€…».  »оанн «латоуст

“акой чарующей силой и обладает изразец – преображающий и повествующий.  огда-то ћоскву называли «изразцовой». XVII век считалс€ временем расцвета архитектурной керамики. ѕравда, до нашего времени дошли лишь отдельные пам€тники и скупые воспоминани€ о прошлом величии.

40734

Ѕольшинство сооружений того времени снесены. ћногие исчезли, не оставив после себ€ чертежей или даже описани€.
√ород начал тер€ть свои архитектурные декорации еще в XIX веке. ѕожары, обветшание, дальнейша€ перестройка, в результате которой здани€ подновл€лись и подвергались значительным изменени€м. »зразцы либо утрачивались, либо исчезали под толстым слоем штукатурки.

ћасштабов бедстви€ ситуаци€ достигла в 20-30-х годах прошлого века. ¬ считанные часы сносились целые здани€. ѕорой изразцовое убранство удавалось сохранить. Ќо спешка привела к потере всех документов. ќписать пам€тники пытались по воспоминани€м современников.

 ак неизбежность – путаница и проблема подлинности изразцов. ¬едь зачастую сохран€етс€ не подлинный архитектурный декор, а поздн€€ реставрационна€ копи€. ѕричем, степень тщательности была относительной. “ак, например, на церкв€х “еремного дворца ћосковского  ремл€ нет ни одной подлинной детали.

nov13_bylostalopng

ќднако есть и удачные примеры. “ак, реставраци€ собора ѕокрова на –ву, известного как храм ¬асили€ Ѕлаженного, демонстрирует пример бережного отношени€ к изразцовому убранству. –аботами руководило ћосковское археологическое общество. »зразцы, обнаруженные под ветхим железным покрытием, решено было «восстановить…в древнем виде».

e5d63c0c1823t

ѕодлинные образцы передали в »сторический музей. ј в гончарной мастерской —трогановского училища изготовили их копии. ѕричем, цвета новых изразцов обсуждались очень подробно. »зразцы с небольшими утратами подкрашивались масл€ными красками. ≈сли же потери были серьезными, старые экземпл€ры замен€лись новыми – на цементном растворе. ѕри этом четко контролировались повторение размеров, рисунка и цветов образцов XVI столети€.

”дивительным примером сохранени€ подлинных изразцов может служить храм ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы в √ончарах. ¬первые изразцы располагались не только в тимпанах кокошников и на шатрах, но и во фризе. “олько увидеть и рассмотреть их может лишь «ищущий». »з-за окружающей застройки изразцы всегда наход€тс€ в тени.

677224_original

ѕо€вление редкого дл€ того времени убора на приходской церкви не случайно. ѕрихожанами церкви в районе √ончарной слободы были «ценинники», сделавшие вклады в строительство церкви своими издели€ми.
Ќо кто же такой ценинник? —огласно документам XVII века, все изразцы делились на два вида – «муравленые» (почти все зеленые) — одноцветные и «ценинные» многоцветные.  то-то считает, что «ценина» — это изделие, покрытое синей поливой, другие св€зывают слово с чем-то дорогим и ценным. »менно этой версии придерживалс€ ¬ладимир ƒаль. ќн считал, что «ценинный есть синоним слова ценный, цененный, которым первоначально наши предки, избега€ чужестранных слов фарфор, фа€нс, называли вообще вс€кую хорошую каменную посуду, привозную из-за рубежа…». ≈сть еще мнение, что «ценинный» происходит от немецкого Zinn или польского zing – олово, вход€щее в состав многоцветных эмалей. ”ченые спор€т до сих пор.

“очно известно лишь одно. —екрет цветных эмалей пришел на русскую землю вместе с польско-литовскими ремесленниками, осевшими к концу 17 века в ћоскве. ѕоследние не только перенесли свои традиции, но и обучили наших ремесленников.

ј обучать было чему. ћастер по керамике был художником и технологом в одном лице. ќбжиг изделий происходил в дров€ных горнах. ∆ерло нагревали до 1000 градусов. » поддерживали такую температуру в течение нескольких часов, наблюда€ за силой пламени. “ермометр замен€л глаз мастера, точно определ€вший степень готовности. Ќедожег или пережог издели€ считалс€ браком. ƒаже, по мнению современных специалистов, это была сложнейша€ работа, требующа€ навыков и умени€.

IMG_0054

 

—ами «ценинных дел мастера», видимо, так не считали. ќ них известно немного. ќни не оставл€ли на издели€х каких-либо автографов. Ћишь в документах на заказ изразцов дл€ церкви сохранились отдельные имена. «аказов было много. ¬о второй половине XVII века в ћоскве уже складываетс€ производство в почти индустриальном масштабе — с традицией ученичества, передачи «дела» по наследству и поставками за пределы города. ћен€ютс€ и пути украшени€ фасадов керамикой. ѕостройку украшают не отдельные изразцы, а целые изразцовые «строчки».  ак в церкви ∆ивоначальной “роицы в Ќикитниках.

IMG_9562

«–оссыпь» керамического декора идет по всей высоте размещени€. ѕричем, как и в храме в √ончарах, в убранстве использовались не муравленые, а многоцветные образцы. „то не случайно. ÷ерковь в Ќикитниках была построена уже не на деньги прихожан, а на средства богатейшего купца √ригори€ Ќикитникова во дворе его же усадьбы в 1631-1635 годах.
¬ насто€щее врем€ от роскошных каменных палат ничего не осталось.

0_6c3f4_b0dab6ff_XLррр

¬ыживша€ церковь с уникальными роспис€ми —имона ”шакова (на 50 процентов уничтоженными) застроена современными офисными здани€ми. » скрыта€ за ними, недоступна взору прохожих. ” церкви можно заметить лишь местных работников и случайно забредших сюда любителей истории. » только в наших руках – сохранение московского изразца – своеобразной «карты» –усского государства.

јнастаси€ Ќекрасова

 

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку