-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш демотиваторы деньги дети досуг еда женщины животные жизнь забавно загадки здоровье знаменитости игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота кулинари€ кухн€ лайфхаки люди масленица мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно новый год обман обычаи овощи отношени€ ошибки пасха поздравлени€ позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ рекомендации религи€ ретро рецепт рецепты русские русь сладости слоты смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 19713
 омментариев: 34415
Ќаписано: 56286


»нтересные факты из жизни Ћомоносова

¬торник, 19 Ќо€бр€ 2013 г. 11:34 + в цитатник

«агадки из жизни Ћомоносова

19 но€бр€ 1711 года родилс€ ћихаил ¬асильевич Ћомоносов. ¬се мы знаем про «рыбный обоз» и гени€-самоучку, про поэта и химика, математика и физика. Ћомоносов посв€тил жизнь тому, чтобы давать ответы, но он же оставил нам множество вопросов.

«¬еликий помор»

Ѕиографом, впервые сделавшим Ћомоносова «помором», был русский историк ¬ладимир Ћаманский. ѕоследующие поколени€ историков старательно «пересказывали» это и другие его положени€. Ќи в одной из биографий, написанных до труда Ћаманского 1863 года, ни ученый, ни его родственники не именуютс€ «поморами»: ни в предисловии к «ќде на смерть Ћомоносова», написанной боготворившим ученого графом Ўуваловым, ни в статье просветител€ и книгоиздател€ Ќикола€ Ќовикова, ни в записанных ћихаилом ћуравьевым рассказах земл€ков. Ќе сохранилось и исторических документов, в которых бы сам Ћомоносов называл себ€ «помором». Ќа допросе в синодальном правлении в сент€бре 1734 года Ћомоносов сообщает следующее о своем происхождении: «–ождением-де он, ћихайло јрхангелогородской губернии ƒвинского уезда дворцовой  уростровской деревни кресть€нина ¬асили€ ƒорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретаетс€ с прочими кресть€ны и положен в подушный оклад». ќтсутствие Ћомоносова-«помора» при жизни ученого и в его посмертных биографи€х может объ€сн€тьс€ тем, что поморами в те времена называли жителей совсем других районов Ѕелого мор€ – западного Ѕеломорь€. ∆ители же восточного Ѕеломорь€ до XIX века не именовали и не определ€ли себ€ «поморами».

 
”дивительный край

Ѕиографи€ Ћаманского подарила «истину» о –усском —евере как о крае с особенным укладом жизни. — одной стороны, с этим трудно спорить, действительно, край – удивительный. — другой стороны, «особенность» –усского —евера определ€лась «замечательными услови€ми», которые оказались не так уж и щедры на гениев. –аспространенное и часто цитируемое сегодн€ высказывание √еорги€ ѕлеханова о том, что архангельский мужик стал велик и разумен не только по воле божьей и по своей собственной, но и потому, что он был «мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника», вызывает сомнение. ќтсутствие крепостного права на –усском —евере мало согласуетс€ с известным фактом из биографии Ћомоносова: дл€ «бегства» в ћоскву, будущий ученый выправил паспорт, а когда срок действи€ документа истек, числилс€ беглым. ≈сли же определ€ть крепостное право как универсальный и повсеместный государственный режим, ограничивающий передвижение населени€ в цел€х исправного сбора налогов, то крепостное право на –усском —евере все-таки было.

 
ѕришелец или царский сын?

√ипотеза о том, что истинным отцом ученого был ѕетр ¬еликий, по€вилась еще при жизни Ћомоносова.  ому-то хочетс€ в нее верить и сегодн€: ну не мог сын кресть€нина поступить в —лав€но-греко-латинскую академию, где учились сыновь€ двор€н и св€щенников, не мог сделать «такую карьеру» и получить двор€нский титул без вли€тельного покровител€. ƒл€ подтверждени€ царской крови «прит€гиваютс€» факты: ѕетр ѕервый был на —евере и в качестве простого плотника работал на Ѕаженовской верфи, котора€ находилась поблизости от  уроострова. ѕравда, больша€ часть исследователей безоговорочно отметают св€зь этих фактов: за дев€ть мес€цев до по€влени€ Ћомоносова на свет ѕетр находилс€ очень далеко от северных границ империи, так что просто физически не мог способствовать рождению «сына». ƒругим доводом становитс€ «буйный» нрав ученого, поведение которого часто сравнивают с выходками «отца». ƒействительно, Ћомоносов не стремилс€ «сглаживать углы» или подбирать эвфемизмы, говорил то, что думал, доказыва€ свои умозаключени€ на практике.  онечно, он был «сыном» великого «отца»: подобно родителю утол€л жажду знаний, работал по 24 часа в сутки, не бо€лс€ нарушать стереотипы, доказыва€, что «может собственных Ќьютонов –оссийска€ земл€ рождать».
Ѕезумна€ верси€ о внеземном происхождении Ћомоносова – €кобы, русский ученый был сыном пришельцев, — вр€д ли вообще достойна обсуждени€. ≈е муссируют те, кто не верит, что у «неграмотных» родителей мог по€витьс€ отпрыск, наделенный столь выдающимс€ умом. »стори€ же неопровержимо доказывает, что подобный случай не единичен: родители Ќьютона, ‘ейнмана, Ћандау, ‘араде€, и многих других не блистали особенными талантами.

 
∆енщины

—реди женщин Ћомоносова перво-наперво следует вспомнить его мать – ≈лену »вановну, практически в одиночку воспитавшую сына из-за частого отсутстви€ мужа. ¬ отличие от супруга, ≈лена »вановна была грамотной, однако она не успела обучить сына: Ћомоносов потер€л мать в дев€тилетнем возрасте. «атем были две мачехи. ѕерва€ женщина умерла вскоре после замужества, втора€ сыграла более заметную роль в судьбе ученого. ≈е открыта€ нелюбовь к пасынку, посто€нное желание «произвести гнев в отце» за то, что мальчик сидит «по-пустому с книгами» подтолкнули Ћомоносова к решительным действи€м. Ќевозможно не вспомнить и об императрице ≈катерине II, котора€ «закрывала глаза» на многие «шалости» гени€.

 
≈лизавета ÷ильх

√лавной  женщиной в жизни Ћомоносова, несомненно, была его жена – дочь немецкого пивовара, с которой он познакомилс€ во врем€ учебы в ћарбургском университете.   моменту, когда 19-летн€€ ≈лизавета ÷ильх родила дочь, Ћомоносова уже не было в стране. ќн просил супругу дожидатьс€ вызова в –оссию, но через два года «ни жена, ни вдова» разыскала мужа через посольство и вскоре приехала в –оссию. Ќовость о том, что Ћомоносов – глава семейства, наделала много шума: все вокруг считали его холост€ком. ћнение, что Ћомоносов пыталс€ «улизнуть от ответственности», легко поколебать. ¬о-первых, русский студент был об€зан получить «благословение» на свадьбу с немкой у јкадемии наук. “акого разрешени€ у Ћомоносова не было, отсюда и его молчание. ¬о-вторых, вс€ дальнейша€ супружеска€ жизнь Ћомоносова доказывает если не любовь, то чрезмерное уважение к супруге. 20-летний брак протекал, по собственному определению Ћомоносова, «в единодушии». ¬се домыслы о распутстве ученого не только несосто€тельны, но и оскорбительны. »звестно, что скончалс€ Ћомоносов на руках жены и дочери. ≈лизавета јндреевна пережила мужа всего на полтора года.

 
—арматска€ теори€

Ћомоносов €ростно противосто€л сторонникам норманнской теории. ¬ «ƒревней –оссийской истории» он изложит собственный взгл€д на скифо-сарматскую теорию этногенеза слав€н. ѕо его мнению, этногенез русских произошел в результате смешени€ слав€н и племени «чуди» (термин Ћомоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он называет междуречье ¬ислы и ќдера. —торонники сарматской теории полагаютс€ на античные источники, то же делает и Ћомоносов. ќн сравнивает российскую историю с историей –имской »мперии и античные веровани€ с €зыческими веровани€ми восточных слав€н, обнаружива€ большое количество совпадений. яра€ борьба с приверженцами норманнской теории вполне объ€снима: народ-плем€ русь, по мнению Ћомоносова, не могло произойти из —кандинавии под вли€нием экспансии викингов-норманнов. ¬ первую очередь, Ћомоносов выступал против тезиса об отсталости слав€н и их неспособности самосто€тельно образовать государство.

 
јлхими€ и загадочные свитки

»звестно, что после возвращени€ на родину в 1741 году Ћомоносов приступил к экспериментальным исследовани€м в области химии. ћатериалов, которые бы характеризовали научную де€тельность ученого в 40-е годы, сохранилось очень мало – и это отчасти позволило родитьс€ гипотезе о том, что Ћомоносов был страстным «поклонником» алхимии. ≈сли вспомнить небольшое стихотворение —умарокова, в котором он намекает на зан€ти€ ученого алхимией — Ћомоносов добывает золото из молока – гипотеза обретает иллюзорное подтверждение. ƒопустим, что Ћомоносов был знаком с алхимией, но эти знани€ были необходимы ему дл€ того, чтобы заниматьс€ главным делом жизни – химией, и в итоге не только опровергнуть наследие алхимии и €трохимии, но и сформировать новую фундаментальную науку – физическую химию.
”влеченность Ћомоносова алхимией пытаютс€ доказать и увлекательной историей, в основе которой лежит гипотеза о том, что вс€ жизнь ученого была направлена на расшифровку свитков с текстами мудрецов √ипербореи, которые его отец получил от колдунов-шаманов. якобы, письмена походили на записи средневековых алхимиков, а в загадочных текстах сам Ћомоносов «угадывал» химические формулы.  огда Ћомоносов показал свитки ’ристиану ¬ольфу, профессору из ћарбургского университета, тот развел руками: увиденное напомнило ему рецепт философского камн€. ѕрофессор сказал: «ќставьте это, друг мой. Ётот труд вам не по силам». Ќо разве мог Ћомоносов прекратить поиск! ѕоисками философского камн€ любители беллетристики объ€сн€ют открытие ученым твердой ртути и прочие исследовани€. Ќезадолго до смерти Ћомоносов, €кобы, сжег и свои записи, и сами свитки. „то ж, эта истори€, пожалуй, может заслуживать внимани€, но только в том случае, если воспринимать ее как великолепную метафору.

‘аина Ўатрова

ћетки:  


ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку