-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 57171


–усска€ религиозна€ эмиграци€

ѕонедельник, 20 январ€ 2014 г. 11:23 + в цитатник

–усска€ религиозна€ эмиграци€

20 €нвар€ 1899 года из –оссии в  анаду прибыли первые эмигранты-духоборы. »х эмиграци€ была вынужденной: по законам –оссийской империи их религи€ считалась «преступлением против веры». 

«аконы

¬ царской –оссии религиозна€ жизнь была тесно сопр€жена со светским законодательством. ¬ «”ложение о наказани€х уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлени€м против веры» была посв€щена цела€ глава, содержавша€ 32 статьи. “ак, распространение нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепост€х на срок от восьми до дес€ти лет. ѕоследовател€м русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно 207-ой статье полагалась ссылка. ќсновным же посылом к религиозной эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.

 
—тарообр€дцы

Ёмиграци€ русских старообр€дцев за границу началась вскоре после —обора 1667 года и особенно усилилась в правление царевны —офьи и при патриархе »оакиме. ѕервоначальными регионами их расселени€ стали земли –ечи ѕосполитой, земли балканских владений ќсманской империи (кн€жества ¬алахи€ и ћолдова) — ƒобруджа и Ѕуковина, где они пользовались полной свободой вероисповедани€. —тарообр€дцы-эмигранты не жили обособленно, русские общины за рубежом были прочно св€заны с московскими центрами, шел посто€нный интеллектуальный и финансовый обмен.
— конца 1880-х годов русские старообр€дцы начали пересел€тьс€ в —Ўј. ќдними из первых в Ќовый —вет отправились поморские старообр€дцы из —увалок (ѕольша) и сельских районов вокруг ћинска. ѕервое упоминание о переселении поморских старообр€дцев (беспоповцев) в ѕенсильванию относитс€ к 1888 году. —таробр€дцы работали на шахтах на юго-западе ѕенсильвании, а затем переселились в Ёри.  роме того, общины были в  Ќью-ƒжерси,  алифорнии и ћичигане.

 
ƒухоборы

ƒухоборство отрицает вс€кую христианскую обр€довость, богослужение в общине совершаетс€ в комнате, пост считаетс€ воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считаетс€ таинством. “акже духоборы отказываютс€ от военной службы и прис€ги вообще. ¬о врем€ правлени€ јлександра I к духоборам было положительное отношение, по этой причине этот царь пользуетс€ у духоборов особым почтением. –асположение властей духоборы потер€ли при Ќиколае I. ¬ 1841 началась высылка духоборов в √рузию и јзербайджан. ћежду 1841—1845 было переселено около 5000 духоборов. ѕосле введени€ в 1887 году на  авказе всеобщей воинской повинности по местам расселени€ духоборов прокатились волнени€. ¬ 1895 году несколько тыс€ч духоборов за€вили власт€м о своЄм полном отказе от военной службы. ¬ ночь с 28 на 29 июн€ они снесли в кучу все имевшеес€ у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. “огда духоборы стали подвергатьс€ гонени€м со стороны властей и было прин€то решение о эмиграции.
ѕомощь духоборам оказали Ћев “олстой, его друг ¬ладимир „ертков и ѕетр  ропоткин.  „тобы использовать гонорар дл€ финансировани€ переселени€, Ћев “олстой специально закончил ранее отложенный роман «¬оскресени廬 1898—1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в  анаду, в неосвоенные районы провинции —аскачеван. —тарейшины общины духоборов пророчествовали: « ≈сли царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потер€ет свой престол, потому что Ѕог уйдет с духоборцами».

 
ћеннониты

≈щЄ одной общиной, чьи члены были вынуждены эмигрировать из –оссийской империи в конце XIX века стали меннониты. ћеннониты, основу которых составл€ли немцы и голландцы, пересел€лись в –оссию ещЄ со времен ≈катерины II. ќна обещала переселенцам свободу вероисповедани€ и свободу от гражданской и военной службы.  огда в 1874 году все колонисты в –оссии были признаны подлежащими воинской повинности, это было восприн€то меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждени€ми, и значительна€ их часть решила выселитьс€ из –оссии. »з одной “аврической губернии переселилось в јмерику до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из ≈катеринославской. ћеннониты 0 поселились компактными общинами в штатах ќклахома,  анзас, —еверна€ и ёжна€ ƒакота. ќсновным их зан€тием, как и в –оссии, стало земледелие. ћеннониты не забыли о –оссии: в 1919 году, в период √ражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимс€ — денежные пожертвовани€ и вещи на 75 тыс€ч долларов.

 
ћолокане

ѕоказательной в плане религиозного эмиграционного процесса может считатьс€ эмиграци€ из –оссии общины молокан. »х преследование началось в середине XIX века. “огда они были высланы из “амбовской, —аратовской и ¬оронежской губерний на  авказ, на границу с “урцией и ѕерсией. ¬ 1879 году в –оссийской империи была объ€влена всеобща€ воинска€ повинность, которую молокане, по религиозным принципам, не могли нести. “огда у них и возникла мыль об эмиграции. ¬  анаду и —Ўј от общины были отправлен «ходоки». ќни принесли о жизни за границей достаточно противоречивую информацию, но в 1902 году община молокан на  авказе большинством голосов все же прин€ла решение пересел€тьс€ в —Ўј. ќсновным фактором стало отсутствие всеобщей воинской повинности и свобода религии в —Ўј. –оссийска€ власть про€вила к молоканам относительную ло€льность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. »м пришлось нелегально переходить границу с “урцией и ѕерсией.
—ерьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Ћев “олстой, ћаксим √орький. 75% расходов на переселение молокан они вз€ли на себ€. Ѕольша€ часть молокан осела на западном побережье —Ўј, в  алифорнии. »споведу€ принцип «не убий» и счита€ себ€ «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали прин€ти€ американского гражданства.

 
ѕ€тидес€тники

¬ разгар хрущевской антирелигиозной компании в 1961 году, за создание группы, де€тельность которой «сопр€жена с причинением вреда здоровью граждан», был осужден житель „ерногорска √ригорий ¬ащенко и еще несколько п€тидес€тников.¬ окт€бре 1962 двоюродный брат осужденного, ѕетр, вместе с женой јвгустиной и двум€ детьми попытались пробитьс€ в ѕосольство —Ўј с прошением о политическом убежище, но они были задержаны милицией и отправлены назад в „ерногорск.— окт€бр€ 1962 по май 1968 года п€тидес€тники в разном составе предприн€ли еще несколько попыток эмигрировать. Ќаконец, 20 апрел€ 1978 года ѕЄтр ¬ащенко с женой получили приглашение в —Ўј от пресвитерианского пастора из јлабамы. ¬ июне 1978 семеро п€тидес€тников вновь ринулись в ѕосольство. —емь€ ¬ащенко встретилась с послом “уном, американскими сенаторами и конгрессменами. ¬осемьдес€т членов ѕалаты представителей  онгресса —Ўј направили письмо Ћеониду Ѕрежневу с просьбой разрешить выезд п€тидес€тникам. ¬ апреле 1983 года Ћидии разрешили эмигрировать в »зраиль. ќттуда она прислала вызов оставшимс€ членам семьи, и в 1985 году «сибирска€ семерка» поселилась в штате ¬ашингтон. Ќа исполнение мечты у ¬ащенко ушло более двадцати лет.

 
¬озвращение

–еволюци€ и свержение монархии стали причиной такого €влени€ как религиозна€ реэмиграци€. ¬ «новую –оссию» стали возвращатьс€ те, кто вынужден был покинуть страну. ѕроцесс этот был в рамках страны не таким массовым, как эмиграци€, но в этом случае важно не количество, а качество: многие из вернувшихс€ имели хорошую богословскую подготовку и ехали в –оссию дл€ того, чтобы проповедовать. —удьба многих из них сложилась трагически: религиозные культы плохо совмещались с генеральной линией партии.
¬ этом отношении показательна судьба п€тидес€тника »вана ¬оронаева. ќн эмигрировал из –оссии в 1912 году. ¬ јмерике закончил библейский колледж в Ѕеркли. ”же будучи баптистом, в Ќью-…орке ¬оронаев познакомилс€ с п€тидес€тниками и прин€л крещение —в€тым духом. „ерез два года, в 1921 году, ¬оронаев вернулс€ в –оссию, поселилс€ в ќдессе и основал там церковь п€тидес€тников. ”же через несколько лет в ней были дес€тки верующих.
¬ 1930 году ¬оронаев и его единомышленники были сосланы в лагер€. ѕотом была ссылка в  алужскую область и повторный арест. ”мер ¬оронаев в лагере. ѕо одной из версий,  конвоиры спустили на него сторожевых собак, когда он от усталости задерживал колонну заключенных, возвращавшихс€ с работ.  Ѕюст ». ≈. ¬оронаева высечен на пам€тнике «√еро€м веры» в ќдессе.

 

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку