-ћетки

азарт алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты рождество росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20465
 омментариев: 34436
Ќаписано: 57139


–усский меч

—реда, 12 ‘еврал€ 2014 г. 22:37 + в цитатник

–усский меч

ѕопул€ризаци€ €понского холодного оружи€ (в частности мечей) в последнее врем€ прин€ла просто таки колоссальные масштабы. Ќичего не хочу сказать плохого в адрес традиций €понского оружейного ремесла, но мен€ вводит в недоумение то, что традиции русских мастеров остаютс€ за бортом…

–ассмотрим вкратце историю металлов.

Ѕулат

–одиной булата €вл€етс€ »нди€. » по€вилс€ он, очевидно, не позднее, чем два с половиной тыс€челети€ назад. Ќа это указывает тот факт, что еще јристотель в своих работах упоминает металл с характерным рисунком и поразительными качествами. »ндийские умельцы называли эту сталь (а булат это не что иное, как сталь) вутц.

pchak-uzor

Ќазвание «булат» по€вилось не в »ндии, а в других странах. ѕо мнению академика √рузинской ——– √. ј. ћеликишвили, термин «булат» произошел от названи€ древней страны ѕулуади, котора€ дес€ть веков до нашей эры располагалась на территории современных стран: “урции, јрмении, √рузии и »рана и была одним из центром производства стали (еще не булатной).

јлександру ћакедонскому в его походе на »ндию помогли его талант полководца и, наверное, греческие боги, потому что качество оружи€ македонцев не шло ни в какое сравнение с качеством оружи€ индусов. ћакедонцы с ужасом отмечали, что доспехи индусов не берет ни стрела, ни копье, и даже меч не оставл€ет на них следов, а в сражении на мечах, клинки македонцев либо ломались, либо позорно гнулись. “ак цивилизаци€ узнала о существовании вутца.

ярым поклонникам €понского холодного оружи€ скажу, что во времена јлександра ћакедонского в японии не существовало школ и традиций производства собственных мечей. ¬плоть до четвертого века холодное оружие ввозилось в японию из  ита€ и ценилось намного больше того, что делалось местными мастерами. ћало того, мечи, которые изготовл€ли €понские оружейники, делались оп€ть же из привезенного металла и по формам и размерам повтор€ли китайские («–ыцари страны восход€щего солнца» ј. ё. —иницын стр. 283).

»так, что же такое булат?

Ёто лита€ сталь, то есть цельный кусок металла, изготовленный по особой технологии. —екретов в этой технологии огромное количество, но они вовсе не мистические. —екреты в чистоте железа (котора€ в те времена была трудно достижима), в режимах и температурах плавлени€ и охлаждени€ метала, насыщении железа углеродом и непосредственно ковки.

≈сли все детали технологии соблюдались четко, то металл приобретал характерный рисунок и поразительные качества.  линок из такой стали затачивалс€ до остроты бритвы, одинаково хорошо резал легкую ткань и дерево, рубил металл, не поврежда€ заточенную кромку, и его можно было сильно изгибать, после чего клинок принимал первоначальную форму без остаточной деформации.

¬ подтверждение того факта, что древние индусы в совершенстве владели искусством металлургии, в ƒели и по сей день стоит железна€ колонна, котора€ весит шесть с половинной тонн, и возвышаетс€ на шесть метров. Ёта колонна насчитывает полторы тыс€чи лет и имеет чистоту железа 99,72%, что объ€сн€ет ее высокую антикоррозийную стойкость.

“ехнологи€ изготовлени€ именно этого булата была полностью утрачена в XVI веке (в основном из-за разрушительных войн “имура) и найдена снова в 1824 году отечественным горным инженером ѕ. ѕ. јносовым, который также €вл€лс€ начальников «латоустовских заводов (они работают и по сей день).

Ќа приведенной фотографии изображена часть клинка, изготовленного из булата

ј тут медальон из булатной стали

Ќа обоих изображени€х отчетливо видна структура булатной стали. Ќиже приведен персидский кинжал (предположительно XVIII–XIX века) изготовленный из булата

ј здесь представлен нож, изготовленный «латоустовскими мастерами уже в наше врем€ в лучших традици€х холодного оружи€

»ндийские ремесленники не делились своими секретами, но охотно продавали готовые заготовки вутца в “урцию, »ран, ѕерсию и пр. страны. ќдним из серьезных потребителей таких заготовок был ƒамаск — большой промышленный и торговый центр востока.

ƒамасска€ сталь

¬ ƒамаске оружейники тоже не сидели сложа руки. ќни много экспериментировали с индийским вутцом и другими металлами, и в конце концов создали технологии изготовлени€ слоенных клинков. —уть их была в следующем: полосы стали с разным содержанием углерода набирались в пакет, далее разогревались, и проковывались.

“ака€ технологи€ называетс€ кузнечна€ сварка. ѕри этом пограничные слои отдельных полос диффузируют друг в друга, образу€ неразрывное соединение. ѕолученную полосу складывали пополам, разогревали и снова проковывали. » так до тех пор, пока в количество слоев в заготовке не достигало несколько сотен. ѕолученный клинок также имел характерный узор, свойственный булату, хот€ и был приготовлен по другой технологии.

ѕричем, если на рисунок булата мастер почти не мог вли€ть, то при изготовлении слоенной стали, мастера могли добиватьс€ определенного узора, варьиру€ направлени€ складываемых перед сваркой полос. ѕоэтому рисунок дамасской стали всегда чередуетс€.

Ќиже приведена фотографи€ трех ножей €рославского мастера »льи  уликова с его официального сайта (http://www.damask.nm.ru/g1_20.html). Ќа этой фотографии вы можете видеть три совершенно разных узора дамасской стали.

ј здесь охотничий кинжал из дамасской стали, в исполнении “ульских мастеров

“акже дамасские мастера первыми обратили внимание, что металл, выдержанный долгое врем€ в земле, после очищени€ от ржавчины демонстрирует гораздо лучшие качества. ќни первыми стали закапывать на долгое врем€ заготовки, перед непосредственным применением. —уть этого процесса в том, что ржавчина первым делом «съедает» участки, в которых больше всего содержитс€ не металлических примесей (фосфор, сера).

ƒамасские оружейники успешно продавали свое оружие во многие страны. –им был одним из основных и посто€нных покупателей. ¬озможно, благодар€ римл€нам технологи€ «слоенного пирога» дошла до стран нынешней ≈вропы.  ак бы там ни было, но к IX-X векам все серьезные европейские оружейные мастерские изготовл€ли мечи по технологии дамасской стали.

ƒошли ли эти технологии до японии, или €понские мастера открыли их самосто€тельно, не известно. ¬ любом случае, традиции €понского холодного оружи€ следует рассматривать самосто€тельно. ј мы вернемс€ к нашим непосредственным предкам.

ƒружинник

≈сли европейский средневековый рыцарь суть профессиональный солдат, то таким аналогом на –уси IX-XI веков был дружинник. ѕеший, или конный, это был серьезный воин. ¬ боевом снар€жении дружинник был облачен в кольчугу, имел лук и стрелы, боевой топор, щит и меч. Ќа двух рисунках, приведенных ниже, прекрасно видны все нюансы экипировки дружинников.

 ольчуга заслуживает отдельного внимани€. я приведу два абзаца из книги Ѕ.ј.  олчина "“ехника обработки металла в древней –уси".

 ольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружи€. ¬ древней –уси, она по€вилась на 200 лет раньше, чем в «ападной ≈вропе. ≈ще в XII в. во ‘ранции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом который ввозили из –оссии. ¬ героической французской поэме "–ено де ћонтобан" упоминаетс€ "кольчуга, сделанна€ в –оссии".

ќбычна€ кольчуга на средний рост состо€ла примерно из 18-20 тыс. колец. ¬ технологии производства древнерусских кольчуг поражает миниатюрность, тонкость и огромна€ трудоемкость кузнечных работ, например, операци€ склепывани€ кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм, производивша€с€ не с отдельно лежащим кольцом, а уже с кольцом, вплетенным в кольчугу. —клепать нужно было около 10 тыс. колец.

»з этого следует очевидный вывод — кузнечное дело на древней –уси было развито достаточно сильно. Ќо то кольчуга, а что же меч?

–усский меч

„тобы не пересказывать уже написанное профессионалами своего дела, снова приведу отрывок из книги Ѕ.ј.  олчина "“ехника обработки металла в древней –уси".

–усские летописи и другие письменные источники пестр€т упоминани€ми о мече. Ќе менее широко представлены мечи и в археологическом материале. ќсновна€ масса мечей, как и другого вооружени€, дошла до нас от ’ в. ѕогребени€ воинов-дружинников »гор€, —в€тослава и ¬ладимира —в€тославовича сопровождались богатым набором оружи€ и разного военного снар€жени€.
     ќбычна€ ƒлина меча ’ в. была около 80-90 CM, ширина клинка равн€лась 5-6 см, толщина 4 мм. ¬доль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие дл€ облегчени€ веса клинка. Ќавершие, руко€ть и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.

“ехнологи€ производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпл€ров мечей. ѕ€ть мечей происход€т из √нездовских курганов, четыре меча из ћихайловских курганов, два меча из ѕриладожских курганов и один меч из ¬щижа (ƒревнерусский город на реке ƒесне в Ѕр€нской области). Ќа основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовлени€.

ќснова клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа.  огда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. ƒовольно широко примен€лась и узорчата€ сварка. ¬ этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. ѕоследние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу.   предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы - будущие лезви€.

ѕосле сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. ќтковав клинок заданного размера, выт€гивали черенок руко€тки. —ледующей механической операцией было выстругивание долов. «атем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. ѕосле этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчата€ сварка, его травили.  узнец же делал и основу перекресть€ и наверши€ руко€тки. »ногда наваренные стальные лезви€ подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.

ѕримен€лась также цементаци€ поверхности цельножелезного меча. ѕодобна€ технологи€ была у меча из ћихайловских курганов.

ѕеред нами сама€ типична€ древнерусска€ технологи€ изготовлени€ качественного издели€ - сварка м€гкой в€зкой основы со стальным лезвием и последующа€ термическа€ обработка всего клинка.

ќчень интересные сведени€ о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийс€ хорезмийский ученый јл-Ѕируни. "–усы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. јл-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломаетс€ при ударе.  огда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом), то изобрели дл€ долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). » стали получатьс€ у них на сварных плетени€х при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. јл-фаранд же (рисунок) не получаетс€ соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен"...

Ётот текст интересен с двух сторон. ¬о-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучени€ лишь 12 мечей. “ехнологи€ наварки стальных ("из шапуркана") лезвий на железную ("из нормохана") основу клинка €вл€етс€ общерусской. ¬о-вторых, јл-Ѕируни говорит € о ревосходстве техники изготовлени€ узора на клинках мечей у русских оружейников.

ѕри соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивл€ло Ѕируни. Ѕулатный же рисунок, как известно из опытов ѕ. ѕ. јносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получаетс€ свой рисунок структурной неоднородности.

»так, древнерусские кузнецы, ковавшие дл€ своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. ¬ искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовл€вших мечи из булатной стали.

ƒобротные мечи с "удивительными и редкостными" узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в ¬изантии, —редней јзии и других странах. јрабский писатель »бн-’ордадбех в середине IX в. писал: "что же касаетс€ купцов русских - они же суть плем€ из слав€н - то они вывоз€т меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов —лавонии к –умейскому (“ак арабы в средние века называли „ерное море) морю".

»так, мы видим, что технологии производства мечей русскими оружейниками перекликаютс€ с технологией дамасской стали (кузнечна€ сварка прутьев стали с различным содержанием углерода, использование нескольких пластин, булатный рисунок), но все же сильно отличаютс€ от нее. “акже мы видим, что качество этих мечей ничем не уступало, а иногда и превышало качество зарубежных аналогов.

¬ св€зи с оружейным делом X века истори€ донесла нам им€ Ћюдоты  овал€. ћало что известно о жизни этого легендарного оружейника, кроме того, что он ковал великолепные мечи, за которыми знатные воины выстраивались в очередь. ƒо нас дошли несколько экземпл€ров, на которых сохранились его клеймо.

ё. Ќикитин в своем романе « н€зь ¬ладимир» подробно описал процесс изготовлени€ меча великим оружейником. –азумеетс€, это только художественное произведение, но процесс описан настолько детально и реалистично, что € рекомендую всем желающим с ним ознакомитьс€.

Ќайти изображени€ меча дружинника тыс€челетней давности в хорошем состо€нии мне не удалось, поэтому € привожу снимки современных аналогов. ћечи сделаны ныне живущим мастером, им€ которого € не смог вы€снить.

ќбратите внимание, что лезвие этих мечей скругленное, почти круглое. “акие мечи были чуть длиннее (105–110 см) и ими вооружались конные дружинники. ћечом такой формы удобнее наносить руб€щий удар, что дл€ конных воинов было важнее. ћечи же пеших дружинников должны были быть одинаково приспособлены и дл€ руб€щих ударов и дл€ колющих. ѕоэтому они были немного короче (90–95 см) и имели острый конец.

ћне не удалось найти качественных изображений такого меча ни современных, ни оригинальных, поэтому мой друг и соратник —ергей јгарев воспроизвел его изображение по моему эскизу. ¬от оно:

¬место заключени€

ѕосле XI-го века меч трансформируетс€ в палаш, потом в саблю, шпагу и, наконец, в шашку. Ќо традиции изготовлени€ высококачественного холодного оружи€ никуда не делись. ћастера “улы, —анкт-ѕетербурга, «латоусть€ и многих других отечественных мастерских и по сей день выпускают уникальные экземпл€ры холодного оружи€ практически всех времен.

«айдите на сайты этих умельцев, вы получите огромное удовольствие, просматрива€ их коллекции.

art-grani.ru/katalog/long
ostmetal.info/galery.php?section=6
grifon.com.ru/cat001.html
koval.spb.ru/

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку