-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55061

—емь дней —трастной недели

¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 10:54 + в цитатник

—емь дней —трастной недели

—трастна€ недел€, в народе —трашнј€, - недел€ наистрожайшего поста, недел€ поминовени€ страданий √осподних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение - ѕасха, подобно тому, как ночь озар€ют лучи восход€щего солнца, как лед€ные оковы зимы отступают перед весенним теплом.

 
 «—трашной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет»

 

¬стретив светлый праздник ¬хода √осподн€ в »ерусалим с осв€щенной вербой в руках, русский человек на следующий же день начинал готовитьс€ к встрече ѕасхи. “ак, на прот€жении всей недели, с самого понедельника, вс€ –усь крещена€ мылась-чистилась: приводили в пор€док избы, дворы, огороды, чтобы в чистоте и пор€дке величать день —ветлого ’ристова ¬оскресень€. «— ¬еликого понедельника до ¬еликого ƒн€ цела€ недел€, по горла бабам дела».

¬еликий вторник

¬ ¬еликий вторник, как и во все дни —трастной седмицы, ѕравославна€ церковь вспоминает событи€ последних дней жизни »исуса на земле, совершает торжественные и продолжительные богослужени€, в народной же традиции каждый день —трашно?й недели был отмечен особыми поверь€ми и обыча€ми, зачастую обусловленными хоз€йственными, бытовыми нуждами. “ак во вторник было положено делать "соченое молоко".  –ано утром, до рассвета сметали по закромам конопл€ное и льн€ное сем€, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой - "молоко" готово! Ётим зельем поили домашний скот, чтобы уберечь от болезней, поили оп€ть же до восхода солнца да при этом ни в коем случае не показыва€ "соченого молока" мужикам, иначе " никакого толку не будет от лечени€".

 
¬елика€ среда

¬ этот день »уда »скариот предал своего ”чител€ за 30 серебр€ников, в чем раска€лс€ после расп€ти€ и удавилс€. ј русскому кресть€нину все хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, вывести животных на двор да облить водой, но не просто водой, а талой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней  целебной «четверговой» солью. “ак отвращали вс€кую напасть от двора, оберегали «свое» от нечистого, неведомого «чужого», таившегос€ повсюду в —трашны?е дни, пока жизнь не восторжествовала над тьмою.

 
 

„истый четверг

 

«ѕриимите, €дите: сие есть “ело ћое», - сказал »исус, преломив хлеб во врем€ “айной вечери. «атем подал ученикам чашу с вином и молвил: «ѕейте из нее все. »бо сие есть  ровь ћо€ нового завета, за многих изливаема€ во оставление грехов». “ак —паситель принес себ€ в жертву, слова и действи€ его стали основой таинства евхаристии, причащени€, которое перед ѕасхой совершают в „истый четверг. ¬ народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обр€дов. ¬ этот день хоз€йки особенно рь€но мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытр€хивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь – нигде ни пылинки, ни соринки! ¬ „истый четверг – на то он и чистый -  топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение. „тобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хоз€йственные постройки, людей, скот. »згон€ли из дома тараканов и клопов. ќчерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углем или копотью от четверговой среды кресты на двер€х, окнах, заслонке печи, матице – все, чтобы уберечь от дурного вли€ни€. ¬ ¬еликий четверг пережигали в печи соль, котора€ по народному поверью сама по себе целебна, а «четвергова€» особенно. — этого дн€ начинали стр€пать пасхальное праздничное угощение: пекли куличи, делали творожную пасху, красили €йца, варили пиво, готовили м€сные €ства.

 
¬елика€ п€тница

ƒень расп€ти€ и крестных мук —пасител€, день строжайшего поста, день, когда вынос€т из алтар€ плащаницу, покрывало с изображением сн€того с креста »исуса, и кладут в центре храма. —в€щенник кадит плащаницу, произносит молитвы, затем ее украшают цветами, зажигают свечи, после чего прихожане подход€т «прощатьс€ со —пасителем», целуют образ ’риста. ¬ —трастную п€тницу русский человек не работал – грешно.

¬елика€ суббота

¬ ¬еликую субботу, предшествующую —ветлому ¬оскресению √осподню, кресть€не на –уси перед сумерками заклинали утренники-морозы, просили их не губить €ровые хлеба, лен и коноплю. ¬ этот день начинали св€тить пасхальные угощени€, пам€ту€ о пребывании »исуса ’риста во гробе.

 
—ветлое ’ристово ¬оскресенье

«’ристос воскресе! ¬оистину воскресе!», - слова ликовани€, очищени€, просветлени€, которыми мы приветствуем друг друга, поздравл€ем в ѕраздник праздников - в светлый день ѕасхи. ѕриступа€ к утренней осв€щенной пасхальной трапезе, разговл€€сь после самого долгого и строгого поста, русский кресть€нин, преисполненный неизъ€снимой радости, отождествл€л воскресение —пасител€ с возрождением природы. ћатушка-природа вместе с человеком торжествовала, праздновала великое евангельское событие - светлую победу над тьмою смерти. ѕовсеместно ходила слава-молва о "солнечных заигрышах": будто солнце красное, поднима€сь над землей, очищенной воскресением ’риста, радостно играет-пл€шет своими лучами. "—олнышко-ведрышко, выгл€ни в окошечко! —олнышко, покажись, красное, снар€дись!", - так детвора и молодежь встречала первые солнечные лучи, а за песней и пл€с, и хоровод, и еще хоровод. ’ороводами и веселыми гул€нь€ми славилась —ветла€ ѕасхальна€ недел€, приходивша€ на смену —трастной.

ёли€ ѕенегина

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



tana-tatana   обратитьс€ по имени Ѕлагодарю ¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 11:01 (ссылка)
»сходное сообщение angreal



—трастна€ недел€, в народе —трашнј€, - недел€ наистрожайшего поста, недел€ поминовени€ страданий √осподних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение - ѕасха, подобно тому, как ночь озар€ют лучи восход€щего солнца, как лед€ные оковы зимы отступают перед весенним теплом.




†Ђ—трашной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой мететї




¬стретив светлый праздник ¬хода √осподн€ в »ерусалим с осв€щенной вербой в руках, русский человек на следующий же день начинал готовитьс€ к встрече ѕасхи. “ак, на прот€жении всей недели, с самого понедельника, вс€ –усь крещена€ мылась-чистилась: приводили в пор€док избы, дворы, огороды, чтобы в чистоте и пор€дке величать день —ветлого ’ристова ¬оскресень€. Ђ— ¬еликого понедельника до ¬еликого ƒн€ цела€ недел€, по горла бабам делаї.




¬еликий вторник


¬ ¬еликий вторник, как и во все дни —трастной седмицы, ѕравославна€ церковь вспоминает событи€ последних дней жизни »исуса на земле, совершает торжественные и продолжительные богослужени€, в народной же традиции каждый день —трашно?й недели был отмечен особыми поверь€ми и обыча€ми, зачастую обусловленными хоз€йственными, бытовыми нуждами. “ак во вторник было положено делать "соченое молоко". †–ано утром, до рассвета сметали по закромам конопл€ное и льн€ное сем€, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой - "молоко" готово! Ётим зельем поили домашний скот, чтобы уберечь от болезней, поили оп€ть же до восхода солнца да при этом ни в коем случае не показыва€ "соченого молока" мужикам, иначе " никакого толку не будет от лечени€".




¬елика€ среда


¬ этот день »уда »скариот предал своего ”чител€ за 30 серебр€ников, в чем раска€лс€ после расп€ти€ и удавилс€. ј русскому кресть€нину все хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, вывести животных на двор да облить водой, но не просто водой, а талой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней† целебной Ђчетверговойї солью. “ак отвращали вс€кую напасть от двора, оберегали Ђсвоеї от нечистого, неведомого Ђчужогої, таившегос€ повсюду в —трашны?е дни, пока жизнь не восторжествовала над тьмою.









„истый четверг







Ђѕриимите, €дите: сие есть “ело ћоеї, - сказал »исус, преломив хлеб во врем€ “айной вечери. «атем подал ученикам чашу с вином и молвил: Ђѕейте из нее все. »бо сие есть  ровь ћо€ нового завета, за многих изливаема€ во оставление греховї. “ак —паситель принес себ€ в жертву, слова и действи€ его стали основой таинства евхаристии, причащени€, которое перед ѕасхой совершают в „истый четверг. ¬ народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обр€дов. ¬ этот день хоз€йки особенно рь€но мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытр€хивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь Ц нигде ни пылинки, ни соринки! ¬ „истый четверг Ц на то он и чистый - †топили баню, мылись все домочадцы, а так же Ђприглашалиї умерших родителей совершить омовение. „тобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хоз€йственные постройки, людей, скот. »згон€ли из дома тараканов и клопов. ќчерчивали дом магическим кругом, Ђзакрещивалиї: рисовали углем или копотью от четверговой среды кресты на двер€х, окнах, заслонке печи, матице Ц все, чтобы уберечь от дурного вли€ни€. ¬ ¬еликий четверг пережигали в печи соль, котора€ по народному поверью сама по себе целебна, а Ђчетвергова€ї особенно. — этого дн€ начинали стр€пать пасхальное праздничное угощение: пекли куличи, делали творожную пасху, красили €йца, варили пиво, готовили м€сные €ства.




¬елика€ п€тница




ƒень расп€ти€ и крестных мук —пасител€, день строжайшего поста, день, когда вынос€т из алтар€ плащаницу, покрывало с изображением сн€того с креста »исуса, и кладут в центре храма. —в€щенник кадит плащаницу, произносит молитвы, затем ее украшают цветами, зажигают свечи, после чего прихожане подход€т Ђпрощатьс€ со —пасителемї, целуют образ ’риста. ¬ —трастную п€тницу русский человек не работал Ц грешно.


¬елика€ суббота




¬ ¬еликую субботу, предшествующую —ветлому ¬оскресению √осподню, кресть€не на –уси перед сумерками заклинали утренники-морозы, просили их не губить €ровые хлеба, лен и коноплю. ¬ этот день начинали св€тить пасхальные угощени€, пам€ту€ о пребывании »исуса ’риста во гробе.




—ветлое ’ристово ¬оскресенье




Ђ’ристос воскресе! ¬оистину воскресе!ї, - слова ликовани€, очищени€, просветлени€, которыми мы приветствуем друг друга, поздравл€ем в ѕраздник праздников - в светлый день ѕасхи. ѕриступа€ к утренней осв€щенной пасхальной трапезе, разговл€€сь после самого долгого и строгого поста, русский кресть€нин, преисполненный неизъ€снимой радости, отождествл€л воскресение —пасител€ с возрождением природы. ћатушка-природа вместе с человеком торжествовала, праздновала великое евангельское событие - светлую победу над тьмою смерти. ѕовсеместно ходила слава-молва о "солнечных заигрышах": будто солнце красное, поднима€сь над землей, очищенной воскресением ’риста, радостно играет-пл€шет своими лучами. "—олнышко-ведрышко, выгл€ни в окошечко! —олнышко, покажись, красное, снар€дись!", - так детвора и молодежь встречала первые солнечные лучи, а за песней и пл€с, и хоровод, и еще хоровод. ’ороводами и веселыми гул€нь€ми славилась —ветла€ ѕасхальна€ недел€, приходивша€ на смену —трастной.

ёли€ ѕенегина
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
lyuis   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 19:29 (ссылка)
молитс€ надо всю неделю а не догм скрести.................
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку