-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55660


ќ русском мате

—реда, 23 јпрел€ 2014 г. 10:34 + в цитатник

ћатерщина сопровождает –усь с момента ее зарождени€. ћен€ютс€ власти, социальные формации, культура и сам русский €зык, но мат остаетс€ неизменным. » едва ли закон √осдумы о штрафах за "выражени€" в спектакл€х, кино и на концертах что-то изменит.

–одна€ речь

ќ русском мате

ѕрактически весь XX век господствовала верси€, что слова, которые мы называем матерными, попали в русский €зык от монголо-татар. ќднако это заблуждение. ћатерщина встречаетс€ уже в новгородских берест€ных грамотах, датируемых XI веков: то есть задолго до рождени€ „ингисхана.

 

Ѕунт против матриархата

ќ русском мате

ѕон€тие «мат» довольно позднее. Ќа –уси испокон веков его называли «ла€ матерна€». Ќадо сказать, что изначально матерный €зык включал в себ€ исключительно употребление слова «мать» в вульгарном, сексуальном контексте. —лова же, обозначающие детородные органы, которые мы сегодн€ относим к мату, не относились к «лае матерной».

—уществует дес€ток версий функции мата. ќдни ученые предполагают, что матерщина по€вилась на рубеже перехода общества от матриархата к патриархату и изначально означала властное утверждение мужчины, который, пройд€ обр€д совокуплени€ с «матерью» рода, публично объ€вл€л об этом соплеменникам.

 

ѕЄсий €зык

ќ русском мате

ѕравда, предыдуща€ верси€ никак не объ€сн€ет употребление слова «ла€». Ќа этот счет существует друга€ гипотеза, согласно которой «матерщина» имела магическую, защитную функцию и называлась «пЄсим €зыком». ¬ слав€нской (и индоевропейской в целом) традиции собаки считалась животными «загробного» мира и служили богине смерти ћорене. ѕЄс, служивший злой ведьме, мог обернутьс€ человеком (даже знакомым) и прийти со злыми помыслами (навести сглаз, порчу или даже убить). “ак вот, почувствовав неладное потенциальна€ жертва ћорены, как раз и должен был произнести защитную «мантру», то есть послать его по «матушке». Ёто было свое врем€ разоблачение злого беса, «сына ћорены», после которого он должен был оставить человека в покое.

Ћюбопытно, что даже в XX веке в народе сохранилось поверье, что «матерщина» отпугивает чертей и материтьс€ имеет смысл даже «ради профилактики», не вид€ пр€мой угрозы.

 

ѕризвание блага

ќ русском мате

 ак уже говорилось, древнерусские слова, обозначающие детородные органы, стали относить к «матерщине» значительно позднее. ¬ €зыческую эпоху эти лексемы были общеупотребительны и не имели бранной окраски. ¬се изменилось с приходом на –усь христианства и началом вытеснени€ старых «поганых» культов. —лова сексуальной окраски были заменены на «церковнославинизмы: совокупл€тьс€, детородный уд, член и т.д. Ќа самом деле в этом табуировании было серьезное рациональное зерно. ƒело в том, что употребление прежних «терминов» было ритуализировано и св€зано с €зыческими культами плодороди€, специальными заговорами, призывами блага.  стати, само слово «благо» (на старом слав€нском - «болго») обозначало «много» и примен€лось в начале именно в «сельскохоз€йственном» контексте.

÷еркви потребовалось много веков, чтобы свести аграрные обр€ды к минимуму, однако «плодородные» слова так и остались в виде «реликтов»: правда, уже в статусе ругательств.

 

÷ензура императрицы

ќ русском мате

≈сть еще одно слово, которое несправедливо сегодн€ относ€т к матерщине. ¬ цел€х самоцензуры, обозначим его «словом на букву «Ѕ».  Ёта лексема спокойно существовала в стихии русского €зыка (его даже можно встретить в церковных текстах и официальных государственных грамотах), име€ значени€ «блуд», «обман», «заблуждение», «ересь», «ошибка». ¬ народе часто это слово примен€ли к распутным женщинам. ¬озможно, во времена јнны »оанновны это слово стало употребл€тьс€ с большей частотой и, веро€тно, в последнем контексте, потому что именно эта императрица наложила на него запрет.

 
"Ѕлатна€" цензура

ќ русском мате

 ак известно, в уголовной, или «блатной», среде матерщина жестко табуирована. «а неосторожно оброненное матерное выражение заключенного может ждать куда более серьезна€ ответственность, чем административный штраф за публичную нецензурную брань на воле. ѕочему же «уркаганы» так не люб€т русский мат? ѕрежде всего, что матерщина может представл€ть угрозу дл€ «фени» или «блатной музыки». ’ранители воровских традиций хорошо понимают, что если мат вытеснит арго, то следом потер€ют свой авторитет, свою «уникальность» и «исключительность», а главное власть в тюрьме, элита уголовного мира – иными словами начнетс€ «беспредел». Ћюбопытно, что уголовники (в отличие от государственных мужей) хорошо понимают, к чему могут привести люба€ €зыкова€ реформа и заимствование чужих слов.

–енессанс мата

ќ русском мате

—егодн€шнее врем€ можно назвать ренессансом матерщины. Ётому способствует бум социальных сетей, где народ получил возможность материтьс€ публично. — некоторыми оговорками, мы можем говорить о легитимизации нецензурной брани. ѕо€вилась даже мода на матерщину: если раньше она была уделом низких слоев общества, то теперь к «смачному словцу» прибегают и так называема€ интеллигенци€, креативный класс, буржуази€, женщины и дети. — чем св€зано подобное возрождение «лаи матерной», сказать сложно. Ќо можно смело утверждать, что урожаи это не повысит, матриархат не победит, бесов не изгонит…

√ерман ёрьев

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку