-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 18736
 омментариев: 34251
Ќаписано: 55050

»стори€ шарманки

„етверг, 24 јпрел€ 2014 г. 12:09 + в цитатник

»стори€ шарманки


—уществует легенда о том, что уже в VI веке до н.э.  онфуций семь дней беспрерывно наслаждалс€ звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считаетс€, что этот механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик јнтуан ‘авр.
¬ «ападной ≈вропе этот механический музыкальный инструмент по€вилс€ в конце XVII века. ѕоначалу это был «птичий органчик» дл€ обучени€ певчих птиц, а затем его вз€ли «на вооружение» брод€чие музыканты.
“ак по€вилс€ музыкальный инструмент дл€ тех, кто не умеет играть.  рутишь ручку — раздаетс€ музыка. „аще всего звучал тогдашний шл€гер «ѕрелестна€  атарина» (по-французски «—harmant Katarina») ќт названи€ песенки и произошло название инструмента — шарманка.
¬ –оссию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство росси€н с новым инструментом началось именно с французской песенки «Ўарман  атрин». ѕесенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».
≈сть ещЄ предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.
«…» произошло от ширм, из-за которых ѕульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных по€вившиес€ у нас оргјны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «ѕетербургские шарманщики» из «‘изиологии ѕетербурга» ƒ. ¬. √ригорович).
√олландцы утверждают, что перва€ шарманка по€вилась на их родине. » было это лет 500 назад. ќднако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. »з тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во ‘ранции в начале XVII века.

«ачастую нам кажетс€, что шарманка — это просто больша€ музыкальна€ шкатулка и мелоди€ рождаетс€ в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». ¬алик крутитс€, расположенные в нужном пор€дке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «Ќа сопках ћаньчжурии». ќднако не все так просто. ƒа, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, удар€ющие по металлическим клавишам, но это уже производные.
Ќасто€ща€ шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. „тобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Ёта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублени€ми — шпильками. ¬алик, враща€сь, приводит в движение рычаги, которые, цепл€€сь за шпильки, двигаютс€ вверх-вниз в заданном пор€дке. ¬ свою очередь, рычаги привод€т в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. ј клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодар€ которым и звучит мелоди€.


 рут€ ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. “акие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» креп€тс€ на вращающихс€ цилиндрах или дисках, попеременно включа€ звучание той или иной ноты.
Ќа одном валике записывалась только одна мелоди€, но валик было нетрудно заменить. ¬ 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Ќередко шарманка снабжаетс€ е приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей.
Ќо еще бывали €зычковые шарманки — сейчас они попадаютс€ в качестве детских игрушек.
»нтересно: со временем колки шарманки стирались, звук становилс€ невн€тным и нав€зчивым – отсюда «Ќу, оп€ть свою шарманку завел!..»

–епертуар шарманок составл€ли наиболее попул€рные песни старого времени, к примеру: «ћатушка-голубушка», «¬доль по ѕитерской».
Ќо шл€гером начала прошлого века была песн€ «ћарус€ отравилась».
ѕесн€ вышла в 1911 году на пластинке Ќины ƒулькевич, с авторством якова ѕригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана «яр».
ѕредположительно, ѕригожий вз€л за основу сюжет какой-то ныне не известной народной песни.
»сследователь истории грамзаписи √леб —короходов пишет, что в том 1911 году «ћарусю» записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год песн€ потер€ла авторство и на пластиночных этикетках стала указыватьс€ как народна€.
ѕесн€ сохран€ла попул€рность на прот€жении дес€тилетий. ≈сть запись цирковой клоунады 1919 года «Ўарманка», где звучит песенка «ћарус€ отравилась» в исполнении знаменитого клоуна-акробата ¬итали€ Ћазаренко.
ћне прыгать что-то надоело
», граждане, признаюсь вам,
я за другое вз€лс€ дело:
’ожу с шарманкой по дворам.
Ўарманки звуки-то тоскливы,
ј то бравурны иногда.
¬ам всем знакомые мотивы
ќна играет хоть куда!

 укольники дл€ своих представлений объедин€лись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повтор€€ помногу раз приключени€ ѕетрушки. јктЄр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с куклами, а музыкант – т€жЄлую, до тридцати килограммов, шарманку.
ќстановившись на сельской базарной площади, музыкант опирал на ногу-подставку шарманку, и начинал играть, собира€ зрителей. ѕетрушечник же в это врем€, зайд€ внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот «пищик», и представление начиналось.
Ўарманщик всегда был партнером по очень важной причине – речь ѕетрушки из-за пищика была недостаточно вн€тной, и шарманщик, вед€ диалог, повтор€л фразы, помога€ таким образом зрител€м понимать смысл его слов.
≈щЄ шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представл€л зрител€м ѕетрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пыталс€ отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действи€ были необходимы музыкальные вставки.
 огда представление заканчивалось, музыка смолкала, редкие мед€ки падали в шапку, положенную на землю возле ширмы; потом актЄры собирали свои пожитки, и шли дальше, в следующий двор, или следующую деревню.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли попул€рные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «–азлуки» ∆ители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. »ногда у шарманщика на плече сидела обезь€нка, котора€ участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.
»ли же компаньоном был большой попугай, который за копеечку вынимал из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» – на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. » ведь верили… „асто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман √ектора ћало «Ѕез семьи»).


“е звуки свист€т и поют
Ќескладно-тоскливо-неловки...
¬стают предо мною, встают
«а рамой две светлых головки.

Ќад ними поверхность стекла
ѕри мес€це €рко-кристальна.
ќдна так резво-весела,
ƒруга€ так томно-печальна.
» — стара€ песн€!- с тоской
ћы прошлое нежно лелеем,
» жаль мне и той и другой,
» рад € сердечно обеим.
ћеж них в промежутке видна
≈ще голова молода€,-
» всЄ он хорош, как одна,
» всЄ он грустит, как друга€.
ќн предан навеки одной
» грусти терзаем приманкой...
”йдешь ли ты, гаер седой,
— твоей неотв€зной шарманкой?..

јфанасий ‘ет

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћариотик   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 јпрел€ 2014 г. 13:54 (ссылка)
Ѕлагодарю за прекрасный пост!:mms_prikol2:
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку