-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55487


»з истории мрачного гламура. √отика

—реда, 21 ћа€ 2014 г. 12:03 + в цитатник

»з истории мрачного гламура. √отика

—в€зана ли готическа€ культура с готической архитектурой - устремленными в небо шпил€ми величественных соборов? ѕочему «готическа€ мода» настолько попул€рна и почему ее зачастую неадекватно воспринимают? Ќасколько правильно то, что готика ассоциируетс€ с подростками или людьми, облаченными во все черное? —ловом, все, что вы хотели знать про готику, но не знали у кого бы спросить...
 «'√отика' - слово со странной историей, которое вызывает в нашей пам€ти картины смерти, разрушени€ и упадка. Ёто не нейтральное обозначение (как, например, в словосочетании «готический собор»), это фактически слово-упрек, само по себе уже подразумевающее что-то темное, варварское, мрачное и зловещее. ѕо иронии судьбы именно эти негативные коннотации и сделали готику в определенном смысле слова символом бунтарства, вызыва€ интерес у молодежных субкультур. —егодн€ слова «гот» и «готический» зачастую ассоциируютс€ с одетыми в черное тинейджерами и €рко накрашенными рок-музыкантами. Ќо само пон€тие готической культуры содержит в себе несколько слоев и смыслов», - пишут ¬алери —тил и ƒженнифер ѕарк в предисловии к своей книге «√отика. ћрачный гламур».


 ƒоктор наук …ельского университета, историк моды, директор музе€ »нститута технологии моды в Ќью-…орке ¬алери —тил - персона достаточно известна€ и в мире моды авторитетна€. ќна занимала должность главного редактора журнала Fashion Theory и была главным редактором трилогии Ёнциклопедии ќдежды и ћоды. ѕо€вл€етс€ в американском шоу ќпры ”инфри и в передаче Undressed: The Story of Fashion. Ќедавно на русский €зык была переведена ее книга « орсет» - захватывающа€ истори€ метаморфоз, которым оказалась подвержена эта порой неприметна€, а иногда очень заметна€ часть женского туалета.
 √отика происходит от латинского слова gothicus - племени кочевников готов (gothos), обитавших в лесах северной ≈вропы в III веке н. э. ¬ средневековой —еверной ≈вропе по€вл€етс€ новый стиль
 архитектуры, дл€ которого характерны взмывающие в небо шпили, остроконечные арки, аркбутаны и витражи. Ќо готические соборы в начале XIX века не имели широкого признани€, так как не вписывались ни в классический канон, ни в эстетику –енессанса. »менно тогда и возникло определение «готический» (от италь€нского gotico - грубый, варварский). ¬ средневековом художественном искусстве человеческое тело изображали из€щными, выт€нутыми лини€ми, абсолютно не похожими на классические формы, которые вдохновл€ли мастеров ¬озрождени€. Ёти же стилизованные линии характерны и дл€ моды той поры.


 «ћода в том смысле, который она имеет сейчас, - как определенное чередование стилей - по€вл€етс€ в ≈вропе начина€ со —редних веков. “радиционно историки костюма используют термин «готическа€ мода» дл€ описани€ североевропейского плать€ в период с XIII по XV век, - пишут ¬. —тил и ƒж. ѕарк. - ¬ данный исторический период это - облегающие плать€ со сложными детал€ми, длинными рукавами и необычными головными уборами. ƒл€ женской одежды характерно глубокое декольте; молодые мужчины носили обт€гивающие штаны, туфли с удлиненными носками и короткие камзолы, декорированные розовыми прорез€ми и шнуровкой. ќднако готическое искусство - это не только элегантность и рыцарство. ¬ ≈вропе свирепствовала чума, умирали сотни людей; эти событи€ привели к тому, что люди стали испытывать мрачный интерес к скелетам и гниющим трупам».
 ѕозднее готическа€ культура стала привлекать разного рода маргиналов от культуры, таких, например, как эстет с гомосексуальными наклонност€ми √ораций ”олпол: он не только построил маленький замок в псевдоготическом стиле, но и написал первый готический роман - ««амок ќтранто» (1764). ƒл€ готической литературы ужаса было характерно мрачное место действи€ (развалины замка, кладбища), мистические, жестокие и фантастические событи€ и обща€ атмосфера декаданса - упадка и разрушени€. √отическую чувственность олицетвор€ют femme fatale - «роковые женщины» и «губительные страсти». Ћитературу готики символизируют такие классические произведени€, как «‘ранкенштейн» ћэри Ўелли (1818) и «ƒракула» Ѕрэма —токера (1897).


  ак отмечает ¬алери —тил, «современна€ готика как жанр опираетс€ в равной степени на французскую декадентскую литературу, немецкий экспрессионистский кинематограф и голливудские фильмы ужасов. ѕоследние, кстати, в значительной степени ответственны за визуальную составл€ющую готического облика». —амым важным современным про€влением готики €вл€етс€ готическа€ субкультура, по€вивша€с€ в конце 1970-х. годов √оты ассоциировались одновременно с новым «мрачным» музыкальным жанром и новым стилем одежды (преимущественно черного цвета). »х истоки в панковской субкультуре - готическа€ литература и кинематограф: фильмы про вампиров, средневекова€ религиозна€ иконопись и традиции викторианского траура. ѕик попул€рности готов пришелс€ на начало - середину 1980-х, однако и после этого субкультура не исчезла и пережила значительное возрождение в конце 1990-х.
 ќбраз готов, одетых во все черное, попул€ризировали Bauhaus и другие постпанковские группы. «а минувшие годы готический стиль сильно изменилс€, проделав путь от традиционного до киберготики.  роме того, высока€ мода испытала на себе вли€ние готики во многих аспектах. «∆урналисты зачастую готовы назвать образ «готическим» только потому, что он выполнен в черном цвете, но это было бы слишком просто, - убеждает читател€ ¬алери —тил. - ’от€, конечно, черный по определению готический цвет, но [...] не все вещи черного цвета относ€тс€ к данному стилю и не всегда готическа€ мода об€зательно черного цвета. √отический образ в моде означает, что либо сама одежда, либо образ ее подачи на фотографии или подиуме апеллирует к целому р€ду усто€вшихс€ ассоциаций».


 ѕо мнению ¬алери —тил, «первым значительным образом готической моды можно считать призрачно-белую неоклассическую ночную сорочку, в которую одета наход€ща€с€ в обмороке женщина на картине √енри ‘юзели «Ќочной кошмар» (1781). ƒаже творец современной готики √ораций ”олпол, увидев это произведение, отозвалс€ о нем как о «шокирующем».
  артина сразу же произвела сенсацию и вызвала множество пародий, однако до сих пор остаетс€ иконой готического стил€ благодар€ необъ€снимому сочетанию секса и смерти. ∆енщина на портрете, кажетс€, застыла в неопределенном состо€нии, где-то на полпути между жизнью и смертью. ѕотер€ла она сознание или умерла? »спытывает ли она оргазм или у нее припадок? “е кошмарные создани€, которые ее окружают, - €вл€ютс€ ли они сверхъестественными существами или порождены ее подсознанием? ¬ XVIII веке большинство все еще верило в истории про вампиров, демонов и ведьм, хот€ образованные люди считали их предрассудками и суеверием. “ем не менее, как писал ‘юзели, «готика оказывает на нас большее впечатление, чем греческа€ мифологи€, потому что еще не разорваны те узы, что св€зывают нас с магией».
 —цена, изображенна€ в «Ќочном кошмаре», повтор€етс€ в безумном фильме «√отика»  ена –ассела (1986), напоминающем гор€чечный бред. ¬ нем Ќаташа –ичардсон играет ћэри Ўелли и одета в похожее белое платье, напоминающее одновременно ночную сорочку и саван. —реди других героев фильма обреченный поэт-романтик ѕерси Ѕиши Ўелли, лорд Ѕайрон и доктор ѕолидори - два последних имени имеют отношение к роману «¬ампир» (1819).


 ак «ѕравда.ру» отмечала, в своем известном эссе «ќ зловещем» (1919) «игмунд ‘рейд утверждает, что определенные образы вызывают ужас из-за «неопределенности в том, €вл€етс€ ли нечто одушевленным или безжизненным». ќсобенно пугают нас объекты, отражающие «мнимую смерть и воскрешение из мертвых», которые ‘рейд ассоциирует с детской верой во всемогущество мысли, желани€ и страха. Ѕудучи рациональными взрослыми, мы «преодолели этот способ мышлени€, однако... как только в нашей жизни случаетс€ нечто такое, что как будто подтверждает эти отложенные в сторону убеждени€, мы испытываем чувство зловещего». —ловно мы ловим себ€ на мысли: «»так, это все же верно, что можно убить одним лишь желанием». »ли: «мертвые продолжают жить и показываютс€ в местах, св€занных с их прежней де€тельностью».
¬ зловещем нет «чего-то нового или чуждого», считал ‘рейд, напротив, это «нечто издавна известное», что нами «вытесн€лось» и что «возвращаетс€». ѕоэтому, испытыва€ особенный страх перед живыми картинами или куклами, двойниками, домами с призраками или даже ощущением дежавю, мы на самом деле испытываем страх перед возвращением подавленного. ‘рейдовский взгл€д на зловещее помогает объ€снить, почему в «готике» столь €рко выражено присутствие прошлого. Ётим объ€сн€етс€ и психологическое значение сверхъестественного.


  ажетс€, лишь один аспект ускользнул от внимани€ исследовательницы. —в€зь между дендизмом и готикой.
√оспожа —тил приводит историю рассказанную Ѕарбе д'ќревильи о дендизме во времена Ѕо Ѕраммелла. «ќднажды - можно ли поверить? - у денди €вилась причуда носить потертое платье, - писал д'ќревильи. - ƒерзость денди перешла все пределы; что же им оставалось? » они изобрели новую дерзость, котора€ была так проникнута духом дендизма: они вздумали, прежде чем надеть фрак, протирать его на всем прот€жении, пока он не станет своего рода кружевом или облаком. ќни хотели ходить в своем облаке, эти боги. –абота была очень тонка€, долга€, и дл€ выполнени€ ее служил кусок отточенного стекла. ¬от насто€щий пример дендизма. ќдежда тут ни при чем. ≈е даже почти не существует больше».
Ќа наш взгл€д более беспощадный анализ готам и их будущему дал философ-экзистенциалист јльбер  амю в своем эссе «Ѕунтующий человек», пишет yoki.ru.
‘ранцузский писатель говорил, конечно, о денди: «ќн убеждаетс€ в собственном существовании только благодар€ тому, что видит его отражение на лицах других людей. ќни дл€ него - зеркало. ѕравда, зеркало быстро тускнеющее, поскольку способность ко вниманию у человека ограниченна. ѕоэтому необходимо то и дело будить внимание, пришпорива€ его провокаци€ми. “аким образом, денди вынужден посто€нно удивл€ть. ≈го призвание - в его неповторимости, а способ самосовершенствовани€ - повышение собственной ценности. ¬сегда в состо€нии раскола, всегда на обочине, он заставл€ет других творить самого себ€, отрица€ их ценности. ќн играет собственную жизнь, поскольку не может ее прожить».

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку