-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54578

“роица. ѕраздничные обычаи и поверь€

¬оскресенье, 04 »юн€ 2017 г. 14:19 + в цитатник

“роица.ѕраздничные обычаи и поверь€

¬ этом году мы празднуем ƒень св€той “роицы 7 июн€, этот день отмечаетс€ на 50 день после ѕасхи.

Ётот праздник получил также название «ѕ€тидес€тница», потому что это событие произошло в 50-й день после ѕасхи, совпада€ с иудейской ѕ€тидес€тницей - праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через ћоисе€ израильскому народу синайского закона - дес€ти заповедей.
≈вангелие от Ћуки повествует: на 50-й день после воскресени€ »исуса ’риста, утром, 12 апостолов и Ѕогоматерь, находившиес€ в одной горнице, услышали шум с неба, как бы несущегос€ сильного ветра, который наполнил весь дом. » €вились огненные €зыки, и остановились по одному на каждом из учеников ’ристовых. ¬се исполнились ƒуха —в€того и стали славить Ѕога на разных €зыках, которых прежде не знали.

Ётот праздник называетс€ еще “роицей, так как в сошествии —в€того ƒуха про€вл€етс€ полнота Ѕожества (Ѕог-ќтец, Ѕог-—ын, Ѕог-ƒух —в€той), завершившего домостроительство спасени€ рода человеческого именно в этот день.
»менно с этого дн€ миру раскрылось действие ѕресв€той “роицы - ќтца, —ына и —в€того ƒуха. —в€та€ ÷ерковь молитс€ о даровании благодати ƒуха —в€того всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и брати€м нашим.
ѕраздник в честь “роицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое врем€ не был широко распространен в древней –уси. ¬ 14-16 веках культ “роицы становитс€ чрезвычайно попул€рным в русских земл€х, и св€зано это с де€тельностью —ерги€ –адонежского, наиболее почитаемого в народе св€того. ќн избрал своим жизненным служением “роицу, чтобы созерцанием ее «побеждалс€ страх ненавистной розни мира сего». “роица - праздник мира и добра.

„то празднуетс€ перед “роицей?
—уббота накануне “роицына дн€ была у слав€н одним из главных поминальных дней. ѕоэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой. — троицкими обыча€ми поминовени€ родственников, умерших преждевременной смертью, пр€мо соотнос€тс€ поверь€ о по€влении на земле в этот период русалок - душ умерших детей или девушек, не доживших до вступлени€ в брак. “ак √осподь приближает к себе всех, не только живущих, но и усопших.

 ак украшают дом на “роицу?
¬ воскресенье, в “роицын день, с утра всегда отправл€лись в церковь с цветами и ветками. ¬ этот день и храм, и жилище прин€то было украшать насто€щим зеленым ковром из цветов и листьев. ќкна домов украшали свежими березовыми и €блочными ветками, вставл€ли их за образа в комнатах.

„то приготовить на праздник?
ћного зелени, салатов, круглый хлеб, €ичницу, как символ солнца, вареные €йца. ¬ этот день пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. Ќа столах было много хмельных медов и вин. ¬ эти дни в каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зеленого цвета.

ќ символе праздника - березе
—имвол праздника - березка. Ѕерезовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. —читалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. ¬етки березы наши предки использовали в качестве оберега от вс€ких нечистых духов.
Ќа “роицу девушки, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. ¬ ближайшей роще выбирали молодую кудр€вую березку, украшали ее лентами и, вз€вшись за руки, водили хоровод, сопровожда€ его песн€ми. «атем устраивали под березкой праздничную трапезу, а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни.

ѕочему называют праздник у нас в ”краине «зелеными св€тками»?
ќбычай этот идет еще от ¬етхозаветной ÷еркви, когда дома и синагоги украшались зеленью в ѕ€тидес€тницу в пам€ть того, как при —инайской горе все цвело и зеленело в день, когда ћоисей получал скрижали закона. —ионска€ горница, где на апостолов сошел —в€той ƒух, в то врем€, по общему обычаю, тоже была украшена ветв€ми деревьев и цветами.
¬ праздник “роицы вспоминают и €вление јврааму “роицы в ћамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
ј еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Ѕожией человеческие души расцветают плодами добродетелей. ¬ этот день люди св€т€т в церкви ветви деревьев, полевые цветы. ѕраздник “роицы всегда был св€зан с проводами весны и встречей лета. «а два дн€ до “роицы, на седьмой четверг после ѕасхи праздновали —емик, поэтому вс€ недел€ перед “роицей называлась семицкой или троицкой. ≈е символом стала молода€ березка.
—читалось, что молодое деревце, вобравшее в себ€ силу пробуждающейс€ земли, поможет новому урожаю, даст люд€м и животным здоровье и благополучие. ћного зелени, много весель€, вот что включал в себ€ праздник. √осподь с нами всегда, раду€сь, говор€т люди.

ѕочему “роица - девичий праздник?
¬ этот день девушки одевали самые лучшие нар€ды, нередко сшитые специально дл€ троицких гул€ний. ƒевичьи ритуалы сопровождала непременна€ троицка€ трапеза. ¬ этот день пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. «атем делили каравай на части и раздавали их по семь€м, где были девушки на выданье. Ёти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного карава€, счита€, что это принесет новой семье счастье и любовь.

√адани€ на “роицу
- ќчень увлекательное зан€тие троицкой недели - гадание по венкам, которые плели из березовых ветвей. —читалось, чей венок пристанет к берегу - та останетс€ в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку - та выйдет замуж, чей потонет - та не скоро дождетс€ суженого.
- Ѕыл и такой девичий обычай. ¬ “роицын день девушки спрашивают у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. —колько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. ќбраз кукушки как вещей птицы был очень тесно св€зан с культом цветущей природы, почитани€ растительности и поминовени€ предков.

„ем еще славитс€ праздник “роицы?
Ёто воплощение символа веры, единение христианства и €зычества. Ќаши предки считали, что за “роицей шла русальна€ недел€. ѕо народным поверь€м, именно в это врем€ русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гул€ют по лесам, избира€ себе приютом старые деревь€, особенно, дубы. ќни качаютс€ на древесных сучь€х или разматывают пр€жу, похищенную у тех хоз€ек, которые ложатс€ спать без молитвы. ƒа и в слав€нской традиции русалки совсем не похожи на своих западноевропейских сестер, которых обычно представл€ют в виде девушки с рыбьим хвостом.
ѕрин€то было считать, что постеленные на полу в домах м€та, чабрец, а также разложенный на окнах чеснок, послужат защитой от нечисти и русалок.

«аключительный этап троицких обр€дов характеризуетс€ разнообразными формами ритуальных «проводов»: выбрасыванием, уничтожением или сплавлением по воде березки и троицкой зелени.

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



ZOYA_50   обратитьс€ по имени „етверг, 05 »юн€ 2014 г. 14:32 (ссылка)
—пасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Gloritta   обратитьс€ по имени „етверг, 05 »юн€ 2014 г. 14:47 (ссылка)
—пасибо. ќткрыла несколько новых фактов дл€ себ€)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку