-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55255

»мам Ўамиль: между двух огней

¬торник, 24 »юн€ 2014 г. 22:29 + в цитатник

»мам Ўамиль: между двух огней

ƒо своего пленени€ в 1859 году имам Ўамиль оставалс€ непреклонным противником –оссийской империи. ќн до сих пор остаетс€  символом независимости  авказа. ќ его роли спор€т историки, а режиссеры снимают фильмы.

Ўамиль и  рымска€ война

  середине 50-х годов XIX века имамат Ўамил€ уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонилс€ к закату. ѕолитика Ўамил€ в период  рымской войны содержала р€д весьма интересных и противоречивых действий.

Ќачало войны св€зано с активизацией военных действий имама. ќдин за другим следует р€д набегов на Ѕаташ-ёрт, Ќовую јтагу, √ельдиген и  ахетию. Ќо с 1855 года картина мен€етс€. ќдним из ключевых факторов изменени€ позиции Ўамил€ стало то, что союзники не вникали в тонкости  авказа, рассматрива€ регион только как сферу своего вли€ни€.

 

≈сли в начале имам возлагал большие надежды на помощь ќсманской империи и јнглии, то вскоре у самого Ўамил€, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. —ложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. ¬ то же врем€ и Ўамиль отказалс€ от набегов на русские крепости. ¬о вс€ком случае во врем€ решающих событий под  арсом осенью 1855 года Ўамиль бездействовал, разв€зав российскому наместнику на  авказе Ќ. Ќ. ћуравьеву руки.

—ам ћуравьев так охарактеризовал позицию имама: "Ўамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хот€ бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности".

 

¬ дальнейшем русские войска вплоть до по€влени€ на  авказе Ѕар€тинского масштабных операций против имамата не предпринимали. “олько после завершени€  рымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Ўамил€ на подконтрольной ему территории.

¬ конце концов победили сторонники Ѕар€тинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Ѕар€тинский, благодар€ своему личному вли€нию на цар€, не без труда добилс€ сосредоточени€ на  авказе огромных сил и средств, о которых ни ≈рмолов, ни ¬оронцов не могли даже мечтать. „исленность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

»збега€ крупных рискованных операций, Ѕар€тинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихс€ под контролем Ўамил€ аулов, занимаю одну твердыню за другой. ѕоследним оплотом Ўамил€ стал высокогорный аул √униб, вз€тый 25 августа 1859 года.

ѕленение Ўамил€ и международна€ реакци€

ѕленение Ўамил€ и фактическое окончание боевых действий в „ечне и ƒагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напр€мую отразилось на неподконтрольном Ўамилю побережье „ерного мор€.  авказска€ война, сама€ продолжительна€ война –оссии в XIX веке, подходила к концу.

 

≈вропу беспокоила раздута€ до неверо€тных размеров угроза проникновени€ –оссии в страны —реднего ¬остока. јвстрийский посол в Ћондоне отозвалс€ кратко: "“еперь дорога в јзию открыта (дл€ –оссии)". –€д представителей британских деловых кругов даже указал королеве ¬иктории на измену Ўамил€, "защищавшего доступ –оссии к јзии". ѕримечательно, что после 1859 года боевые действи€ на —еверо-¬осточном  авказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье „ерного мор€ вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивлени€ горцев –оссии пришлось столкнутьс€ с особо жестким противодействием јнглии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

 
Ўамиль в кинематографе

ќбраз Ўамил€ нашел отражение в художественной литературе, в солдатских песн€х  авказской войны, живописи. Ќе обойден он и кинематографом. Ўамилю, при относительно небольшом количестве кинопроизведений по  авказской войне, посв€щены три исторических художественных фильма. ѕервый был сн€т на "ћосфильме" в 1992 году и, несмотр€ на отдельные огрехи €вл€етс€ классическим историческим фильмом, задумывавшимс€ как часть трилогии об одной из центральных фигур  авказской войны. ќн охватывает период от гибели  ази-ћуллы в 1834 году и до и установлени€ имамата Ўамил€.

—н€тое 17 лет спуст€ на киностудии "ƒагестан" продолжение "ѕоследний бой имама" по сути €вл€етс€ не историческим фильмом, а полным абсурдом, начина€ изображением исторических де€телей и до элементарных батальных сцен.  оротка€ лента повтор€ет сюжет предыдущего фильма на новый лад, каса€сь лишь гибели  ази-ћуллы, а личность Ўамил€ скрываетс€ за полосой не св€занных с ним событий и €влений.

ѕоследн€€ попытка показать образ Ўамил€ также была сделана на киностудии "ƒагестан",  в 2012 году. ‘ильм "ѕоследн€€ битва" выгл€дит не столь абсурдным, как предыдущий, наделен элементами компьютерной графики, но вновь оказалс€ слабым с исторической точки зрени€ и посв€щен падению в 1859 году последнего оплота Ўамил€ - аула √униб. Ўамиль также €вл€етс€ героем италь€но-французского фильма "The Cossacks", сн€того в 1960 году. –оль Ўамил€ исполн€ет британский актер Ёдмонд ѕьюдом.

 

ёрий —таршов

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку