-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55505


–усска€ бан€. ќбычаи, суевери€, традиции.

¬торник, 01 »юл€ 2014 г. 11:06 + в цитатник

–усска€ бан€. ќбычаи, суевери€, традиции.

 ак бан€ становилась из €зыческой христианской. »стоки традиций.

 

  Ћев √умилев в книге "ƒрвн€€ –усь и ¬елика€ —тепь" пишет, что христианство трудно приживалось на –уси  иевской, но еще труднее у слав€нских племен, покоренных киевскими кн€зь€ми.

¬оенна€ победа над слав€нскими €зычниками - в€тичами была одержана ¬ладимиром ћономахом, но духовна€ или, точнее, идеологическа€ победа заставила себ€ ждать до XIV в. Ќа самой –уси в узком смысле слова ( иев, „ернигов, ѕере€славль) двоеверие существовало долго. —амый древний культ - почитание духов умерших - усто€л вплоть до XX в. Ёти духи - навии - требовали от живых людей немного: угощени€ в „истый четверг и вытопленной бани с приготовленными полотенцами, на полу бани рассыпали золу с пеплом, а на другой день находили на золе следы, похожие на куриные, в чем усматривали доказательство посещени€ бани покойниками - «приходили к нам навии мытьс€».
–азумеетс€, св€щенники утверждали, что приходили бесы, но, самое интересное, факт этот под сомнение не ставили. ѕосле того как баню готовили дл€ навий и поддавали пару, люди не входили туда до следующего дн€. ¬есь обр€д был отнюдь не обременителен.
¬недрение греческой веры и культуры,  христианства, привело к некоторому усложнению системы, т. е. сыграло роль негэнтропийного импульса. “ам, где €зычество усто€ло, - у полабских слав€н - победили немцы в конце XII в.  ј там, где создались сложные системы, - на –уси, в ѕольше, „ехии  - немецкий натиск был остановлен. “аким образом, «навьи чары» сыграли дл€ слав€нского этногенеза достаточно положительную роль. ’ристианские церковники махнули на них рукой, оставили баню в покое,  уничтожив лишь те культы, которые практиковали кровавые жертвоприношени€, т. е. разновидности сатанизма. 

  ¬ летописи, приписываемой монаху Ќестору  «ѕовесть временных лет» описано парение в бане новгородцев.  Ќестор, уже с позиций христианства  пишет о бан€х, относ€ событи€ ко тому времени, когда св. јпостол јндрей ѕервозванный, проповеду€ в  иеве евангельское слово, отправилс€ затем и в Ќовгород, где узрел  чудо - парившихс€ в бане людей. ѕо описанию Ќестора люди, парившиес€ в бане, были похожи были по цвету кожи на сваренных раков: «ѕридите в Ќовгород и увидите, как разожгут свои печи докрасна, разденутс€, и хвощутс€, и обольют себ€ квасом, и снова хвощутс€ пруть€ми молодыми, и бьютс€ сами, и то с ними станет, что слезут чуть живые, и обольютс€ студеной водою, и только тогда оживут...».

 

  ј вот «–адзивилловска€ летопись» повествует о  мести кн€гини ќльги древл€нам за смерть мужа. ѕрибывшим к ней  послам древл€н ќльга повелела: «ѕомоетесь и придете ко мне».  “е в жарко истопленную баню вошли и парились. » спросила ќльга, нравитс€ ли им бан€, и повелела зажечь (баню) от двери, там все и сгорели».

  ¬  «–адзивилловской летописи» повествуетс€ также и о том, что в 907 году в ƒоговоре кн€з€ ќлега с √реками были специальные услови€, в коих оговаривалось, чтобы войска ќлеговы даром пользовались греческими бан€ми: «и да твор€т им мовь, сколько хот€т».

 

 

 

  ”же с XI века при христианских православных монастыр€х существовали общественные бани дл€ неимущих, бедных, разорых кресть€н и странников. ќб этих бан€х упоминаетс€ в ”ставе ¬еликого кн€з€ ¬ладимира —в€того от 996 года. 

 

 

 

 

 

  ¬ 1091 году епископ ≈фрем, в последствии -  иевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приход€щих безмездно (т.е., бесплатно. -ред.) врачевать».  ¬ эти же годы монах  иево-ѕечерского монастыр€ јгапий, прославившийс€ как искусный врачеватель, исцел€л больных травами и баней.  ѕо монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в мес€ц.

 

   ¬ летопис€х XI-XII в. в. упоминаетс€ водопровод, построенный дл€ «ярославова дворища». ћосковские кн€зь€ брали воду дл€ бани из ћосквы-реки или из реки Ќеглинной. ѕозднее, в начале XVI в., по приказу »вана  аметы проложили от реки вглубь берега за стены  ремл€ дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

 

 

 

  ÷ерковники смогли нав€зать населению мнение считать местную, не византийскую баню «поганой».  Ќе принизив баню - как материальный факт - невозможно было принизить «бывших» €зыческих богов. ѕоэтому церковь через монастырские указы и негласные распор€жени€ все таки довела дело до победного конца. 

 

 

 

 

 

¬ бане запрещалось ставить иконы и молитьс€. “ак как там живет нечиста€ сила, запрещалось вносить в баню с собой одежду.  Ќельз€ было также «поганую банную утварь»  приносить в избу. ѕосле же мыть€ и парени€ считалось необходимым окатить себ€ чистой студеной водой или окунутьс€ в озеро или речку, независимо от времени года, зимой же покататьс€ по снегу, чтобы смыть с себ€ всю нечисть. Ќе сделав этого, человек не имел права войти в церковь.

 

  ¬ообще, в тот же день сразу после бани ходить в церковь не полагалось. ѕоэтому уже в новые христианские времена «банный день» не был прив€зан к св€тым дн€м - п€тнице и воскресенью,  но допускалс€ в день, который был св€тым только дл€ иудеев - в субботу.  «ѕомни день субботний: иди в баню».  «“е, кто моетс€ по воскресень€м, будут посто€нно болеть.»  ѕоследнее суеверие широко распространено в городской среде и в наши дни.  ƒаже «банище» (место, где раньше сто€ла бан€) долгое врем€ считалось нечистым и строить на ней избу не годилось. ¬ редких случа€х допускалось ходить в баню также и во вторник с четвергом. ¬ понедельник не рекомендовалось "девкам голову мыть - косы велезут".

 

Ѕыли и особые ритуальные дни, в которые положено было паритьс€ в бане. ¬ ћес€цеслове находим: "23 июн€ - јграфены купальницы: начало купань€; накануне (и в ночь) »вана  упала собирают лечебные и знахарские корень€ и травы. ћоютс€ и пар€тс€ в бан€х; общее купание с песн€ми и прочими забавами.

 

  Ќо в  народной медицине, как и встарь, гор€ча€ парна€ бан€ продолжала считатьс€ одним из основных целебных средств против многих болезней.  "Ѕан€ - мать втора€ или мать родна€. Ѕан€ парит, бан€ правит.  оли б не бан€, все б мы пропали".  ¬ бане читались заговоры над больными лихорадкой, страдающими от различного рода нагноений и кожных заболеваний; распарив больного, правили вывихи и переломы.

 

 

 

  Ѕан€ также как и при €зычестве играла большую роль в свадебном обр€де - помытьс€ и попаритьс€ перед венчанием и после брачной ночи считалось необходимым условием.  Ѕан€ продолжала фигурировать в обр€дах, св€занных с рождением ребенка.  ѕредложить уставшему путнику истопить дл€ него баньку было необходимым условием гостеприимства дл€ русского народа, вспомните,  чем укор€л »ван-царевич Ѕабу-€гу - тем что баньку истопить не предложила.     

 

 

 

 

 

 

 

  ѕомимо очищени€ в буквальном значении, мытье в бане, несмотр€ на всю ее «нечистость»,  воспринималось как действо,  имеющее цель очищени€ духовного и ритуального. "Ѕан€ все грехи смоет". ¬ св€зи с этим паренье в бане рожениц после разрешени€ от бремени, невест перед венчанием и супружеской пары после первой брачной ночи имело почти религиозный, хот€ и не христианский, характер об€зательный практически по всей –оссии. 

 

 

 

 

 

  Ѕан€ также по-прежнему использовалась и в качестве места поминовени€ умерших.  "ѕо словам древнерусского поучени€ домонгольской эпохи, в [¬еликий четверг]... предлагают мертвым разную пищу и топ€т дл€ них бани; посреди бань насыпают пепел, и если потом замечают на этом пепле следы, тогда говор€т: "приходили к нам навь€ (покойники) мытьс€"
 

   ¬ некоторых област€х –оссии верили в «банную бабушку» — др€хлую добрую старушонку, помогавшую от всех болезней.   ней обращались с банные суевери€заговором, когда мыли больного золотушного ребенка в первый раз после рождени€.   ѕо поверь€м в нетопленой бане всегда живет особый дух, часто вред€щий люд€м «байниха», «банна€ бабушка», «обдериха». ќсобенно она не любит рожениц, и их нельз€ оставл€ть в бане одних. Ѕанна€ бабушка, банна€ матушка - мифическое существо, обитающее в бане: др€хла€ добра€ старушка, лечит от всех болезней. ѕо€вление банной бабушки иногда непосредственно св€зано с родами: она сопутствует роженице и ребенку; обычно доброжелательна к слабым, больным.

 

   „аще чем в «бабушку»  верили в «банника», «банного». ќпасались во врем€ мыть€ стучать и кричать, а то «банный» невзлюбит. √ор€чий пар на врем€ выгонит его из бани. ѕо поверью, если в один вечер три очереди людей вымылись в бане, настает очередь мытьс€ «банному», и человеку в это врем€ оставатьс€ в ней опасно, «банный» не даст ему мытьс€. ¬ лучшем случае, «банный» может испугать моющегос€. Ѕудет плескатьс€ из кадок холодной и гор€чей водой, швыр€тьс€ гор€чими камень€ми с каменки или выбежит, хлопнув дверью, за баню и будет бормотать там гробовым, страшным голосом. ¬ худшем варианте - сдерет с живого кожу (его ведь представл€ли с когтистыми лапами вместо рук и ног). ќн ист€зает и замучает до смерти тех, кто приходит в баню не благослов€сь или около полуночи, особенно в ночи под праздники или св€тки.

 

  «Ѕанника» представл€ли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или л€гушки.  огда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношени€ баннику.  ≈му жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом.  ћытьс€ в бане предпочитали около п€ти — семи часов пополудни,  но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет.

 

ѕри входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «—пасибо тебе, Ѕайнушко, на парной байничек». „тобы не сердить банника, старались во врем€ мыть€ не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Ќарушающего этот пор€док человека банник мог испугать, броса€ камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу.

 

  ≈сли банник начинает сердитьс€, то моющимс€ люд€м следует двигатьс€ к выходу задом наперед. ”ход€ из бани, оставл€ли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помытьс€.  огда последний жар, три раза сход€т в баню - четвертый не ходи: «баннику» надо мытьс€. ѕриговаривают, в баню идут: «Ѕанный кн€зь, ¬озьми нашу гр€зь, ƒай нам чистое тело». ќбратно идут: «—пасибо, банюшка, обмыла». ћетелка, мыло — в бане все остаетс€. ¬оду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хоз€ин помылс€.

 

¬ бан€х остригали волосы, ногти, затем их сжигали или закапывали в землю, иногда пускали в проточную воду, но реже, - неизвестно где остриженные волосы могли выплыть, и неизвестно кто мог бы ими воспользоватьс€ в колдовских цел€х.

      –азумеетс€, в бан€х и колдовали. ≈сли девушке нужно было приворожить милого, да так, чтобы "вовек не разлюбил", она должна был выдернуть из веника хворостину, положить ее под порог, дождатьс€, пока порог переступит ее любезный, а уж потом бежать с этой хворостиной в баню, чтобы там ее пристроить повыше. „ем выше лежит хворостина, чем пар жарче, тем больше будет сохнуть по ней милый.

      „асто бан€ была  местом дл€ гаданий. ¬от пример типично банного гадани€:  незамужние девушки выставл€ли на мороз кто щеку, а кто и определенные части тела, и спрашивали домового, каков будет их суженый. ≈сли тела касалась мохната€ и тепла€ рука, то считалось, что замужество будет счастливым и богатым. ≈сли холодна€, гладка€ - это было не к добру .

 

  ƒл€ «банного» оставл€ли в бане веник, кусочек мыла, щелока или золы и немного воды в ушате, благодарили его при выходе. ѕри первой топке новой бани бросали наверх, на печь, горсть соли и закапывали под порогом задушенного черного петуха или курицу. ј в бане дл€ «банника» оставл€ли кусочек хлебушка и соль. »ногда €ства.

 

  ¬ообще бан€ неразрывно св€зана также и с русской кухней - супы на –уси всегда были более жидкие, чем во всем мире, звались похлебками, хлебаловом, юшкой, так как жидкое после баньки чрезвычайно потребно.  » недаром также более тыс€чи известных рецептов напитков: киселей, изваров, сбитней, морсов, квасов, медов, пива, браги пились из рожденной дл€ послебанного пира посуде – в братине.

 

 

» да с двух рук и так хлебнуть, чтоб в рот не поместилось и окрест потекло! 

 

 

 

 

 

   ѕомните присказку - «€ там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

 

јлександр Ѕезик

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку