-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно выигрыш высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота кулинари€ кухн€ лайфхаки люди масленица мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки пасха поздравлени€ позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник праздники привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские русь сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны традиции факты фильм фильмы фото фразы цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20121
 омментариев: 34441
Ќаписано: 56783



»вана  упала

ѕонедельник, 07 »юл€ 2014 г. 10:25 + в цитатник

»вана  упала

¬ ночь на 7 июл€ слав€нские народы празднуют »вана  упалу — один из €зыческих праздников, сохранившихс€ до современности. ¬ нем соединились разные пласты представлений древних о мире: почиталось солнце, символизиру€ его, разжигались костры. „асть ритуалов в этот день была св€зана с плодородием: молодежь играла в парные игры, вместе прыгала через костры.

—читалось, что этот день — макушка лета, поэтому во многих местност€х купание было разрешено именно с »вана  упалы.

Ќо, как и во многие праздничные дни, считалось, что в этот день особенно активна нечиста€ сила.
Ќасекомые научились питатьс€ нектаром до того, как по€вились цветковые растени€.

ќтдельным мифом купальской ночи считаетс€ цветок папоротника, €кобы расцветающий только один раз в год. “от, кто успевал сорвать его, становилс€ обладателем р€да умений, в том числе умени€ понимать €зык животных и находить клады в земле. ќднако черти, по преданию, вс€чески мешали найти папоротниковый цветок.

— точки зрени€ современной биологии миф о цветке папоротника несосто€телен: папоротник относитс€ к отделу папоротниковидных и размножаетс€ спорами, то есть цвести он никак не может .

¬ообще дл€ политеистических верований характерно было внимательное отношение к природным €влени€м. “ак, часто обожествл€лись гром и молни€ (богом-громовержцем в древнегреческой мифологии был «евс, у слав€н — ѕерун). –азнообразные астрономические €влени€ выступали в роли примет: так, в сочиненном в христианскую эпоху «—лове о полку »гореве» затмение изображалось дурным знаком дл€ »гор€ и его войска. —охранила свое значение как плохое предзнаменование и комета: ее по€вление в начале 1812 года многими воспринималось как предвестие т€желых вестей (в «≈вгении ќнегине» вино урожа€ 1812 года даже называетс€ «вином кометы»).

—овременные представлени€ о купальской ночи сейчас основаны на позднейших этнографических запис€х, и насколько это соотноситс€ непосредственно с €зыческими традици€ми, сказать сложно.

¬осточнослав€нские племенные союзы не знали письменности, а миссионеры не стремились записывать свидетельства об «идолищах» и их поклонниках, поэтому исследователи сейчас имеют лишь общие представлени€ о пантеоне богов .

ќтсутствие документов привело к по€влению фальсификаций, самой известной из которых стала «¬елесова книга» — сборник легенд и рассказов о древней (вплоть до IX века до н.э.) слав€нской истории, созданный в XIX или даже XX веке.

 ак следствие, попул€рные с 1990-х годов идеи «родновери€» — нео€зычества (активным сторонником таких идей €вл€етс€, например, российский боксер јлександр ѕоветкин) — не возвращение к корн€м, а искусственно созданный комплекс представлений. ќднако христианизаци€ племен на –усской равнине шла медленно. Ќесмотр€ на принуждение, люди продолжали втихомолку поклон€тьс€ собственным божествам. ѕроследить за этим было сложно, особенно в отдаленных районах и деревн€х. ¬ результате православие хоть и стало частью русской культуры, но вступило в сложные св€зи с дохристианскими веровани€ми.

÷ерковь, конечно, стремилась боротьс€ с про€влени€ми «поганства», но не преуспевала: в результате переосмысл€юща€ христианские идеи ћасленица стала частью традиции..

” белорусов традиционный день поминовени€ предков — ƒз€ды — слилс€ с православным ƒнем поминовени€ усопших.

“акже приобрел христианские черты и день летнего солнцесто€ни€, который отождествилс€ с рождеством почитаемого христианского св€того »оанна  рестител€. ¬ странах, где церковь использует √ригорианский календарь, этот праздник отмечаетс€ 24 июн€ — то есть непосредственно р€дом со днем летнего солнцесто€ни€, самой короткой ночью в году. »з-за того что в –оссии церковь придерживаетс€ старого стил€, рождество »оанна  рестител€ приходитс€ не на 24 июн€, а на 7 июл€, подобно тому как –ождество ’ристово западные страны празднуют 25 декабр€, а в –оссии — 7 €нвар€.

¬ этих астрономических выкладках есть и философский смысл: после рождени€ »исуса ’риста день начинает прибавл€тьс€, после рождени€ »оанна  рестител€ — убывать.

¬ ≈вангелии от »оанна этот факт объ€сн€етс€ так: «≈му должно расти, а мне — умал€тьс€».

»оанн, согласно ≈вангелию от Ћуки, родилс€ в семье иудейского св€щенника «ахарии. ѕо этому тексту, »оанн крестил ’риста в реке »ордан. ¬ народе слово « реститель» выражалось словом « упала», которое характеризует погружение в воду в процессе крещени€.

“радици€ купальских празднеств еще в XIX веке была широко распространена среди сельского населени€ –оссийской империи: так, в своем цикле «¬ечера на хуторе близ ƒиканьки» Ќиколай √оголь описал народные предани€ в рассказе «¬ечер накануне »вана  упала».

ћетки:  

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку