-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55061

Ќеправильные нищие

—уббота, 12 »юл€ 2014 г. 11:32 + в цитатник

Ќеправильные нищие»ногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. ” мен€ так бывает вс€кий раз, когда иду вдоль шеренги пом€тых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Ѕожию». »ли когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «ѕомогите ’риста ради! ”мирает сын-дочь-внук-муж». »ли когда поддатый инвалид в армейской форме пристает к водител€м, пока машины сто€т в пробке у железнодорожного переезда....

¬едь сто раз уже, наверное, видел по телевизору репортажи о подобных способах «разводки на жалость». » в глубине души склонен считать, что так оно все и есть: денежку, полученную возле храма «во славу Ѕожию», пом€тые личности тут же потрат€т на гор€чительные напитки, у женщины из метро никто не умирает, а пь€ный инвалид — наемник мафии. ¬се так. “олько вот душа…  ак-то она все же беспокоитс€, если прохожу мимо таких «неправильных» нищих, ничего не подав. Ќеуютно ей тогда бывает, душе. ћаетс€ она потом. Ѕудто спрашивает, мол, что ж ты, христианин? “ебе ведь €сно заповедано: прос€щему — дай. ј ты чего?

ј € ей тут же в ответ слова ¬асили€ ¬еликого: …нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегос€ и прос€щего по любост€жательности. » кто дает угнетенному бедностию, тот дает √осподу и от Ќего получит награду; а кто ссужает вс€кого мимоход€щего, тот бросает псу, который докучает своею безотв€зностию, но не возбуждает жалости своей нищетою. ¬от так. ѕоспорь, душа, со св€тителем! ј если мало этих слов — добавлю еще и из ƒидахе: …пусть запотеет милостын€ тво€ в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь. » в придачу укажу еще на »оанна  ронштадтского, который очень любил эту цитату и часто упоминал ее.  ороче, неоспоримо и авторитетно докажу своей душе, что подавать милостыню невесть кому — дело душевредное и богопротивное. ¬роде бы и докажу, и объ€сню, и на ќтцов сошлюсь… а только мимо все. ќна, глупа€, все равно чего-то болит, тревожитс€. » никакие авторитеты ей тут не указ...

ћое отношение к нищим формировалось достаточно долго, под впечатлением р€да наблюдений, встреч и знакомств с людьми этого круга. ќ некоторых из них € хотел бы вкратце рассказать.

ѕосле пожара

—мотреть на это было страшно. ѕо гр€зноватому весеннему снегу разметались цветастым пунктиром одежки моих детей. я шел вдоль обочины и почти машинально подбирал желтую јнтошкину курточку, синие штанишки Ќикиты, свитер, св€занный дл€ √леба бабушкой ќлей… ј потом растер€нно сто€л на дороге с охапкой мокрой испачканной детской одежды. » не понимал, что нужно делать дальше...

«а пару дней до этого к нам постучалась женщина с печальными глазами. √орьким был ее рассказ. —горел в деревне дом. — двум€ маленькими детьми она осталась в одночасье без крыши над головой, без вещей, без денег. Ќа первое врем€ их приютили соседи. ћужа нет, родственников тоже.  ак жить дальше, не знает. ј пока — ходит вот, побираетс€ ’риста ради.

Ќа дворе сто€л дев€носто восьмой год. ¬ каком-то смысле мы тоже были тогда бездомными – с трем€ детьми ютились в очередном съемном жилье без удобств.  ак тут не помочь чужой беде? “олько вот помогать-то особо было нечем. —ами едва сводили концы с концами. Ќу, что делать: собрала жена немножко продуктов, дала немножко денег, извинилась, что больше нечем поделитьс€. ∆енщина поблагодарила. ј потом спросила, нет ли у нас какой-нибудь одежды дл€ ее детей. Ёх, как же мы обрадовались, что хот€ бы здесь можем помочь! ”ж чего-чего, а этого добра у нас было в достатке. ƒолго выбирали все самое подход€щее, чтоб по сезону, по размерам. Ќабрали два здоровенных пакета. ∆енщина была очень довольна, на прощанье желала нам здоровь€ и всех благ.

...ј теперь € сто€л на гр€зном проселке, держал в руках эти вещички и не знал, как с ними поступить. Ќа душе было т€гостно, словно бы теперь уже мой дом сгорел, а курточки, штанишки и кофты — это все, что уцелело на пожаре. √лупо, конечно... ќднако бросить на дороге € их так и не смог. ѕритащил домой. » тайком, чтобы не огорчать жену, спр€тал в сарае.

ѕрошло три мес€ца. ќднажды захожу во двор и вижу: жена отстирывает в корыте эти самые дареные погорельцам детские вещи.

— „то, — говорю, — нашла «заначку»?

— јга, — жена шмыгнула носом. — я их еще тогда, на дороге видела. “олько не стала тебе говорить, чтобы не расстраивать. ј подобрать не догадалась.

ѕомолчала и добавила тихо:

— “ам еще и продукты были раскиданы…

ƒумали мы, думали, что же это с нами приключилось, но так и не пришли ни к чему в своих думках. ѕросто перестирали все, да и отдали мальчишкам дальше донашивать.

ƒвое в поезде

¬ моей жизни был случай, когда € не подал нищим ничего. ¬ернее, бывало-то их гораздо больше. Ќо именно этот врезалс€ в пам€ть по-особенному.

–ассужда€ о нищих, мы обычно подразумеваем под этим словом некий обобщенный типаж человека, который пусть и по-своему, но как-то все же устроилс€ в жизни. Ќа ум сразу приход€т члены полукриминальных сообществ, талантливые симул€нты-одиночки или обычные туне€дцы, принципиально не желающие добывать хлеб насущный честным трудом. ќднако за этими, самыми броскими и распространенными вариантами нищенства существует еще один его пласт. ћы крайне мало знаем о нем, потому что в своей обыденной жизни практически не пересекаемс€ с его представител€ми. Ќо если это все же происходит, такие встречи запоминаютс€ на всю жизнь.

¬ тот день € ехал на пригородной электричке домой. ѕригревало апрельское солнце. ћолодой зеленью светились за окном деревь€. Ќа душе было хорошо, как это бывает лишь весной в такие вот погожие деньки. » тут в вагон вошли двое. Ќазвать их мужчиной и женщиной можно было лишь потому, что так уж прин€то называть разнополых особей людского рода. „еловеческий облик едва угадывалс€ в них за какой-то совершенно неверо€тной ветошью, составл€вшей их одежду. Ќичего подобного € не видал на живых люд€х ни до, ни после. «асаленные, полуистлевшие, гр€зные до полной потери цвета мерзкие тр€пки, когда-то бывшие кофтой, брюками, пиджаком…

» лица у них были под стать оде€нию: одутловатые, заплывшие, не красные даже, а какие-то бурые. ћужчина был безглазым. ¬еки над пустыми глазницами свисали у него до середины щек, как у гоголевского ¬и€. ѕо черному от гр€зи воротнику бродили крупные вши. ∆енщина-поводырь шла впереди него по вагону с пом€той консервной банкой в руке. —лепой держалс€ сзади за резинку ее рейтуз. Ќо окончательно вогнал мен€ в ступор даже не вид их, а запах. ¬ернее — чудовищна€, непередаваема€ словами вонь. „ем от них несло — аммиаком, гнилью, прелью, разлагающимс€ человеческим телом — Ѕог весть как это все еще можно назвать. ќни медленно шли мимо мен€, не произнос€ ни слова. ј € смотрел и смотрел на них, цепене€ от увиденного. ƒаже в голову мне раньше не приходило, что люди могут дойти до такого кра€. Ќаивно думалось, что у нищеты бывают какие-то пределы…

Ќищие вышли в тамбур и направились в следующий вагон. ќторопевшие пассажиры пришли в себ€ и дружно бросились открывать окна. «азвучали со всех сторон возмущенные вариации на тему: « ак можно позвол€ть вонючим бомжам заходить в электрички!»

ј € думал о том, что перед такой огромной чужой бедой человек попросту бессилен. ƒа, тогда € растер€лс€. » не бросил в их жалкую баночку ни копейки. Ќо даже если бы € отдал все, что у мен€ было с собой — деньги, одежду, сумку с книгами, — все равно это ничего не изменило бы в их страшной жизни. Ёто и жизнью-то назвать €зык не поворачиваетс€.

Ќаташа

¬первые она по€вилась у нас в доме с огромным животом и маленьким хмурым мальчиком, вцепившимс€ в ее подол. ћолода€ изможденна€ женщина на последних сроках беременности просила пода€ни€. –ассказала свою нехитрую историю: детдомовка, вышла замуж, жили в √розном. Ќачалась война, муж погиб. ≈го родственники от нее отказались. ќсталась одна с ребенком, да еще и беременна€. ƒело происходило в самый разгар первой чеченской кампании. я лично знал в нашем краю пару-тройку людей с подобными судьбами. —орванные войной с родных мест, без жиль€, без средств к существованию, они находили себе приют в российской глубинке — благо, брошенных домов в пустеющих деревн€х хватало на всех…

Ќаташу поселили в недостроенном общежитии местного ѕ“”, в комнате без отоплени€. ƒл€ летнего сезона жилище вполне подход€щее. ќ том же, что будет зимой, она старалась не думать. ћы помогали ей, чем могли, — деньгами, едой, вещами. „ерез несколько недель Ќаташа родила еще одного мальчика и перебралась в соседний райцентр, где власти нашли ей более подход€щее жилье. Ќо нас она врем€ от времени навещала, поскольку кормилась, как и прежде, нищенством. ƒетские пособи€ были тогда совсем мизерными, а получить работу в ее положении было практически нереально. ѕравда, позже она дважды пыталась устроитьс€ уборщицей — сначала в школе, потом в ƒоме культуры. Ќо дети посто€нно хворали, приходилось отпрашиватьс€, брать больничные… ј тут, в придачу ко всем бедам, у нее самой открылась €звенна€ болезнь. Ќу кому нужна така€ уборщица?  ороче, работать не получилось. “еперь, уже с двум€ детьми в вечно ломающейс€ кол€ске, она ходила от дома к дому, наде€сь лишь на людское милосердие. ” нас она иногда останавливалась отдохнуть часок-другой. ≈ла очень мало.

’уда€, с черными полукружь€ми под глазами, вечно уставша€ до полусмерти.   нам в ∆издру она приезжала побиратьс€ не от хорошей жизни — в соседнем райцентре народ был куда жестче. —лучалось, в подъездах тамошних «хрущевок» ее избивали и даже спускали с лестницы. ћестна€ шпана несколько раз отбирала у нее собранные с таким риском крохи. ” нас же она в каждый приезд обходила несколько домов, где ее давно знали. ѕо€вл€лась нечасто — раз в две-три недели. ≈сли Ќаташи долго не было, мы с женой начинали волноватьс€: уж не случилось ли чего? «накомство наше продолжалось несколько лет.

ќднажды € разговорилс€ с женой нашего св€щенника, котора€ тоже все это врем€ помогала Ќаташе. » не сразу смог осмыслить услышанное. ƒело в том, что матушке она рассказывала о себе совсем другую историю. Ќе помню всех подробностей, но в этом варианте Ќаташиных злоключений никакой „ечни не было и в помине. «ато детей у нее оказалось уже не двое, а… п€теро! » прописана она была в ќвсороке — деревне, где еще с послевоенных времен обосновалс€ цыганский табор. ¬се это матушка своими глазами прочла в ее паспорте, который Ќаташа сама показывала. ј приходские всезнающие бабульки говорили еще более интересные вещи: будто живет она там преспокойно с мужем-цыганом. ј к нам ездит, потому что таков национальный обычай — цыганска€ жена должна промышл€ть либо гаданием, либо попрошайничеством. ¬от ведь кака€ верси€: хочешь — верь, хочешь — нет… я — не хотел. ѕотому что лично знал Ќаташу не один год и верил своим глазам больше, чем досужим россказн€м. Ќу не укладывалось у мен€ такое в голове, и все тут!

ј закончилась эта истори€ следующим образом. ќднажды поехали мы с женой за какой-то надобностью в тот самый соседний райцентр. ¬лезли в битком набитый автобус.   середине пути в салоне стало попросторней. ћы перебрались на заднюю площадку, где освободились места. » увидели пр€мо перед собой… Ќаташу. — п€тью детьми. » с коренастым цыганом в обнимку. ќна сразу же сделала вид, будто не замечает нас. ћы тоже старались не смотреть в ее сторону. Ёто стоило нам всем значительных усилий, поскольку сидели мы в двух шагах напротив друг друга. ¬скоре они сошли у какой-то придорожной деревушки. — тех пор Ќаташу € больше не встречал.

ƒва смысла милостыни

Ќи в коем случае не оспарива€ чьей-либо точки зрени€, сразу хочу сказать: € стараюсь по мере сил подавать каждому, кто ко мне обращаетс€ (за исключением, разве что, откровенно пь€ных). ћне кажетс€, что за всеми этими спорами и обсуждени€ми на тему «кому дать, кому не дать» мы незаметно ушли в сторону от христианского понимани€ милостыни и теперь рассматриваем ее лишь как социальное пон€тие. ј ведь это далеко не одно и то же.

¬ христианстве мы призваны делами милосерди€ исправл€ть самих себ€; учитьс€ любить ближнего не на словах, а на деле; милостыней лечить свою душу.  азалось бы, очевидна€ мысль. Ќо сегодн€ мы почему-то куда более озабочены совсем другими проблемами: как потратит нищий полученные от нас деньги? Ќе напьетс€ ли на них? Ќе согрешит ли с их помощью? ј может быть, он и вовсе подпольный миллионер и аферист?

» здесь нам неизбежно приходитс€ делать вывод: подавл€ющее большинство сегодн€шних нищих — «неправильные». “о есть — не соответствующие нашим высоким требовани€м к насто€щему, добросовестному нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в том, что он потратит ее исключительно на благое дело. ѕыта€сь угадать, как прос€щий распор€дитс€ полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему приговор. “о есть уже загод€ считаем его мошенником, пь€ницей, туне€дцем и т. д. » самое главное — понимаем вдруг, что не любим этого человека. ј значит, денег ему не дадим.

¬от это € и называю социальным подходом, когда «хорошим» нищим мы даем милостыню, «плохим» — нет. ј ведь и в евангельские времена нищие едва ли были более нравственным народом, чем теперь. ќднако ’ристос €сно и недвусмысленно сказал: прос€щему — дай. Ћюбому.  аждому, кто к тебе обратитс€. » вовсе не потому, что он достоин пода€ни€, а совсем по другой причине: каким бы он ни был плохим и нечестным, мы все равно призваны отнестись к нему с любовью. »наче и сами отпадем от Ћюбви Ѕожьей. ¬от чего нужно действительно бо€тьс€, а не гадать — жулик этот несчастный или нет.

ќднажды € столкнулс€ в магазине с нищенкой, покупавшей пиво на только что выпрошенные у мен€ деньги. —перва, конечно, возмутилс€. ј потом подумал: ну а что, разве € сам никогда не покупал себе пивка в охотку?  ака€ разница-то? ¬от, √осподь посылает мне деньги, и € трачу их по своему усмотрению. ¬ том числе и на пиво. » нищенке √осподь тоже послал деньги, на этот раз — через мен€. » она точно так же свободна распор€жатьс€ ими. “ак что же тогда мен€ возмущает в ее выборе, за который € себ€, кстати, никогда не осуждал?

ј возмущает мен€ следующее: когда € понимаю, что побирушка может за день насобирать в большом городе денег больше, чем € сам за этот же день зарабатываю, то подавать милостыню как-то уже и не хочетс€. Ќу не хочетс€ мне, чтобы тот, кому € помогаю, жил лучше, чем €! ¬от если гарантировано, что его услови€ жизни хуже моих, тогда подам без проблем. “олько где ж ее вз€ть, такую гарантию? —правку о доходах у нищих спрашивать? »ли частного детектива нанимать, чтоб проследил, как они расходуют полученные от мен€ средства?

“акие вот мысли... √орькие и гадкие, если честно.

«апотевша€ денежка

≈сть такой св€той — »оанн ћилостивый, патриарх јлександрийский. ќднажды его слуги заметили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц, также просивших пода€ни€. Ќа вопрос слуг, подавать ли милостыню и им тоже, он ответил: «≈сли вы действительно рабы ’ристовы, то подавайте так, как ’ристос повелел, не взира€ на лица и не расспрашива€ о жизни тех, кому даете». » ведь это сказал не кто-то, а св€той, вошедший в историю ÷еркви под именем ћилостивого. “о есть — осуществившего добродетель милостыни так, как она должна быть осуществлена и всеми нами. Ќу как же мне с ним спорить? » на каком основании?

я стараюсь каждому обратившемус€ дать хот€ бы что-нибудь. Ќе наде€сь особо изменить его жизнь к лучшему — ну что там изменит мо€ дес€тка? — а просто дл€ того, чтобы самому остатьс€ человеком и не смотреть на несчастного опустившегос€ брод€гу как на никчемный отброс. ¬ дневниках “араса Ўевченко есть страшна€ запись: «Ўел € в декабре по набережной. Ќавстречу бос€к. ƒай, говорит, алтын. я поленилс€ расстегивать свитку. Ѕог, отвечаю, подаст. »ду дальше, слышу — плеск воды. ¬озвращаюсь бегом. ќказываетс€, нищий мой в проруби утопилс€. Ћюди собрались, пристава зовут... — того дн€ € всегда подаю любому нищему. ј вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»

я не знаю, почему обратившийс€ ко мне с просьбой человек оказалс€ в бедственном положении. Ќе знаю, что им движет. Ќичего о нем не знаю, кроме того, что сам он о себе рассказал. » не дай мне Ѕог в таких случа€х прин€ть насто€щую людскую беду за ловкое мошенничество. ”ж лучше € еще сто раз ошибусь в другую сторону, чем хот€ бы однажды окажусь мерилом жестокости дл€ подлинно бедствующего.

Ќикакие св€тоотеческие цитаты не смогут мен€ в этом разубедить.  онечно, фраза из ƒидахе о запотевшей в руке милостыне — очень сильный аргумент. Ќо только в том случае, если она цитируетс€ вне контекста. ѕотому что строкой выше там же, в первой главе ƒидахе, написано: ¬с€кому прос€щему у теб€ давай и не требуй назад, ибо ќтец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Ѕлажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. √оре тому, кто берет! »бо если он берет, име€ в том нужду, то он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он вз€л…

» цитата из ¬асили€ ¬еликого, несмотр€ на всю свою убедительность, в данном случае не работает, поскольку речь в ней идет о совершенно иной ситуации. ѕриведенные мною в начале статьи слова св€тител€ вз€ты из наставлени€ человеку, который решил раздать все свое имущество без остатка.   нему-то обраща€сь, и пишет ¬асилий ¬еликий: …не на себ€ должно брать разда€ние имени€, но поручить тому, на кого возложено распор€жатьс€ делами бедных. …»бо нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегос€ и прос€щего по любост€жательности. ќстаетс€ лишь удивл€тьс€, с какой легкостью и посто€нством искажаетс€ смысл этих слов в многочисленных публикаци€х, где они привод€тс€ в качестве доказательства пр€мо противоположной мысли. ¬асилий ¬еликий призывает собеседника не заниматьс€ благотворительностью лично, по причине отсутстви€ опыта. ” нас же сегодн€ эта фраза часто воспринимаетс€ едва ли не как требование ко всем и каждому руководствоватьс€ такой опытностью. Ќо ведь нет ее почти ни у кого, за редчайшим исключением. » у мен€ тоже нет.

ј вот нищие вокруг — есть. » врем€ от времени обращаютс€ ко мне с просьбой о милостыне. ѕлохие, обманщики, воры, пь€ницы — Ѕог весть, кто они там такие. » что мне с ними делать? ƒа, »оанн  ронштадтский любил повтор€ть слова о запотевшей в руке милостыне. Ќо ведь как же он и благотворил при этом! —колько раз жена корила кронштадтского пастыр€ за то, что он возвращалс€ вечером домой без сапог, подарив их на улице очередному бос€ку! ¬от бы в чем равн€тьс€ на ѕраведника. »наче получаетс€, что милостын€ у мен€ в руке потеет, а сапоги-то на месте…

∆изнь наша не така€ уж и долга€.  ак мы ее ни проживем — в нищете ли, в богатстве — все равно через какое-то врем€ она закончитс€. » единственный ее результат дл€ всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? Ќаучились ли видеть сквозь все его недостатки образ Ѕожий?

ƒа, мне трудно с любовью отнестись к нищему. ј ему трудно с любовью отнестись ко мне. » купюра в кружку не изменит чужой жизни. Ќо с моей стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на мен€ хот€ бы без непри€зни.

¬прочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостын€ тво€ в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь. ’орошие и правильные слова. ¬от только к себе € их примерить никак не могу. ѕотому что боюсь так и остатьс€ с сопревшей в кулаке денежкой, дл€ которой не нашлось «достойного» нищего.

јвтор: “ ј„≈Ќ ќ јлександр

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку