-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55661


јскольд и ƒир: загадка первых киевских кн€зей

ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 10:04 + в цитатник

јскольд и ƒир: загадка первых киевских кн€зей

јскольд и ƒир – легендарные кн€зь€, в конце IX века правившие в граде  иеве, прин€вшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. “акова общеприн€та€ верси€, но в ней есть много противоречий.

»сточники
—ведени€, которые мы черпаем по истории ƒревней –уси, собраны большей частью в ѕовести временных лет, а также в более поздних летопис€х, которые во многом опираютс€ на первую. ƒостоверность таких документов современными историками подвергаетс€ сомнению: и дело не только в хронологических неточност€х или в перемешивании фактов.
Ћетописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажени€ событий в пользу той или иной политической идеи. Ћ. Ќ. √умилев полагал, к примеру, что летописец Ќестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
“ем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летопис€ми, но византийскими, европейским или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.
 
»з вар€г в хазары
ѕовесть временных лет сообщает, что јскольд и ƒир были вар€жскими дружинниками новгородского кн€з€ –юрика, которые выпросились у него в поход на ÷арьград ( онстантинополь). Ќо в Ќиконовской летописи они выступают как враги –юрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
“ак или иначе, отправившись вниз по ƒнепру, вар€ги узрели на холме славный город, основанный  ием. ”знав, что в городе нет правител€, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и кн€жить.

¬ ”стюжском летописном своде говоритс€, что јскольд и ƒир были «ни племени кн€жа, ни бо€рска, и не даст им –юрик ни града, ни села». ¬идимо, поход в ÷арьград был лишь предлогом, а конечна€ цель – получить земли и кн€жеский титул.
»сторик ё.  . Ѕегунов утверждает, что јскольд и ƒир, предав –юрика, превратились в хазарских вассалов. —ведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта верси€ имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы вар€гам так запросто распор€жатьс€ своей вотчиной. Ќо, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных вар€гов каганат видел серьезное подспорье в противосто€нии с могущественным –юриком.

ѕоход на ÷арьград
ќ набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от „ерного мор€) на ÷арьград помимо ѕовести временных лет мы узнаем от византийских и италь€нских хроникеров, что придает сведени€м больше достоверности. ѕравда, источники расход€тс€ в определении дат: в ѕовести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, дела€ поправку на неточную хронологию ѕовести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событи€х.

¬изантийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападени€ с мор€ русов. ѕо разным данным к берегам  онстантинопол€ подошло от 200 до 360 кораблей. ¬изантийцы слабо представл€ли, откуда пришла эта арми€, а вот летописец Ќестор говорит о войсках јскольда и ƒира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились вз€ть сам ÷арьград.
“олько благодар€ усердному молению цар€ ћихаила и патриарха ‘оти€, а также ризе пресв€той Ѕогородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась бур€, а подн€вшиес€ огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернутьс€ домой.

’ристиане или иудеи?

¬ некоторых источниках сообщаетс€, что после поражени€ русов ¬изанти€ налаживает отношени€ с молодым ƒревнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую де€тельность. ‘иларет √умилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевска€ –усь вн€ла евангельской проповеди при киевских кн€зь€х јскольде и ƒире».
ќднако академик ј. ј. Ўахматов утверждает, что в более древних летопис€х, повествующих о походе на ÷арьград нет упоминани€ об јскольде и ƒире – их имена вставили позднее, ничего не говоритьс€ о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Ѕолее того, учитыва€ возможные св€зи киевских кн€зей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было прин€ть иудаизм.
”бийство
ѕосле смерти –юрика опекуном при его малолетнем сыне »горе и фактически главой Ќовгорода стал ќлег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». ќн помнил об опальных вар€гах, а поэтому организованный им в 882 году поход на  иев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев.  иев в то врем€ превратилс€ в очаг смуты – туда посто€нно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

ќлег вз€л с собой в рискованный поход »гор€, что может означать одно: он хотел €вить  иеву законного наследника рода –юриковичей и посадить его на «киевский трон».  ак гласит предание, обманом выманив јскольда и ƒира из крепостных стен, он произнес: «¬ы не кн€зь€ и не знаменитого роду», а показав на »гор€, добавил: «¬от сын –юриков!». ѕосле этого киевские правители были преданы смерти.

ќднако, по мнению польского историка XV столети€ януша ƒлугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, јскольд и ƒир были наследными правител€ми  иева, потомками  и€, и более того - брать€ми, а поэтому свержение киевских кн€зей выгл€дит не только вероломным, но и противозаконным. Ќо здесь можно усмотреть стремление ƒлугоша показать обоснованность польских прит€заний на  иев, так как, по его мнению,  ий, один их наследников польской династии.

ј был ли ƒир?
—огласно летописи јскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу ƒнепра, а вот могила ƒира оказалась за »рининским монастырем – недалеко от нынешних ««олотых ворот». »х раздел€ет три километра: странный факт, соправители (или даже брать€), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

—ледует заметить, некоторые исследователи предполагают, что јскольд и ƒир правили в  иеве в разное врем€, но есть и такие, кто считает что јскольд и ƒир это одно лицо. ¬ древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самосто€тельную личность.
“акже византийские источники, описыва€ осаду русами  онстантинопол€, говор€т об одном военачальнике, правда, не называ€ его имени. »сторик Ѕ. ј. –ыбаков дает нам разъ€снение: «Ћичность кн€з€ ƒира нам не пон€тна. „увствуетс€, что его им€ искусственно присоединено к јскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическа€ форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

»стори€ киевских кн€зей јскольда и ƒира оставл€ет больше вопросов, чем дает ответов. Ћетописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточност€ми или пр€мым искажением фактов, а археологи€ не в состо€нии показать нам полную и достоверную картину жизни ƒревней –уси IX столети€.  онечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останетс€ сокрыто завесой минувшего тыс€челети€.

 

“арас –епин

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку