-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55663


Ўумеры: тайна, завернута€ в загадку

ѕонедельник, 01 —ент€бр€ 2014 г. 11:04 + в цитатник
Ўумеры: тайна, завернута€ в загадку

Ќа юге современного »рака, в междуречье “игра и ≈вфрата, почти 7000 лет назад поселилс€ загадочный народ – шумеры. ќни внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком €зыке говорили.

«агадочный €зык

ƒолину ћесопотамии издавна насел€ли племена семитов-скотоводов. »менно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. —ами шумеры не состо€ли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день не€сно. Ќеизвестна ни прародина шумеров, ни €зыкова€ семь€, к которой принадлежал их €зык.

Ќа наше счастье, шумеры оставили много письменных пам€тников. »з них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себ€ «санг-нгига» - «черноголовые». язык же свой они называли «благородным €зыком» и считали единственным пригодным дл€ людей (в отличие от не столь «благородных» семитских €зыков, на которых разговаривали их соседи).
Ќо шумерский €зык не был однородным. Ѕыли в нем особые диалекты дл€ женщин и мужчин, рыбаков и пастухов.  ак звучал шумерский €зык, неизвестно по сей день. Ѕольшое количество омонимов позвол€ет предположить, что €зык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
ѕосле заката шумерской цивилизации, €зык шумеров еще долго изучалс€ в ћесопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

 
ѕрародина шумеров

ќдной из главных загадок остаетс€ прародина шумеров. ”ченые стро€т гипотезы, основыва€сь на археологических данных и сведень€х, полученных из письменных источников.
Ёта неизвестна€ нам азиатска€ страна должна была располагатьс€ на море. ƒело в том, что шумеры попали в ћесопотамию по руслам рек, а первые их поселени€ по€вл€ютс€ на юге долины, в дельтах “игра и ≈вфрата. —начала шумеров в ћесопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. ¬идимо, они были хорошими мореплавател€ми, раз смогли подн€тьс€ вверх по незнакомым рекам и найти подход€щее место, чтобы пристать к берегу.
 роме того, ученые считают, что шумеры происход€т из гористой местности. Ќе зр€ в их €зыке слова «страна» и «гора» пишутс€ одинаково. ƒа и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружени€ с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось св€тилище.
≈ще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологи€ми. Ўумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ѕлижнем ¬остоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
ѕо одной из версий, эта легендарна€ прародина располагалась на юге »ндии.

ѕережившие потоп

Ўумеры не зр€ избрали своей новой родиной долину ћеждуречь€. “игр и ≈вфрат берут начало в јрм€нском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. »з-за этого почва в ћесопотамии чрезвычайно плодородна€, там в изобилии росли фруктовые деревь€, злаки и овощи.  роме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи дл€ скота.
Ќо у всего этого изобили€ была и обратна€ сторона.  огда в горах начинали та€ть снега, “игр и ≈вфрат несли в долину потоки воды. ¬ отличие от разливов Ќила, разливы “игра и ≈вфрата нельз€ было предсказать, они не были регул€рными.

—ильные разливы превращались в насто€щее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колос€щиес€ пол€, животных и людей. Ќаверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об «иусудре.
Ќа собрание всех богов были прин€то страшное решение – уничтожить все человечество. Ћишь один бог Ёнки пожалел людей. ќн €вилс€ во сне к царю «иусудре и велел ему построить огромный корабль. «иусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своЄ имущество, семью и родичей, различных мастеров дл€ сохранени€ знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. ƒвери корабл€ были засмолены снаружи.
Ќаутро началс€ страшный потоп, которого испугались даже боги. ƒождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Ќаконец, когда вода начала отступать, «иусудра покинул корабль и принес жертвы богам. “огда в награду за его верность, боги даровали «иусудре и его жене бессмертие.

Ёта легенда не просто напоминает предание о Ќоевом ковчеге, скорее всего библейска€ истори€ €вл€етс€ заимствованием из шумерской культуры. ¬едь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восход€т аж к XVIII веку до нашей эры.

 
÷ари-жрецы, цари-строители

Ўумерские земли никогда не €вл€лись единым государством. ѕо сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правител€ми, своей армией. ќбщими были лишь €зык, религи€ и культура. √орода-государства могли враждовать между собой, могли обмениватьс€ товарами или вступать в военные союзы.
¬ каждом городе-государстве правили три цар€. ѕервый и самый главный называлс€ «эн». Ёто был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). √лавной задачей цар€-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений.  роме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

¬ажной сферой жизни в древней ћесопотамии было строительство. Ўумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. »з этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. «аведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси.  роме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позвол€ли хоть немного контролировать нерегул€рные разливы.

Ќа врем€ ведени€ войны шумеры избирали еще одного предводител€ – военного вожд€ – лугал€. —амым известным военным вождем был √ильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Ёпосе о √ильгамеше». ¬ этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город ”рук драгоценное кедровое дерево и даже спускаетс€ в загробный мир.

Ўумерские боги

¬ Ўумере существовала развита€ религиозна€ система. ќсобым почитанием пользовались три бога: бог неба јну, бог земли Ёнлиль и бог воды Ёнси. ѕомимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. “ак, Ёнлиль особенно почиталс€ в древнем городе Ќиппуре. ∆ители Ќиппура считали, что Ёнлиль подарил им такие важные изобретени€ как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

¬ажными богами дл€ шумеров были солнце (”ту) и луна (Ќаннар), смен€вшие друг друга на небосклоне. », конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богин€ »нанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать »штар, а финикийцы – јстартой.

»нанна была богиней любви и плодороди€ и, одновременно, богиней войны. ќна олицетвор€ла прежде всего плотскую любовь, страсть. Ќе зр€ во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом земл€м, скоту и люд€м, проводили ночь с верховной жрицей »нанну, воплощавшей саму богиню.

ѕодобно многим древним богам, »нанну была капризна и непосто€нна. ќна часто влюбл€лась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Ўумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. ѕосле смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. „тобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

 линопись

Ўумерска€ цивилизаци€ достигла удивительных высот, даже после завоевани€ северными сосед€ми, культура, €зык и религи€ шумеров были заимствованы сначала јккадом, потом ¬авилонией и јссирией.
Ўумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хот€ €чменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Ќо главным достижением шумеров была, конечно, уникальна€ система письма – клинопись.
 линопись получила свое название из-за формы значков, которые оставл€ла тростникова€ палочка на мокрой глине – самом распространенном материале дл€ письма.

Ўумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Ќапример, когда человек подсчитывал свое стадо, дл€ обозначени€ каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставл€л пометки – количество этих шариков. Ќо ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. Ќа шариках по€вл€лись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. », наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. –исовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состо€щее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. » последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

—начала клинопись использовалась дл€ составлени€ хоз€йственных документов. ќт древних жителей ћесопотамии до нас дошли обширные архивы. Ќо позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и по€вились даже целые библиотеки из глин€ных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. »менно благодар€ пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведени€ об этой древней цивилизации.

¬ера ѕотопаева

ћетки:  

ѕроцитировано 13 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Piligrim   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 —ент€бр€ 2014 г. 15:55 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку