-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55499


 ак св€той √еоргий стал символом московских царей

ѕонедельник, 08 —ент€бр€ 2014 г. 10:17 + в цитатник
 ак св€той √еоргий стал символом московских царей

ѕочему на гербе и флаге ћосквы изображен св€той √еоргий? »сторически, прин€тие √еорги€ ѕобедоносца как покровител€ московской государственности не менее загадочно, чем по€вление на –уси двуглавого орла. 

ѕервое по€вление
ѕервое официально задокументированное свидетельство по€влени€ св€того √еорги€ в качестве государственного символа относитс€ к 1497 году. “огда всадник-змееборец по€вилс€ на лицевой стороне печати »оанна  III.  стати, к этому моменту относитс€ и первое по€вление двуглавого орла, который был как раз изображен на обратной стороне великокн€жеской печати. »нтересно, что до этого момента у »оанна III была печать с совсем другим сюжетом – лев в схватке со змеей. „то же заставило великого кн€з€ сменить изображение на печати, а с ним и покровител€ государства?

 

 
јрхистратиг ћихаил
Ќадо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как св€того √еорги€ спуст€ несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху »оанна III, что это именно √еоргий ѕобедоносец, не найдено.

ћногие историки высказывают сомнени€, что на печати московского государ€ 1497 года изображен именно св€той √еоргий. “ак, р€д исследователей утверждают, что, веро€тней всего, всадник c печати €вл€етс€ архистратигом ћихаилом, который со времен »вана  алиты был покровителем московских кн€зей.

 

»конографический сюжет «јрхангел ћихаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дь€вола, по€вилс€ в –усской православной традиции только в конце XVI века. ƒо этого на –уси архангел изображалс€ пешим с мечом или копьем в руке.  роме того, согласно канону, архистратиг изображалс€ с крыль€ми и с нимбом (кстати, как и св. √еоргий), но на печати великого кн€з€ эти атрибуты отсутствуют.

 

Ќеизвестный змееборец

»спользование образа всадника, поражающего зме€, не было чистым новаторством »оанна III. “ак, этот образ использовал кн€зь ћосковский ¬асилий “емный, отец »оанна, в первой половине XV века. ѕравда, кн€зь чеканил копейщика на московских монетах, на кн€жеской же печати представал всадник с соколом на плече.

»зображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он св€той. Ѕолее того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории √еорги€ ѕобедоносца, поражающего зме€ копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегос€ на зме€ мечом, что не соответствует иконографическому канону.  то же тогда этот всадник, если ни св€той √еоргий, ни архангел ћихаил? –€д историков настаивает, что это и есть сам кн€зь.  ак в случае с монетами ¬асили€ “емного, так и  в случае с печатью »оанна III.

 

 
“ќткровение ћефоди€ ѕатарского"
ѕрактически весь XV век ¬еликое кн€жество ћосковское находилось в ожидани€х конца —вета, который должен был наступить, согласно предани€м, в 7000 год от —отворени€ мира (1492 год). ¬ это врем€ получает грандиозную попул€рность византийский апокриф, который приписывалс€ греческому св€щенномученику ћефодию ѕатарскому. «ќткровение» содержало изложение мировой истории, начина€ от времен јдама и заканчива€ седьмым тыс€челетием от —отворени€ мира – пришествием антихриста и —трашным —удом.

¬ основе повествовани€ лежит противосто€ние израильт€н с измаилт€нами, а также и истори€ о «нечистых» народах, которые јлександр ћакедонский заключил в неприступных горах. ѕлемена измаилт€н, разгромленные израильским вождем √едеоном и бежавшие в ≈тривскую пустыню (сюжет этот восходит к Ѕиблии), в седьмом тыс€челетии выйдут из ≈тривской пустыни и поработ€т многочисленные страны. ѕосле их нашестви€ в мире воцаритс€ беззаконие, наступит полное падение нравов. Ќо со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Ќаступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. » тогда заточенные јлександром «нечистые» народы выйдут и покор€т почти весь мир. “огда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. „ерез некоторое врем€ родитс€ антихрист. ѕосле царства антихриста последует второе пришествие ’риста и страшный суд.

»нтересно, что слав€нский перевод «ќткровени€», распространенный в средневековой –уси, был значительно переработан и вобрал в себ€ другие попул€рные апокрифы «ѕророчество јндре€ ёродивого», «—казани€ о царе ћихаиле» и т.д. “огдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности –усской «емли, как  и особой роли великого кн€з€, как последнего православного государ€. ”читыва€, что  онстантинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаилт€н из пророчества, »оанн III действительно представал в образе последнего государ€ православного мира. ¬ «ќткровении» разв€зка была описана следующим образом:

«“огда внезапу въстанет на них (измаилт€н) ÷арь елинскы сиречь греческы с €ростию, великою. ѕробуди бо се €ко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци €ко мертва суща и ничимже потреб¬на. “ой убо изыдет к ним от море ≈фиопскаго и воздвигнет оружие на них в ≈триве отечестве их и попленит жены и чада их <...> » будет иго ÷ар€ √реческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на √рецех. <...> » будет €рость ÷ар€ √реческаго на отвергшихс€ √оспода нашего »исуса ’риста и умиритсе земле и будет тишина на земли, €кова же не бысть ни имат быти, понеже последн€€ есть <година>. » на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».


ћосковские комментаторы стали интерпретировать «÷ар€ греческы» как православного государ€, а «море ≈фиопское» как „ерное море, которое омывало берега  онстантинопол€. ѕосле же свадьбы »оанна III на византийской принцессе —офье ѕалеолог св€зь великого кн€з€ ћосковского с «греческим царем-победителем» из «ќткровени€» еще более укрепилось. ѕравда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить им€ ћихаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

Ќа основании возникшей в ћосковии концепции избранности »оанна III исследователь ј. ёрганов дал интерную трактовку символа всадника на печати:

«‘игура цар€-победител€ в символе –усского государства знаменовала собой русского цар€, которому суждено будет отдать власть Ѕогу в ≈го ¬торое ѕришествие. ѕо существу, это — символико-геральдическое воплощение идеи “ретьего –има, богоспасаемого царства. ќсобое значение имеет и то обсто€тельство, что конь в этой композиции — сама православна€ вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. ѕоражение зме€ скипетром-копьем — это уверенность в победе добра, торжества ’риста в последней схватке со злом. ¬ этом плане обнаруживаетс€ некоторое различие в тональности: если дл€ греческих сказаний противоборство завершаетс€ либо приседанием укушенного кон€, либо падением всадника, то в символе –усского государства мы видим демонстрацию уверенности”.

 

Ќадо признать, что вера в конец времен была на –усской «емле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать пол€, что привело к голоду. Ќо светопреставление не настало, однако это никак не повли€ло на идею избранничества »оанна III.

»нтересно, что змееборец по€вл€етс€ на печати московского государ€ спуст€ 5 лет после предполагаемого конца света.  ак это объ€снить? –€д исследователей утверждают, что московска€ элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. —о второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставлени€ – 1524 год (7032 год от —отворени€ мира). ѕоэтому, веро€тно, »оанн III придерживалс€ именно этой даты.

 

Ћегитимизаци€ св€того √еорги€
ѕосле смерти »оанна III символ всадника-змееносца использовали ¬асилий III, »оанн IV, ‘едор »оаннович, Ѕорис √одунов, Ћжедмитрий, ¬асилий Ўуйский, ћихаил ‘едорович, јлексей ћихайлович, ‘едор јлексеевич, ѕетр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как √еоргий ѕобедоносец.  ак русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, дл€ нас так и останетс€ загадкой.  Ћишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безым€нный змееборец получил им€ св€того √еорги€.

јлексей ѕлешанов

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку