-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20485
 омментариев: 34436
Ќаписано: 57159


«агадки библиотеки »вана √розного

—реда, 10 —ент€бр€ 2014 г. 11:38 + в цитатник

»ван √розный

Ќесколько столетий энтузиасты и авантюристы безуспешно ищут библиотеку »вана √розного – загадочную «либерèю» (от лат. liber - «книга»). —ерьЄзные учЄные убеждают - поиски лишены смысла. Ќо надежда все равно остаетс€.

–ождение легенды
ќставить след в истории можно двум€ способами: сотворить нечто гениальное или натворить что-нибудь безумное. Ќо если человеку не довелось родитьс€ гением, а лавры  √ерострата не прельщают - есть и третий путь: стать частью исторического мифа.  ак это происходит? Cначала возникает легенда. «атем она обрастает подробност€ми и «свидетельствами» тех, кто желает получить свои «15 минут славы». —о временем на рассказы этих «свидетелей» начинают ссылатьс€ потомки - и вот вам готовый исторический миф, в котором реальные люди занимают почЄтное место. ѕосмотрим, как создавалс€ миф о «либерèе» и кто, благодар€ ему, «наследил» в истории.

»так, легенда: уникальную библиотеку, которую столети€ми собирали византийские императоры, привезла в ћоскву принцесса —офь€ ѕалеолог в приданое своему мужу – великому кн€зю »вану III. „тобы уберечь бесценные свитки от пожаров, италь€нский архитектор јристотель ‘иораванти сконструировал дл€ библиотеки специальный тайник. ѕоследним владельцем библиотеки был »ван √розный, после его смерти «либер耻 исчезла.

 
—видетели
“еперь перейдЄм к «свидетел€м». «Ћивонска€ летопись» конца XVI века рассказывает историю пастора »оганна ¬еттермана, попавшего в плен к русским во врем€ Ћивонской войны. ѕрослышав об учености и праведной жизни пастора, »ван √розный пригласил его в ћоскву и повелел дь€кам показать пленнику свою библиотеку. ”видев множество бесценных книг, пастор воскликнул, что «отдал бы все свое имущество, даже всех своих детей, чтобы только эти книги… принесли много пользы христианству». ƒолжно быть, пылкость св€того отца немало позабавила дь€ков: ведь у пленника не было ни детей, ни имущества. ≈му предложили перевести на русский €зык часть рукописей. ќкинув взгл€дом хранилище, пастор смекнул, что работа предстоит больша€, возможно – на всю оставшуюс€ жизнь. ¬миг позабыл о «пользе христианству» и поспешил тактично отказатьс€.

–ассказ зан€тный, но совершенно неправдоподобный. ѕраво же, были у »вана √розного дела поважнее, чем  хвастатьс€ перед «смердом» своей библиотекой.  онечно же, пастор нафантазировал, но фантази€ увековечила его им€ на страницах «Ћивонской летописи», сделав частью мифа о «либерèе». ћы ещЄ услышим о ¬еттермане.

¬ XIX веке историк »ван «абелин, изуча€ архивы времен ѕетра I, обнаружил донесени€ пономар€  онона ќсипова. ќн пересказывал историю, услышанную от  друга - дь€ка ¬асили€ ћакарьева. »сполн€€ некое поручение царевны —офьи, дь€к исследовал подземель€  ремл€ и  наткнулс€ на потайную комнату, заставленную сундуками. ћакарьев почему-то решил, что именно в них хран€тс€ драгоценные рукописи библиотеки »вана √розного. ¬ыбравшись на свет божий, он доложил обо всем —офье, но царевна приказала об увиденном забыть. ћногие годы дь€к хранил тайну, поведал еЄ лишь ќсипову. ”шлый пономарь решил попытать счасть€ и отыскать заветную комнату. Ќо указанный ћакарьевым ход оказалс€ засыпан землей, добратьс€ до тайника в одиночку немыслимо. ѕришлось обращатьс€ к власт€м. ¬1724 г. ѕетр I распор€дилс€ расчистить подземный ход и отыскать библиотеку.  опали долго, но безуспешно. ќднако пономарь не унывал. ƒес€ть лет он продолжал засыпать высокие инстанции прошени€ми о новых раскопках в  ремле и, наконец, добилс€ своего: землекопы предприн€ли ещЄ одну попытку достичь тайной комнаты. “щетно.

”казатель...
Ўло врем€. ¬ 1822 г. профессор ƒерптского университета ’ристофор фон ƒабелов написал статью «ќ юридическом факультете в ƒерпте». —реди прочего, он цитирует документ, названный им «”казатель неизвестного лица». Ёто был ни много ни мало список рукописей, хранившихс€ в библиотеке »вана √розного. —ей документ, по словам профессора, ему прислали из архива города ѕернов. —тать€ заинтересовала коллегу ƒабелова - профессора ¬альтера  лоссиуса. Ѕыть может, список составил наш старый знакомый - пастор ¬еттерман (к тому времени «ливонский пленник» уже стал частью мифа о «либерèе»)?  лоссиус встретилс€ с ƒабеловым, но тот за€вил, что располагает лишь копией документа, а оригинал он отослал обратно в ѕернов.  ак же мог опытный архивист расстатьс€ с таким сокровищем? ѕроклина€ оплошность коллеги,  лоссиус поспешил в архив ѕернова. Ќо список как в воду канул, он не значилс€ ни в одной описи.

“ем не менее, в1834 г., уже после смерти ƒабелова,  лоссиус опубликовал статью «Ѕиблиотека великого кн€з€ ¬асили€ »оанновича и цар€ »оанна ¬асильевича», в которой подробно рассказал о находке профессора и огласил список рукописей из «”казател€» - труды “ита Ћиви€, “ацита, ѕолиби€, —ветони€, ÷ицерона, ¬ергили€, јристофана, ѕиндара и т.д. ћиф обрастал всЄ новыми «подробност€ми».

— начала ’’ столети€ и до последних дней жизни (1949 г.) «либерею» разыскивал археолог »гнатий —теллецкий. ќн утверждал, будто в1914 г. в ѕернове нашел-таки заветный «”казатель». Ќо успел лишь переписать его, поскольку вскоре документ… пропал. ”чЄные подн€ли —теллецкого на смех. “ем не менее, он методично и настойчиво разыскивал царскую библиотеку в ¬ологде, јлександровской слободе и, конечно, в московском  ремле. ¬1933 г. —теллецкий подает докладную записку самому —талину и добиваетс€ разрешени€ на раскопки.  опали долго, результат предсказуем - ноль.

–аскопки проводились и в наши дни, в «лихие 90-е». Ќемалые средства «осваивали» аж четыре года. –езультат… ну, вы пон€ли.

 
ј была ли библиотека?
ј теперь вернЄмс€ в реальность и задумаемс€: а была ли библиотека? —ложно представить, что в 1453 г. убегающие от турок защитники  онстантинопол€ успели погрузить на корабль и вывезти сотни книг. Ќо, предположим, чудо произошло, библиотеку спасли и привезли в ћоскву. ќна могла погибнуть в огне пожаров, еЄ могли растащить польские оккупанты в —мутное врем€. ƒа мало ли что. » так ли ценны были книги «либерèи»? јкадемик ƒмитрий Ћихачев  говорил: «ƒаже если библиотеку »вана √розного обнаружат, находка не будет представл€ть большой научной ценности. «начительную часть этого собрани€ составл€ли церковные книги, которые —офь€ ѕалеолог привезла на –усь из ¬изантии, чтобы молитьс€ на своЄм родном €зыке».

≈сть и ещЄ одна любопытна€ верси€: «либер耻 »вана √розного… уже найдена! Ќе вс€, конечно, лишь небольша€ часть. ¬от что писала газета «“руд» 22 но€бр€1944 г.: «¬ шкафах √осударственной библиотеки ———– имени ¬.». Ћенина хранитс€ много тыс€ч древних рукописей и рукописных книг. —реди других… п€ть книг большого формата в старинных кожаных переплетах из личного собрани€ »вана √розного». ћожет журналисты ошиблись? Ќо почти через полстолети€ заведующий отделом рукописей –оссийской государственной библиотеки (бывшей «Ћенинки») ¬иктор ƒер€гин подтверждал: «” нас хранитс€ 600 тыс€ч рукописей, из них 60 тыс€ч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Ќекоторые относ€тс€ еще к VI веку н.э. ¬полне возможно, что среди них есть и книги —офьи ѕалеолог».

“ак не пора ли вспомнить известную русскую поговорку и прекратить искать «рукавицы за по€сом»? Ќет, не отпускает энтузиастов оба€ние исторического мифа. ƒа и в истории «наследить» так хочетс€. ѕастор ¬еттерман, пономарь ќсипов, профессор ƒабелов, археолог —теллецкий…  то последний за «либерèей»? ¬ очередь, господа, в очередь!

ƒмитрий  азЄннов

ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку