-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55663


Ётот загадочный »ван —усанин

—реда, 17 —ент€бр€ 2014 г. 16:34 + в цитатник
Ётот загадочный »ван —усанин

»ван —усанин -  народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. «а 400 лет его им€ и легенда о чудесном спасении первого государ€ из рода –омановых стали частью фольклора.

ќткуда узнали?
»стори€ о подвиге »вана —усанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Ўирока€ публика узнала о ней только в 1812 году, благодар€ выходу рассказа писател€ —ерге€ Ќиколаевича √линки в журнале «–усский вестник».

ѕозднее именно на этой публикации основывались пьеса «»ван —усанин» и знаменита€ опера ћихаила »вановича √линки «∆изнь за цар€». √линка рассказал историю про »вана —усанина так. ¬ 1613 году изгнани€ пол€ков из ћосквы, их банды мародерствовали во внутренних област€х –оссии. ¬ феврале этого же года «емский собор в ћоскве провозгласил царем, и притом заочно, ћихаила ‘едоровича –оманова. Ќо сам ћихаил ‘едорович в это врем€ находилс€ в своей вотчине в  остромской области и одна из польских шаек решила его погубить. Ќо где его искать, пол€ки не знали.

«айд€ в село ƒомнино, они встретили кресть€нина »вана —усанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Ќо —усанин, смекнув, что пол€ки хот€т погубить молодого государ€, не только не сказал им, где он находитс€, но и повел их в противоположную сторону. ѕо дороге, он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. «авед€ л€хов в непроходимую чащу, »ван —усанин произнес: ««лодеи! ¬от голова мо€; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанетс€!». ѕосле этого, пол€ки зарубили сабл€ми геро€, но сами выбратьс€ из чащи не смогли и царь был спасен.

 
«€ть-наследник
“аким образом, истори€ »вана —усанина спуст€ 200 лет обрела новые подробности литературного характера. ≈стественно, что предсмертные слова »вана —усанина выдумал сам √линка. ћногие детали он также добавил в рассказ о —усанине «дл€ красного словца». Ќо какие именно это были подробности? „то же мы реально знаем об »ване —усанине?

„то-то можно предположить. Ќапример, что —усанин был вдовцом и у него была дочь, котора€ и наследовала ему. ¬ царской грамоте, данной 30 но€бр€ 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского кресть€нина) з€тю »вана —усанина Ѕогдану —абинину даруетс€ половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Ѕесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

–одственники —усанина
Ќекоторые предположени€, что мать —усанина звали —усанна, а сам он был сельским старостой €вл€ютс€ скорее домыслами. ј вот отчество —усанина – ќсипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждаетс€ никакими документами.

ќднако сам тот факт, что царь снизошел до простого кресть€нина и еще дважды из ћосквы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимани€.

¬ рассказе √линки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. ѕервый – сын —усанина.  ак мы знаем, наследовала ему дочь јнтонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Ќо ведь сын мог умереть и раньше?  ак показывают исследовани€ (¬елижев, Ћавринович) это не так. ≈ще в 1731 году потомками —усанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении цар€ еще одного родственника – будущего мужа јнтониды. ≈го €кобы послал —усанин предупредить цар€ об опасности.

ќднако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. “аким образом, и сын и з€ть —усанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении цар€ позднее. “о же можно сказать и о том, что —усанин увел пол€ков в чащи (или болота). ¬ документах XVII века известно только, что —усанин не выдал местоположение цар€, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

 
»ван —усанин и ƒЌ 
¬ начале 2000-х годов в прессе по€вились несколько сообщений о находке могилы »вана —усанина. јрхеологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села ƒомнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

ќднако они исходили из гипотезы, что —усанин был похоронен, что также еще требовалось доказать. ћедики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хот€ и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков —усанина в 8 – 15 поколени€х, уклонились от однозначной идентификации наиболее веро€тного скелета. —удьбу должен был решить анализ ƒЌ  костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

»ван —усанин XX века
“ем не менее, едва ли сейчас можно сомневатьс€, что подвиг »вана —усанина был выдуман. «адокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

—амым знаменитым €вл€етс€ подвиг кресть€нина ћатве€  узьмина зимой 1942 года. ¬ районе его деревни в ѕсковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. ¬ качестве проводника немцы выбрали 83-летнего ћатве€  узьмина. ќднако тот, вызвавшись вести отр€д, незаметно отправил 11-летнего внука —ерге€ (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него врем€ и место засады.

¬ условленное врем€ ћатвей  узьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. »стори€ эта была передана советским »нформбюро, а ћатвею  узьмину посмертно было присвоено звание геро€ —оветского —оюза.

ѕри этом, сам ћатвей  узьмин об »ване —усанине знал едва ли – псковский охотник веро€тно был неграмотным. Ќу а если знал, то это тоже неудивительно. ¬ –оссии, как и позднее, в ———–, подвиг »вана —усанина широко использовалс€ в массовой пропаганде. ќпера ћусоргского – «∆изнь за цар€» сменила название на «»ван —усанин», к патриотическому образу костромского кресть€нина обращались писатели, художники, поэты на прот€жении и XIX и XX веков. ќ реальном »ване —усанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом кресть€нине того времени. ≈го существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого ћихаила –оманова, на которого охотились л€хи.

јндрей Ѕорисов

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку