-ћетки

азарт актЄры алкоголь биографи€ блюда вещи вкусно вред вредно высказывани€ демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство истори€ казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинари€ кухн€ лайфхаки люди мифы мужчины м€со напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психологи€ работа развлечение развлечени€ религи€ ретро рецепт рецепты росси€ русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор €зык

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей: 20485
 омментариев: 34436
Ќаписано: 57159


“атаркины и болдыри

¬оскресенье, 21 —ент€бр€ 2014 г. 11:25 + в цитатник
√лавные правила казачьей семьи - основной €чейки выдающейс€ русской субцивилизации.
“атаркины и болдыри
 

Ќевозможно пон€ть казачество, не узнав его базовой ценности – семьи.  азаки к чужим дет€м относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина.  азаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. », если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

„ужих детей не бывает

¬ XVII веке донские казаки посто€нно воевали. ∆или они в поселени€х, называемых юртами. Ќапример, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, ћихаил ‘Єдорович –оманов обращалс€ к ним так: «Ќа ƒон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам ћихаилу »ванову и всему ƒонскому ¬ойску».

ќ казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. ќно и пон€тно, что все вопросы решались на юртовом круге. ∆енщины в управлении не участвовали и были на вторых рол€х. “огда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, перси€нок и черкешенок. ¬ частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с „убура и с јчаковской  осы.

 

болдырев_5

Ѕывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. ¬прочем, донцы прилагали все усили€, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. ѕорой на это уходило годы.  ак правило, в момент освобождени€ эти женщины уже имели детей от татар. ѕо традиции, казаки таких казачек не оставл€ли одних и брали в жены, при этом еЄ дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». ƒетей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдыр€ми».  стати, фамилии Ѕондыревы, “атаркины, “урчанкины и “умины €вл€ютс€ одними из самых распространенных на ƒону.

∆енитьба и развод на  ругу

¬ XVI и XVII веках  руг в юрте дл€ казака значил всЄ или почти всЄ. »менно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрени€ на ћайдане – своего рода гарантии.  азак, давший слово на  ругу, всегда выполн€л свое обещание. —о временем эта традици€ распространилась на все свадьбы.

болдырев_1

«Ѕудь моей женой», - говорил жених парень невесте. «Ѕудь моим мужем», - отвечала она ему. “акое предложение делалось прилюдно – оп€ть-таки на  ругу. ≈сли же казаки решали, что «этому так и быть», по€вл€лась нова€ семь€. “ам же на  ругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объ€снить свой поступок и убедить людей в своей правоте. ќбычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить еЄ от бесчести€. ¬ этом случае, женщина становилась его женой. Ќо не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. ≈сли еЄ муж оказывалс€ «такой-с€кой», то  руг становилс€ на сторону казачки.

«я возьму их на себ€!»

ƒонска€ вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. ”ход€ на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет.  асалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил  руг.

болдырев_4

Ќапример, в поселенье по€вл€етс€ гонец с плохой новостью, что на южные границы –оссии напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полна€ мобилизаци€ ¬ойска ƒонского. ¬ этом случае собиралс€  руг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Ёто означало, высшую степень опасности.

« то хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. ¬ ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. ¬ полной тишине они спрашивали у собравших: « то возьмет моих сирот и мою вдову на себ€»? ќб€зательно находились казаки, которые прилюдно говорили кл€тву: «я возьму их на себ€». “ак оно и было!

 расота – страшна€ сила

¬ XVIII столетье роль женщины в казачьих селени€х резко возросла. »сторик ¬.ƒ. —ухоруков св€зывает это с красотой казачек. ƒело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позоритьс€. —мешени€ лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «ѕламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайша€ опр€тность и чистота в одежде. ¬се они любили нар€ды и рум€нились», - писал —ухоруков.

болдырев_7

¬ то же врем€ казачки славились сильным характером. Ётнограф √.¬, √убарев так характеризовал их: «века посто€нных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. Ќа реке она управл€лась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. ”мела защитить своих детей и свой курень…».

ѕостепенно поговорка «женщину и кон€ держи в поводу» в казачестве потер€ла первоначальный смысл. ¬ид€ перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникалс€ к ней уважением.

ƒень матери

¬ православный праздник «введение во храм ѕресв€той Ѕогородицы» 4 декабр€ у казаков по€вилс€ обычай поклон€тс€ матери-казачке. ѕо сути это был первый женский праздник в –оссии. ¬прочем, в день поздравл€ли всех казачек, как состо€вших, так и будущих матерей. Ёто сказывалось и на выборе спутницы жизни.

болдырев_3

¬ восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. ≈сли же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. ќдновременно традиции запрещали женитьс€ на девушке, ближе семи степеней родства. «апрет распростран€лс€ также на женитьбу с детьми крестных родителей. ƒело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Ѕыло еще одно строгое правило: жених об€зательно должен быть старше невесты.

ћальчики и образование

ƒетей в казачьей семье, в сравнении с русской кресть€нской семьЄй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. ѕоскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Ќапример, когда у малыша прирезывалс€ первый зуб, заказывали молебен »оанну ¬оину. —огласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполн€лс€ год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. — этого возраста он училс€ метко стрел€ть, а с дес€ти лет – рубить шашкой. ¬прочем, уже с 3-х лет казачонок уже садилс€ на кон€. ѕримерно в это врем€ отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. — весны до осени мальчишки проводили врем€ со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. “ам и осваивалась наука дратьс€ и воевать. ¬ 14-ть лет казачонок об€зан был броском камн€ подбить высоко и быстро лет€щую птицу.

болдырев_2

Ќо самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. —тудентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. ≈сли не было возможности учитьс€ в школе, об€зательно занимались дома. Ќапример, якова Ѕакланова, будущего геро€  авказкой ¬ойны, во врем€ похода в  рым учил отец. ”ж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школ€ров, а также знал молдавский и турецкий €зыки. ѕо возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. ”видев, как он бойко читает, они его прин€ли в свой круг, иначе – могли и побить.

‘уражка донышком вверх

ѕо-другому воспитывали девочек. Ѕыл такой обычай, что первый раз дочку купала вс€ женска€ половина семьи – «смывали с неЄ заботы», чтобы жизнь было счастливой. ѕри этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщитьс€. ќсобо празднично отмечали первый шаг девочки, одарива€ еЄ подарками. ”же с п€ти лет еЄ приучали н€нчитьс€ с младшими брать€ми и сестрами.

болдырев_8

ƒл€ девушки-казачки особо важно было красиво петь и пл€сать. —пециально их этому не учили, но на праздниках р€дом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать.  огда приходило врем€ думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дит€».

 стати, на ƒону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. ќбычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейс€ казачке. ≈сли ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. “еперь все зависело от невесты. ќна могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему еЄ мужем. »ли перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

sanny1963   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 —ент€бр€ 2014 г. 11:38 (ссылка)
 расивый сильный народ! —пасибо, очень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку