-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в angreal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 6) -ѕринимаем_«а€вки- јв и_дЋ€_¬ас Fantasy_in_our_life MY_HIT Look_Digest WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55251

»ван √розный. ќ происхождении прозвища »вана IV

—уббота, 18 ќкт€бр€ 2014 г. 11:22 + в цитатник

»ван √розный. ќ происхождении прозвища »вана IV

»з всех русских царей мы называем »вана IV √розным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. ќднако на вопрос, когда и почему »ван IV стал "грозным" до сих мало кто может ответить.

Ќе только »ван IV

»ван IV был не единственным "грозным" царем в русской истории. "√розным" же называли и его деда, »вана III, который, кроме того имел также прозвища "правосуд" и "великий". ¬ итоге, за »ваном III закрепилось прозвище "великий", а "грозным" стал его внук.
»нтересно также, что »ван √розный не всегда был »ваном IV. ¬первые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей "»стории √осударства –оссийского" Ќиколай  арамзин, он вел исчисление царей от »вана  алиты. "ƒо  арамзина" »ван √розный "числилс€" »ваном I.

≈ще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император »оанн јнтонович (»ван VI), ко всем русским цар€м-»ванам добавили цифровую часть. —ам »оанн јнтонович стал называтьс€ »оанном III, его прадед стал »оанном II, а »ван √розный получил титул ÷арь »ван I ¬асильевич все€ –уси.

 
 огда √розный стал "грозным"?

 огда и почему  »вана IV стали величать "грозным"? ¬опрос далеко не праздный. ≈сли спросить человека об этом, то он, веро€тнее всего, ответит, что так цар€ стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. ѕотому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. ¬опрос следующий: кто его так назвал и когда? Ќе было ведь такого титула, никто »вана IV не называл при жизни "грозным", как и »ваном IV не называл. ќн был »ван ¬асильевич.

јбсурдность ситуации с прозвищем цар€ подтверждаетс€ тем, что однажды јлександр ƒюма написал буквально следующее: "»вана √розного за его жестокость стали называть "васильичем".

¬от что об этом пишет —крынников, виднейший исследователь жизни »вана √розного: "¬ источниках XVI века прозвище "√розный" не встречалось. —корее всего, царь »ван получил его, когда стал героем исторических песен".

“о есть ответить на вопрос: " огда именно по€вилось прозвище "грозный" не может даже —крынников. Ќо говорит, что это прозвание дал царю народ. » не при жизни »вана IV, а у же после его смерти. “о есть  получаетс€, что "грозный" - это как бы прозвище не цар€ даже, а пам€ти о нем.

 огда это происходило? —крынников пишет, что, скорее всего, во врем€ —муты.  огда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведска€ интервенци€, высока€ смертность, низкие урожаи. ¬се было плохо. » тогда цар€, которого уже не было, стали называть "грозным".

ѕоказательно, что »ван √розный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. —ам, без вс€кого на то принуждени€ государственной власти. ƒо этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

ќ √розном сложено много сказок. » из них, кстати, никак не складываетс€ образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Ќапротив, кажда€ сказка о »ване IV несет в себе тезис о том, что царь - человек, что он поставлен на  царство самим √осподом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой - раскаиваетс€, а т€жесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

"¬ообще »ван √розный был не заносчивый царь, простой. ќн любил пообщатьс€ с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда".

"»ван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел".

ћы приведем только две сказки о √розном - "»ван Ѕлагочестивый", и "»ван ѕевчий".

"»ван был хоть и грозный царь, но благочестивый. ќн св€то чтил христианские заповеди и очень печалилс€ оттого, что много вс€кой нечисти развелось на русской земле. ќднажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. — городов-крепостей свезли старух-переметчиц в ћоскву на площадь, обложили соломой и подожгли. Ќо наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. ¬прочем, спастись им не удалось: »ван √розный был благочестивый царь. ќн прокл€л ведьм, и его праведное прокл€тие оказалось сильнее их черных чар. —тарухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себ€ новую беду, с тех пор и близко не подлетают к ћоскве".

" ак благочестивый человек, »ван ¬асильевич любил церковную службу. ќсобенно песнопени€. ќн и сам не был обделен слухом и голосом и считалс€ прекрасным певцом. ≈ще бы, кто же станет перечить грозному царю! —мельчак, мудрец или глупец найдетс€ всегда. ѕриехал как-то царь в —ергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. ѕел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. ѕлененный голосом чудесным, царь »ван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Ќо ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликалс€ и продолжал петь.  огда же, наконец, разгневалс€ »ван ¬асильевич, то старец спокойно ответил, что во врем€ службы в церкви должен звучать один голос – его. ÷арю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его".

 
√розный отец

ћосква – столица –оссии, ¬олга впадает в  аспийское море, а »ван √розный убил своего сына. Ќикому не важно, например, что есть мнение о том, что ¬олга впадает сначала в  аму. “о же, что »ван √розный убил своего сына и вовсе давно подвергаетс€ сомнению.

≈сть мнение о том, что "грозным" »вана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. ј убивал ли он его?

√лавной уликой €вл€етс€...  картина –епина.

”бийство »ваном ¬асильевичем своего наследника - весьма спорный факт. ¬ 1963 году в јрхангельском соборе ћосковского  ремл€ была вскрыты гробницы »вана √розного и его сына. »сследовани€ позволили утверждать, что царевич »оанн был отравлен.

—одержание €да в его останках во много раз превышает допустимую норму. »нтересно, что тот же €д был найден и в кост€х »вана ¬асильевича. ”ченые заключили, что царска€ семь€ на прот€жении нескольких дес€тилетий была жертвой отравителей. Ћибо сами слишком много примен€ли дл€ лечени€ ртуть, котора€ тогда считалась чуть ли не панацеей.

ќднако остаетс€ тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве √розного, но отношение к этому мифу об »ване √розном было у иных правителей –оссии достаточно однозначным.  огда царь јлександр III увидел в галерее знаменитую сегодн€ картину –епина, то просто запретил еЄ к показу.

”веренно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и  онстантин ѕобедоносцев: "Ќельз€ назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический ".

Ќа картину –епина было в 1913 году совершено насто€щее покушение. ≈го совершил старообр€дец »ван Ѕалашов. ќн исполосовал картину трем€ ударами ножа. ”знав об этом, хранитель “реть€ковской галереи ≈гор ’руслов, бросилс€ под поезд.

„то значит "грозный"?

Ќепраздным €вл€етс€ и вопрос: что народ вкладывал в слово "грозный", когда называл так цар€? ¬ сегодн€шнем представлении в это слово заключена только отрицательна€ коннотаци€, однако не все так очевидно.

÷ар€ в сказках и песн€х вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государ€. » это при всем при том, что именно »ван √розный, разогнавший русскую машину до скорости неуправл€емости, предопределил и само —мутное врем€, когда не оставил после себ€ никого, кто смог бы удержать власть.

—крынников пишет:

"¬ обстановке неслыханных бедствий врем€ цар€ »вана стали вспоминать как эпоху могущества –оссийской державы, ее процветани€ и величи€.  ровавые и темные дела были забыты."

“акже он пишет о том, что "в представлении людей того времени "гроза" символизировала стихию испепел€ющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей."

»ван √розный и мыслил себ€ сам Ѕожьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. ќн не просто казнил тела, он казнил и души, соверша€ свои казни таким образом, что преступники становились "заложенными покойниками". ѕрактиковались: утопление (отправка преступников в их "родную" стихию - к нечисти, травл€ смертников медвед€ми (медведи считались "чистыми" животными, поэтому они карали человека за его грехи).

–епрессивна€ машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». ÷ар€ и так все бо€лись и уважали. Ћюбое выступление против ¬енценосного полагалось, как «хула на ƒуха —в€того», то есть грехом, который нельз€ искупить.

Ёкзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включа€ домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». «десь царь строго руководствовалс€ ветхозаветной  нигой »исуса Ќавина, а именно вз€тием »ерихона древними евре€ми. —огласно ѕисанию, участь жителей »ерихона была ужасной:

«…всЄ, что в городе, и мужей и жЄн, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всЄ истребили мечом…ј город и всЄ, что в нЄм, сожгли огнЄм», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объ€влены «закл€тыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Ќадо сказать, что в средние века библейска€ традици€ уничтожени€ «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

 ому выгодно?

»ван √розный не только первый царь, про которого начали сочин€ть сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Ѕулгакова и экранизацию его пьесы "»ван ¬асильевич мен€ет профессию").

 ак же так получилось, что "грозный" приобрело то значение, которое св€зываетс€ в народном сознании только с казн€ми, самодурством и сумасшествием (‘ильм "÷арь"  Ћунгина)?

¬еро€тнее всего, "ноги растут" из историографии Ќикола€  арамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости »вана √розного в начале "золотого" XIX века.

≈сть у этого мифа и более глубокие корни, а именно - европейска€ историографи€, котора€ относилась к √розному как к диктатору и сатрапу. Ќапомним, что »ван IV был англоманом, и вокруг него всегда "вертелись" сомнительные личности европейского происхождени€, которые пытались лоббировать католичество и "прибрать к рукам" ћосковию. »ван √розный этого не позволил,  отношение к нему было не самое благожелательное.

 стати,  и сам слух о том, что »ван √розный убил сына начал первым распростран€ть јнтонио ѕоссевино, папский легат. ѕо этой версии »ван √розный застал третью жену своего сына, ≈лену, в неподобающем виде. Ќевестка √розного была беременной и лежала в одном исподнем. »ван IV разгневалс€ и прин€лс€ "научать" ≈лену, ударил еЄ по лицу и избил посохом.

“ут, по словам того же ѕоссевино, в палаты вбежал сын √розного »ван и прин€лс€ укор€ть отца такими словами: «“ы мою первую жену без вс€кой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». ‘инал известен. ќтцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

ѕоказательно, что государи-народники относились к »вану √розному с пиететом и уважением (пример того же јлександра III), хот€ образ √розного цар€ в прошлом очень удобен дл€ действующей власти - он нивелирует все просчеты, говорит о том, что "вспомните и не ропщите, было и похуже". ”добен и тем, кто смотрит на –оссию из-за границы.

—ейчас нам так же прививают страх к советскому времени.

јлексей –удевич

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку