-Метки

азарт актеры алкоголь биография блюда вещи вкусно вред вредно высказывания демотиваторы деньги дети дизайн достопримечательности досуг еда женщины животные жизнь забавно здоровье знаменитости значение игра игровые автоматы идеи интересно интересные факты искусство история казино картинки кино котоматрица коты кошки красота креатив кулинария кухня лайфхаки люди мифы мужчины мясо напитки напиток наука необычно неожиданно новый год обман обычаи овощи ошибки позитив познавательное полезно полезное польза правда праздник привычки приготовление приметы природа продукты просто психология работа развлечение развлечения религия ретро рецепт рецепты россия русские секс сладости слова смешно советы ссср ставки странно страны съемки традиции факты фильм фильмы фото фразы фрукты цитаты человек юмор язык

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в angreal

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 57143


Проклятые животные

Вторник, 21 Октября 2014 г. 10:13 + в цитатник
Проклятые животные

Отношение к животным, которые живут рядом с нами, не всегда было доброжелательным. До начала XIX века в Европе продолжались процессы по "кошачьей инквизиции". Проклинали в силу разных причин и крыс, и бегемотов.

Проклятые кошки или проклятье кошек?
Несмотря на то, что в некоторых странах кошки считались символами удачи и везения, в средневековой Европе их очень не любили. Эта боязнь кошек, особенно черных, перешла и в сегодняшнюю массовую культуру и поверья. При этом мы забываем о том, что черных кошек в Средневековье и Новое Время сжигали на кострах, сбрасывали с башен, пытали и казнили.

Породить веру в проклятую природу кошек послужило сразу много факторов: это и их подозрительные повадки, привычки выходить на улицу ночью и самостоятельно передвигаться по крышам домов. Так из домашнего питомца образ кошки превратился в зловещего помощника ведьмы, четырехлапого шпиона или даже ведьминского воплощения.

Кроме того, как считалось ранее, в Библии не было ни одного упоминания о кошках – а, следовательно, их не постыдно было бы и истреблять. Несмотря на то, что в Библии кошки все же упоминаются, наряду с процессами над ведьмами производились и казни кошек: их кидали в костры пачками по двенадцать штук, вешали на площади, скидывали с башен и колоколен – последний раз это происходило в бельгийском городе Ипра еще в начале XIX века.

Ученые средневековой эпохи разрабатывали необычные приборы, совмещающие в себе сразу две функции: услаждение слуха и мучение богомерзких кошек. Таким прибором было котопианино, извлекающее звуки из заключенных в специальные отсеки кошек, «отстроенных» по тембру мяуканья.

При нажатии на клавишу струны дергали им за хвост, извлекая из «инструмента» своеобразные звуки, по поверью, исцеляющие от болезни аристократов – меланхолии.

 
Бегемот и крокодил: проклятые демоны Египта

Бегемотов, в изобилии водившихся в реке Нил, египтяне любили и представляли их в образе божественных животных. На бегемотов, водяных свиней, мужчины охотились, а женщины почитали богиню беременности Тауэрис в виде самки гиппопотама с человеческой головой. Следуя поверьям, египтянки наполняли полые статуэтки богини-бегемота молоком, надеясь на помощь небес при рождении и кормлении ребенка.

Впрочем, образ добродушного и близкого к богам бегемота резко исчезает с появлением коптов, являвшихся христианами. Так как с тех пор египетская религия подвергалась критике, божества фараонов стали отождествляться с христианскими бесами или чертями. Бегемот считался выходцем из ада, демоном, уничтожающим урожаи крестьян и обращающийся в бегство при произнесении имени Христа. В ветхозаветных апокрифах можно встретить упоминание о двух чудовищах, созданных богом на пятый день творения мира – Левиафане и Бегемоте. Левиафан был поселен в океане, а Бегемоту достались пастбища и пустыня в райском саду.

После сошествия на землю Иисуса Бегемот покинул отведенные ему угодья и вступил в схватку с Левиафаном. По разным вариантам, битва их либо будет идти до скончания времен, либо будет прекращена Cоздателем. В более поздней западной демонологии Бегемот стал могущественным демоном ада.
На фресках, изображающих суд Осириса, можно увидеть изображение странного бога-пожирателя, воплощающего в себе черты сразу нескольких животных – бегемота, льва и крокодила. Именно этому существу давали сердце умершего, если взвешивание показывало его нечестивость.

Мы видим, что образ бегемота здесь смешивается с образом крокодила – еще одного опасного животного, водящегося в Ниле. Крокодилам в Египте поклонялись: бог Себек, наполовину крокодил, наполовину человек, был носителем важнейшей функции разлива вод Нила. Себек выступал защитником людей и богов, и являлся типичным объектом поклонения для египтян, живших близи моря. Древнеегипетский город Шедит был назван греками Крокодилополь (город гадов), так как именно в нем был центр культа Себека.

Жрецы поклонялись крокодилоголовому богу и держали его символическое воплощение – священного крокодила, обряженного в золото и алмазы – в храме. После смерти таких крокодилов мумифицировали, подобно фараонам. В других городах Египта крокодилов разводили и приносили им жертвы.

Плутарх описывал крокодилов как существ, способных беззвучно ползать и видеть с закрытыми глазами.

Для евреев крокодил был символом египтян – народа-угнетателя. А в христианстве чужеродный звероподобный бог быстро становится «богом наоборот», то есть, сатанинским отродьем из преисподней. Множество легенд и изображений повествуют о том, как святые из Египта боролись с крокодилами при помощи молитв. Большая пасть крокодила напоминала изображения ада, поглощающего грешников, и этот факт придал животному еще большее сходство с миром демонов. Морское чудовище Левиафан также зачастую называли Крокодилом. Баснописцы подхватили общий мотив нечестивости и проклятости крокодила, сделав его синонимом лицемерного человека – знаменитые крокодиловы слезы навеки остались в языке.

Змеи и крысы: опасные вредители
«От этих проклятых крыс покоя мне не будет», говорит Гекельберри Финн в «Томе Сойере», рассуждая о том, что каждому узнику полагается познать общество крыс. Действительно, к крысам отношение в древности было не самое лучшее – уже только их несомненный вред в домашнем хозяйстве мог бы послужить к этому причиной. В Средневековье считалось, что мыши и крысы самозарождаются от испарений старого зерна и грязной ткани: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди». Бесчисленные существа приносили в города только беды: к примеру, в XIII веке в Базеле пришествие крыс послужило причиной смерти многих крестьян: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод».

Так как кошки уничтожались инквизиторами и суеверными жителями, ловить крыс было некому, и те размножались, ели запасы и переносили чуму. Таким образом, крысы были еще и прямыми посланниками Дьявола, карающими грешников болезнью. Суеверный страх перед пришествием крыс, за которыми обыкновенно следует чума, привел к появлению специальной должности – крысолов. Помимо различных отрав и ловушек крысоловы нередко прибегали к заклинаниям или даже музыке – что отразилось в известной легенде о Гаммельнском крысолове.

Другие животные, вызывающие страх в прежние времена – змеи. В средневековых бестиариях можно встретить описания десятков видов змей, многие из которых имеют две головы или другие фантастические черты. Змея в христианском мире признавалась едва ли не синонимом Сатаны: именно змей подговорил Адама и Еву к первородному греху, и потому убийство змей считалось вполне богоугодным делом. Офитические секты, поклонявшиеся змею как провозвестнику бога, дарующего человеку небесное знание, были объявлены еретическими, что еще более ухудшило положение образа змеи в символических рядах Средневековья. Распространенный сюжет победы архангела Михаила или святого Георгия над змием демонстрирует, насколько в древности смешались образы первородного змия-дракона и обыкновенных змей, зачастую безобидных.

 
Козел: воплощение Сатаны

Козел в христианском мире считался символом похоти и сластолюбия. Дьявол также носил козлиные рога, что можно связать с его прототипом – древнегреческим богом Паном, обладающим козлиными рогами и копытами.

Искоренение христианами древних языческих богов зачастую шло путем их отрицания в негативных библейских образах: как и в случае с бегемотом или крокодилом, козлу пришлось пострадать «за веру». В средневековых текстах козел – обычный синоним или сластолюбца, или любого грешника, упрямого и недалекого. Согласно этой метафоре Христос, добрый пастырь, «отделяет овец от козлищ». Инквизиторы же утверждали, что иногда видели на ведьминских шабашах козлов, которые подставлялись еретикам для срамного поцелуя. Таким образом, козел в воображении необразованных крестьян становится воплощением Дьявола.

 

Сергей Зотов

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку